29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


К 170-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Статьи | «Статьи из Информационного письма Северного УГМС N 1 (176).»

Ю.Н. Катин - начальник ОФД и НТИ.

25 апреля 2004 года исполнилось 170 лет со дня образования гидрометслужбы России, а 7 августа т.г. исполнится 75 лет образования Гидрометеорологического комитета СССР при Совете Народных Комиссаров СССР.

Однако еще во времена язычества на Руси возникла «служба погодоведения», отражавшая результаты многовековых наблюдений русского крестьянина за природой  и содержавшая первые попытки предвидения погоды. Эта народная «служба погодоведения», развиваясь и обогащаясь, существовала на протяжении многих столетий. Русский крестьянин, всю свою жизнь связавший с землей, с древних времен учился наблюдать за природой и сопоставлять накопленные наблюдения, находить «корреляционные связи» между погодой в разные сезоны года, так «если зимой мало снега . мало будет дождей и летом»; предвидеть погоду как на малый, так и на большой срок.

Систематическая регистрация необычайных метеорологических явлений началась на Руси в последней четверти X века. В 37 томах полного собрания русских летописей содержится более тысячи записей, характеризующих экстремальные метеорологические явления в X . XVII столетиях.

В 1650 году в Московском Кремле по Указу царя Алексея Михайловича были начаты ежедневные визуальные наблюдения за погодой. Записи о метеорологических явлениях заносились в «Дневальные записки Приказа тайных дел», которые были опубликованы в 1908 году историком С.А.Белокуровым. Всего в опубликованных записках содержится более двух тысяч записей о погоде.

Изучение  исторических источников, относящихся к петровской эпохе, позволило выявить обширную группу документов, содержащих важную метеорологическую информацию за 1695-1725 годы. Основное место среди них занимают, так называемые, «Походные журналы Петра Великого». В значительной части они содержат визуальные метеорологические наблюдения, которые велись во многих районах России и Европы офицерами, сопровождавшими Петра I в его военных походах, поездах по России и европейским государствам. Наблюдения за погодой велись также на кораблях военно-морского флота. Сведения о гидрометеорологическом режиме Балтийского моря и его заливов использовались при проведении операций против шведского флота.

Символично, что основанная Петром I Академия наук начала свою деятельность с постановки инструментальных метеорологических наблюдений. Эти наблюдения были начаты 1 декабря 1725 года академиком Ф.Х.Майером. Вскоре в Санкт-Петербурге, по инициативе Академии наук, была создана городская сеть метеорологических станций. Предпринимаются попытки теоретически обобщить полученные материалы. В этом отношении весьма плодотворна деятельность физика Г.В. Крафта, к которому вскоре перешло ведение метеорологических наблюдений. Г.В. Крафт выполнил серию исследований о термометрах и написал ряд ценных работ по метеорологии. Начиная с 1726 года, Академия наук приступила к публикации результатов метеорологических наблюдений.

Большое влияние на развитие метеорологии в России оказала деятельность Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 годы). Академический отряд этой экспедиции создал первую русскую инструментальную метеорологическую сеть от Казани до Охотска и Камчатки в количестве 20 станций. К сожалению, сеть эта просуществовала недолго. Метеорологические наблюдения велись и на морских судах экспедиции.

Огромный вклад в отечественную метеорологию во второй половине XVIII века был сделан великим русским ученым М.В.Ломоносовым. Ему принадлежит ряд важных исследований по метеорологии. В то же время Ломоносов понимал, что для развития и подтверждения представлений о поведении атмосферы нужна хорошо организованная система наблюдений с учреждением сети метеорологических обсерваторий, прежде всего, в интересах обеспечения нужд флота. В своих трудах он четко проводил в жизнь идею создания станций наблюдений, причем именно ему принадлежит идея оснащения таких станций самопишущими приборами. Ломоносов сам производил метеорологические наблюдения, занимался конструированием метеорологических приборов.

Во второй половине XVIII века начались более или менее регулярные и продолжительные инструментальные метеорологические наблюдения. К концу века в России существовало 16 регулярно работавших станций, оснащенных приборами отечественного производства.

Для руководства сетью метеорологических станций в такой обширной стране, как Россия, нужен был центральный орган, который обеспечил бы станции однородными приборами, следил за соблюдением единых сроков наблюдений, обрабатывал и публиковал материалы наблюдений. Однако, государство не отпускало средств на развитие метеорологии.

Тогда  в 1803 году Виленский университет выдвинул предложение организовать метеорологические наблюдения при учебных заведениях Виленского учебного округа. Это начинание особого распространения не получило, но и не прошло совсем бесследно. В параграфе 52 нового Устава учебных заведений России (1804 г.) «поручается учителям гимназий под руководством директоров вести метеорологические наблюдения в губерниях, включая в оные сведения о земледелии, времени посева и жатвы, о свойствах земли и т.д.». Однако, в первые два десятилетия XIX века наблюдения не получили сколько-нибудь значительного развития. Более быстрый рост метеорологической сети начался лишь в 30-х годах, когда число станций выросло до 70.

Толчком к этому послужило, видимо, новое распоряжение Министерства народного просвещения (1832 г.), призвавшее учебные округа более решительно приступить к организации метеорологических станций. Этот циркуляр был гораздо более конкретным. К нему была приложена инструкция для ведения наблюдений, составленная Академией наук, указывалось также, где можно получить поверенные приборы. Материалы наблюдений предлагалось высылать в Академию наук академику А.Я. Купферу.

Академик А.Я. Купфер 30 октября 1833 года представил директору Департамента горных и соляных дел Министерства финансов проект организации сети магнитных и метеорологических обсерваторий при горных заводах, возглавляющихся Нормальной обсерваторией при Горном институте в Санкт-Петербурге. В Нормальной обсерватории кроме производства наблюдений, должны были готовить наблюдателей для периферийных обсерваторий. В ней предполагалось сосредоточить все материалы наблюдений, их контроль, обработку, издание.

Согласно проекту, создавались метеорологические и магнитные обсерватории I разряда в Нерчинске и Златоусте, обсерватория II разряда в Колывани и обсерватории III разряда в Богословске, Екатеринбурге, Луганске.

Проект А.Я. Купфера был рассмотрен и одобрен Ученым комитетом Горного корпуса и 13 апреля 1834 года получил «высочайшее соизволение» императора Николая I.

Законом Российской империи ? 698 закладывался краеугольный камень постоянной геофизической сети России, руководимой из одного центра, снабженной однотипными инструментами и ведущей наблюдения по единым наставлениям.

Дата 13 (25) апреля 1834 года отмечается как день рождения гидрометслужбы России. Дальнейшее развитие метеорологической службы России связано с деятельностью Главной физической обсерватории (ГФО), открытой в Санкт-Петербурге в 1849 году. В настоящее время . это Главная геофизическая обсерватория (ГГО) имени А.И. Воейкова. 1 апреля 1849 года были утверждены «Положение о Главной физической обсерватории» и ее штат в составе  7 человек (директор, смотритель, 2 старших и 3 младших наблюдателя). Задачей обсерватории являлось «производство физических наблюдений и испытаний в обширном виде и вообще для исследования России в физическом отношении». Инициатором создания и первым директором ГФО был А.Я. Купфер. Однако, при создании обсерватории не прошло предложение Купфера о том, чтобы все существующие и впредь открываемые метеорологические и магнитные учреждения находились, независимо от их ведомственной принадлежности, в подчинении Главной физической обсерватории. В подчинении ГФО первоначально были только обсерватории Горного ведомства.

Значительно расширились права и обязанности ГФО в связи с передачей ее в ведение Академии наук в 1871 году. Согласно новому положению о ГФО она являлась «Центральным учреждением для исследования России в физическом отношении», причем на нее возлагалось «содействие лицам, занимающимся практическим исследованием по физике и метеорологии, в особенности по производству метеорологических и магнитных наблюдений». Далее, этим Положением ГФО вменялось в обязанность ежегодно обрабатывать и издавать все доставляемые ей наблюдения. Была обеспечена материальная возможность регулярного инспектирования ею некоторого (хотя и ограниченного) количества станций. Но ГФО имела очень мало средств для развития сети своих станций, в связи с чем, первые десятилетия своего существования ей приходилось ориентироваться, главным образом, на сеть добровольную или, как ее тогда называли, «корреспондентскую» сеть. Обычно корреспондентами являлись представители местной интеллигенции (учителя, агрономы и т.д.).

С 1 января 1872 года ГФО приступила к изданию «литографированного метеорологического бюллетеня и составлению ежедневных синоптических карт в Европе и Сибири». 10 октября 1874 года ГФО отправила в порты Балтийского моря свое первое предостережение о шторме.

Директором ГФО с 1868 по 1895 год работал выдающийся ученый Г.И. Вильд, прибывший в Санкт-Петербург из Швейцарии по приглашению Академии наук. Г.И. Вильд был одним из главных инициаторов и организаторов Первого международного метеорологического конгресса в Вене в 1873 году. На Втором конгрессе в Риме в 1879 году учреждена Международная метеорологическая организация, главой которого был избран Г.И. Вильд и находился на этом посту в течение 17 лет. Преемником Г.И. Вильда стал его многолетний соратник М.А.Рыкачев, который с 1867 по 1895 год работал помощником директора, а с 1895 по 1913 год . директором ГФО.

Небольшая для российских просторов сеть ГФО не в состоянии была удовлетворить запросы ряда быстро развивающихся центральных ведомств. В связи с этим, начиная с последней четверти XIX столетия, стали значительно расти ведомственные метеорологические сети. Так, в 1913 году  из 845 станций, приславших свои наблюдения в ГФО, только 33 содержались на средства последней, а остальные содержались на средства Главного управления землеустройства, губернских земств, морского и военного ведомства, Министерства торговли и промышленности, железных дорог и др.

В период Гражданской войны метеорологическая сеть России пришла в упадок. К концу 1920 года действовало всего 325 станций. Поэтому в начале 1921 года Наркомзем РСФСР и ГФО  представили в Совет Труда и Обороны РСФСР свои проекты организации метеорологической службы в РСФСР. 21 июня 1921 года был издан декрет Совнаркома РСФСР «Об организации метеорологического дела в РСФСР». Декрет от 21 июня 1921 года не только подчеркивал роль ГФО как единого центра по научно-исследовательскому и научно-методическому руководству всеми общеметеорологическими наблюдениями на территории РСФСР, но, в определенной степени, стремился придать ей роль и организационного центра (правда, без административных и финансовых функций ) в данной области.

Наряду с общеметеорологической сетью станций, подчиненных непосредственно ГФО, законодательство РСФСР в данный период разрешало ведомствам восстанавливать старые и строить новые сети метеорологических станций.

В 1927 году Правительство СССР поручило Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции СССР обследовать состояние в СССР гидрологической и метеорологической служб. В августе 1927 года специальная группа представила Наркомату свои «Выводы», в которых на основании фактов и цифр констатировалось хаотическое состояние общей организации гидрометеорологического дела в СССР. «Выводы» подчеркивали, что основной причиной такого состояния являлось отсутствие общесоюзного органа, централизующего руководство обеими службами. Отсюда проистекали бесплановость, параллелизм в работе, огромная затрата лишних средств, нерациональное распределение сети станций. «Выводы» предлагали положить в основу построения единой Гидрометслужбы в СССР следующие принципы: слияние гидрологии и метеорологии в единую общегосударственную «Гидрометеорологическую службу СССР» с объединением в этой службе всех ведомственных гидрометслужб с их сетями станций; расформирование всех гидрометеорологических административных органов, существующие в различных ведомствах как в центре, так и на периферии.

Против «Выводов» выступили, и притом в довольно резкой форме, Наркомзем, Наркопрос, Народный комиссариат путей сообщений и другие заинтересованные ведомства, в результате чего общесоюзная организация Гидрометслужбы в то время так и не была создана.

Однако, когда ровно через два года вопрос о создании Общесоюзного Центра снова встал перед руководящими органами страны, то указанные «Выводы» спецгруппы, после вторичного обследования в 1928 году, были целиком и полностью приняты и оформлены Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 7 августа 1929 года «Об объединении гидрологической и метеорологической службы  Союза ССР». Этим Постановлением учрежден Гидрометеорологический комитет СССР при СНК СССР, его первым председателем был назначен А.Ф. Вангенгейм.

Постановление от 7 августа 1929 года положило начало созданию в нашей стране единой общегосударственной гидрометеорологической службы, успешно функционирующей и в настоящее время.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru