На вопросы корреспондента газеты "АиФ в Архангельске" Митеневой Наталии отвечает руководитель Северного УГМС Л.Ю.Васильев ( статья опубликована 26.08.2004 г).
27 августа т.г. из Архангельска на Землю Франца-Иосифа отправилось научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». На борту находятся четверо полярников. Они будут восстанавливать на острове Хейса самую северную в мире метеостанцию имени Кренкеля. Об этом корреспондент «АиФ в Архангельске» побеседовала с руководителем Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) Леонидом Васильевым.
- Леонид Юрьевич, сколько вообще сегодня существует полярных метеостанций? Так ли они нужны?
- В нашем управлении сейчас насчитывается порядка сорока труднодоступных полярных станций. Но этого недостаточно. Чем больше пунктов наблюдения и чем ближе они стоят друг к другу, тем точнее можно прогнозировать погоду. Если сравнивать с советским периодом, то полярных станций тогда было на 25-30% больше. Наши подразделения в отдаленных местах перестали закрываться только в середине 90-х годов. Постепенно восстанавливаем некоторые из них. К примеру, два года назад опять заработала метеостанция на острове Белом . Сейчас отправляем четверых полярников на остров Хейса. В этом году появится автоматическая станция наблюдений на мысе Желания. Она будет посылать нужную информацию в автономном режиме. Кстати, в будущем мы планируем устанавливать автоматические станции, а не посылать людей в Арктику. С автоматикой намного проще.
- Почему не установили автоматическое оборудование и на острове Хейса?
- Там очень интересные природные условия со всех точек зрения. Думаю, на Земле Франца-Иосифа будет снова развиваться международное сотрудничество. Возможно, в будущем начнем проводить там ракетное зондирование для изучения верхних слоев атмосферы. Еще во времена расцвета СССР полярная станция на острове Хейса считалась одной из крупнейших обсерваторий в мире, где проходили самые различные исследования. Бывало, что одновременно на острове проводили наблюдения до 200 специалистов. В 2000 году там произошел большой пожар. Сгорела часть зданий и техники. Наконец-то нам удалось найти источники финансирования для покупки нового оборудования, строительства дома для полярников, оплаты транспортных расходов, зарплат - на все порядка 10 миллионов рублей. Нас поддерживает федеральный бюджет, общественные организации. Во многом помогает руководитель «Полярного фонда» ученый, вице - спикер Госдумы Артур Чилингаров. Тем более, что 2007 год будет отмечаться как международный полярный год.
- Вы говорите, работало до двухсот человек, почему сейчас всего четверо полярников? Дефицит кадров?
- Сегодня у нас другой подход к наблюдениям, для работы на труднодоступной станции достаточно 5-6 человек. Ну а кадровый дефицит, конечно, есть. Обычно штат сотрудников, работающих на полярных станциях, укомплектован где-то на 75%. Но нехватка растет. Специалисты все меньше хотят уезжать работать так далеко и надолго. Так что приглашаем всех желающих. Человек двадцать мы бы сейчас приняли на работу. Зарплаты у полярников небольшие . около 5 тысяч рублей, зато питание бесплатное.
- А женщин берете? В каких условиях приходится работать полярникам?
- У нас же не космос. Например, сейчас на диксонские станции едет 10 будущих полярников из Новосибирска. В основном девушки. Один из четверых, уехавших на остров Хейса . тоже женщина. На наших полярных станциях годами проводят наблюдения семейные пары, кое-кто уже лет по 20-30. Про условия могу сказать, что работать можно. Из развлечений на некоторых метеостанциях есть телевизор, библиотека. Таких удобств как в обычных квартирах нет. Для мытья построены бани. Труднее работать с психологической точки зрения. Люди целый год живут в маленьком коллективе. Не все выдерживают, иногда приходится менять сотрудников.
- Когда ожидаются первые прогнозы со станции Кренкеля? Вообще насколько можно доверять прогнозам погоды?
- Сначала на острове Хейса полярники будут помогать строить новый дом. Планируем, что первые наблюдения там начнутся в октябре. Что касается прогнозов погоды, те, которые делаются заранее, оправдываются меньше. Как правило, прогноз, составленный на сезон, точен на 50-60%. Сделанный за трое суток . верен почти на 90%. Самым точным можно считать прогноз на следующий день. Он оправдывается на 95%. Кстати, у Архангельской области прогнозировать труднее, чем, скажем, в Сибири. Мешает постоянная смена атмосферных процессов.
- Каков ваш прогноз на наступающую осень?
- Атмосферный фронт, принесший похолодание, сейчас проходит. В нашу область возвращается потепление. Сентябрь вообще ожидается теплым. Особенно в первой половине сентября, когда температура воздуха будет на 1 градус выше нормы.
- Правда ли, что на севере в последнее время происходит потепление климата?
- Такая тенденция действительно наметилась где-то с середины 70-х годов. Мы отмечаем, что в последние годы морозных зим в нашей области стало меньше. К примеру, среднегодовая температура воздуха в Архангельске стала на полградуса выше. Но процесс глобального потепления климата еще мало изучен. Поэтому никаких утверждений по этому поводу делать нельзя. В любой момент все может измениться в обратную сторону.
|