Н.Н. Колесниченко - бывший руководитель
Северного УГМС,
Г.К. Лоренц - бывший начальник ОНТИ и ГМФ
В первые дни войны перед работниками Гидрометеорологической службы, как и перед всеми советскими людьми, встал вопрос: "Как дальше организовать работу, чтобы наилучшим образом обеспечить нужды армии, флота, наиболее эффективно использовать свои знания и силы для разгрома врага?".
Перед войной структура Гидрометслужбы сложилась примерно такая же, как и сейчас. В составе Главного управления Гидрометслужбы при Совете Народных комиссаров находились республиканские и местные (в РСФСР) Управления Гидрометслужбы. В их ведении - наблюдательные станции и посты, бюро погоды, авиационные метеостанции в аэропортах, различные вспомогательные подразделения, научно-исследовательские институты.
В Арктике гидрометобсерватории, бюро погоды, гидрометстанции подчинялись Главному управлению Северного морского пути при Совете Народных комиссаров (ГУСМП при СНК СССР). Их научным и методическим центром был Арктический научно-исследовательский институт (АНИИ).
Фото. Сотрудники Бюро погоды 1945 г. Офицеры Нефедов Н.В.- начальник радиоаппаратной связи, Басс М.И. . начальник Архангельского УГМС, Безуглый И.М.- начальник ОСП (отдел службы прогнозов управления), Добрынин А.И. . начальник Бюро Погоды.
Война поставила перед гидрометеорологами свои специфические задачи, которые можно было решить путем военизации всей Гидрометеорологической службы.
Уже в июле 1941г. Главное управление Гидрометслужбы со всеми своими подразделениями было включено в состав Вооруженных сил. Начальником Главного управления Гидрометслужбы Красной Армии стал академик Е.К. Федоров.
Изменения произошли и в Архангельском УГМС.
На Севере боевые действия охватили Белое, Баренцево, Карское и даже - море Лаптевых. Плавание в этих широтах было сопряжено с огромными трудностями, основными из которых была тяжелая, быстроменяющаяся гидрометеорологическая и, особенно, ледовая обстановка. Перед гидрометерологами встала трудная задача - в военных условиях обеспечение своевременной информацией о состоянии погоды, а также качественными прогнозами погоды.
В начале войны гидрометеорологическое обслуживание обеспечивалось группой при штабе Беломорской военной флотилии. Возглавлял ее известный океанолог профессор Н.Н. Зубов. В 1942 г. эта работа была возложена на Управление Гидрометслужбы Архангельского военного округа. С этой целью были организованы два отделения: службы погоды (ОСП) и ледовой службы (ОЛС).
Район обслуживания отделения службы погоды простирался от Карелии до о. Диксон. Инженеры-синоптики были поставлены в очень тяжелые условия-работы - из-за полного отсутствия метеорологической информации с Западной Европы, а также оккупированной части СССР. Они "на ходу" учились работать по "обрезанной" карте. Несмотря на это, синоптики старались полностью использовать все имеющиеся данные для подготовки качественного прогноза погоды.
Значительно увеличился объем работ у техников-синоптиков. В самые тяжелые 1941-1943 годы часто приходилось работать без электрического освещения, при "коптилках", во время бомбежек, но синоптики круглосуточно несли вахту, обеспечивая армию и флот необходимой гидрометинформацией и прогнозами погоды. В военные годы в Бюро погоды под руководством сначала А.И. Добрынина, а затем И.М. Безуглого сложился дружный, работоспособный коллектив: Это инженеры-синоптики М.А. Васильева, Н.Н. Бельская, Е.Е. Флягина, техники М.И. Большакова, Е.П. Добрынина, Ф.К. Попова, А.А. Суховская и многие другие.
Фото. Обсуждение положения атмосферных фронтов проводит начальник Управления Гидрометслужбы АВО Архангельского УГМС М.И. Басс.
Ряд специалистов выезжали в командировки на Новую Землю, о. Вайгач, о. Диксон. На ряде метеостанций были введены даже должности синоптиков.
В задачу отделения ледовой службы входило, кроме обеспечения штаба Беломорской флотилии, обслуживание ряда гражданских организаций.
Информация о ледовой обстановке поступала из различных источников: гидрометстанций, постов СНИС, авиаразведок льдов. Всего за 1942 - первую половину 1945 г. было сделано 255 авиразведок по Белому морю. Только в одном 1944 г. было выполнено 115 вылетов. Данные ледовых разведок оперативно сообщались в штаб Беломорской военной флотилии и непосредственно на суда.
В отдельные дни при проводке караванов судов и проведении других операций в тяжелейших условиях на Белом море ледовые разведчики вылетали по несколько раз для получения непрерывной информации о ледовой обстановке.
В обеспечение круглогодичного плавания по Белому морю и зимних навигаций в Архангельске большой вклад внесли специалисты этой службы.
Особенности положения Архангельска в дельте Северной Двины, отсутствие мостов через реку, значительный подход военных грузов морским путем в зимний период потребовали организации ледовых переправ, как для автотранспорта, так и для железнодорожных составов.
Уполномоченным Государственного комитета Обороны по перевозкам на Севере был назначен дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин.
Опыт организации ледовых переправ был накоплен еще в первую мировую войну, а также в период Финской кампании. В зиму 1941-42г.г. гидрологами Архангельского УГМС был выполнен большой объем экспедиционных исследований в районе переправ (съемка температуры воды, пробуры льда, испытания его на прочность). В результате рекогносцировочных исследований предлагались места для железнодорожной переправы в районе Жаровихи. Общее руководство работами осуществлял И.Д. Папанин.
Много труда вложил в обслуживание ледовых переправ Николай Иванович Косягин. Гидрологи вели ежедневный контроль за толщиной льда, определяли предельно допустимые нагрузки. В УГМС Архангельского военного округа полученные данные использовались для составления прогнозов. Благодаря успешному гидрологическому обслуживанию доставка военных грузов в Архангельск в зимнее время не прекращалась.
В суровом 1943 году Гидрометеорологическая служба взяла на "вооружение" новый для нее метод - экспедиционные исследования рек и озер, что диктовалось запросами обороны и хозяйственными потребностями мирного времени. В годы войны малочисленные отряды (по 2-3 человека) обследовали и дали гидрографическое описание десяткам водных объектов. Руководителями отрядов были И.М. Жила, Н.П. Пальников, А.П. Мысяков и другие гидрологи управления. Особо надо отметить, что в период войны, помимо составления оперативных данных по гидрометрежиму морей, были составлены и даже изданы капитальные научные работы по Белому морю: "Атлас льдов" В.В. Тимонова, "Атлас течений" В.П. Александрова, "Атлас приливов" К.Д. Тирона, "Таблицы приливов" М.В. Ремизова и другие труды.
Советское правительство высоко оценило труд северян - гидрометеорологов, наградив их орденами и медалями. Большой вклад в развитие гидрометслужбы на Севере в те годы внесли Басс М.И., Соболева А.Н., Шумякин А.Н., Безуглый И.М., Добрынин А.И., Кузнецов И.С., Швец М.Ф., Забуга Т.А., Жила И.М., Королев И.С., Безнаев Е.И., Сотникова А.П. и ряд других.
Фото. М.И. Басс, начальник Архангельского управления (1941-1946 г.г.) на рабочем месте.
После окончания войны, в 1946 году, Главное Управление Гидрометслужбы вместе со всеми его подразделениями было «демобилизовано», выведено из состава Министерства Обороны и передано в непосредственное подчинение правительству СССР.
|