(подготовлено в 1989 г. А.И. Добрыниным - бывшим начальником
Архангельского бюро погоды и Отдела службы
прогнозов Северного УГМС).
В связи с осложнениями международной обстановки в мире в Северном УГМС в 1938 г. организуется Отдел обороны, которому была поставлена задача подготовки подразделений гидрометслужбы к работе в условиях военного времени. В результате я был переведен (из Бюро погоды) на работу в этот отдел старшим специалистом. Начальником отдела стал Лягин Василий Александрович.
Основной задачей отдела являлась подготовка специалистов Бюро погоды и других прогностических подразделений для работы по так называемой "обрезанной карте", т.е. при отсутствии поступления сведений о погоде с территории, западнее наших государственных границ, что фактически наблюдалось в течение всех военных лет.
Второй задачей являлось снабжение прогностических органов и гидрометстанций, имеющих радиосвязь, секретными кодами по зашифровке гидрометсведений и обучение штата шифрованию.
И наконец, основной задачей являлась отработка планов и схем гидрометобеспечения воинских подразделений армии и флота различного рода гидрометсведениями и прогнозами погоды, гидропрогнозами: о волнение моря, о ледовых условиях плавания судов и др.
В конце 1940 - начале 1941г. во всех местных УГМС организуются Отделы службы прогнозов, в обязанность которых входили организация и контроль за работой всех прогностических подразделений по составлению ими различного рода прогнозов, и различного рода материалов фактического состояния гидрометусловий по обслуживаемой нами территории, а также организация и контроль за гидрометобслуживанием всех отраслей народного хозяйства необходимыми для их деятельности гидрометсведениями и прогнозами.
На должность начальника этого отдела был назначен я 01 февраля 1941 года.
Как ни готовились мы к войне, а она нагрянула для нас и всего народа неожиданно.
Вспоминается летний воскресный день. Приодевшись, я бродил в центре города по магазинам, которые в те времена в воскресенье торговали. Народу в такой день в центре было много.
В 12 часов дня вдруг по народу прошло какое-то оживление. Приглядевшись, заметил, что на углу Поморской и Павлина Виноградова собирается толпа народа, обратив свой взор на радио-тарелку на деревянном столбе. Протолкнувшись поближе и прислушавшись к речи Молотова В.М., понял, что началась война с Германией.
Сразу же бросился домой, так как знал, что мне необходимо срочно явиться на работу. Прибежав домой, я застал у себя Лягина В.А., ожидающего меня (он жил рядом в квартале). Быстро переодевшись, мы с ним направились в Управление вводить мобилизационные планы в действие.
В Кузнечихе, сойдя с трамвая, мы решили зайти в пивную выпить по кружке пива. Господи, что в ней творилось! Она была полна мужиков, которые говорили все в один голос, посылая все свои проклятия фашистской Германии.
В Управлении мы с Лягиным проработали весь день и ночь, передавая телеграфные распоряжения о введении в действие соответствующих документов нашими подразделениями.
Фактически с этого дня я перешел жить в УГМС, так как экстренное решение возникающих вопросов требовало этого.
23 июня была задействована при Бюро погоды группа шифровальщиков во главе с Осокиной Р.А., в основном из ранее подобранных девушек из отделов УГМС. С этого дня поступающая и передаваемая метеоинформация по радио обрабатывалась спецкодами. По телеграфным проводам она шла открытым текстом.
Работа и быт УГМС постепенно входили в колею военного времени: многие сотрудники уходили в армию, с питанием становилось плохо.
В сентябре 1941 года Северное УГМС было военизировано и стало считаться УГМС Архангельского военного округа (АВО).
В основном, штаты УГМС остались прежними, только руководители ведущих отделов призваны на военную службу. Мне было присвоено военное звание техника-лейтенанта.
В связи с осложнениями на фронтах и приближением их к Ленинграду и Москве осенью 1941г. многие сотрудники научно-исследовательских институтов (ГОИН, ГГИ) и ГУГМС были эвакуированы в Архангельск, и были привлечены к решению многих запросов АВО и Беломорской военной флотилии (БВФ) (Зубов Н.Н., Шулейкин В., Евгенов Н.И., Протопопов И.Д., Александров и др.).
Основными задачами, которые ставились перед нами, были две:
- АВО - о возможности переправ войск и техники через реки и болота Архангельской и Вологодской областей;
- БВФ - о возможности плавания военных и вспомогательных судов в ледовых условиях зимнего сезона.
Для решения первой задачи пришлось вызвать в УГМС всех начальников речных гидрологических станций, поселить их в двух кабинетах, где они жили и производили обработку необходимых данных, каждый по своей системе рек.
Решение второй задачи потребовало в помощь наземным ГМС Белого и Баренцева морей, наблюдающих ледовую обстановку своего района, организации самолетной разведки льдов с воздуха. Последние производились почти ежедневно, так как плавание судов, в особенности в направлении Северодвинск - Иоканга (до чистой воды) происходило регулярно.
В июле 1943г. я был прикомандирован в штаб Беломорской ВФ в качестве метеоролога для подготовки и доклада гидрометеорологической обстановки оперативным отделам штаба, начальнику штаба капитану 1 ранга Зазуля и комадующему флотилии вице-адмиралу Степанову. До моего перевода в штаб БВФ эти обязанности исполнял капитан 1 ранга Зубов Н.Н., известный в науке океанограф.
Ввиду того, что гидрометобеспечение БВФ требовало большего внимания, чем АВО, наше УГМС в 1944г. было передано из АВО в подчинение БВФ.
В связи с этим, вместо одного метеоролога-синоптика, в штабе была создана целая группа специалистов из двух инженеров-синоптиков, двух океанологов-прогнозистов и трех техников-информаторов, с круглосуточным дежурством.
В 1944г. я был возвращен в УГМС на должность начальника Бюро погоды, в каковой и закончил войну, демобилизовавшись в марте 1946г. в чине ст. техника-лейтенанта, а с 1апреля 1946г. был назначен начальником Отдела службы прогнозов Северного УГМС, т.е. возвращен на должность, которую занимал до мобилизации в армию.
За период военной службы был награжден орденом "Красной Звезды", медалями: "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией", а в 1985г. орденом "Отечественной войны" 2 степени.
Фото. Коллектив Службы Погоды, 1948 г.. 1-й ряд (слева направо): Карканосова Раиса Васильевна, Третьяков Александр Иванович, Добрынин Александр Иванович, Васильева Мария Алексеевна, Саккер Гидалий Израилевич . начальник бюро погоды по 1950 год.
|