29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Оборона Диксона Статьи | «К 60-летию Победы. Материалы Информационного письма N 178»

М.Н. Наумова - начальник ОК Диксонского СЦГМС

После сообщения о появлении в Карском море фашистского рейдера и нападении его на пароход «Сибиряков» Диксон приготовился к защите от врага на случай, если тот попытается напасть на порт и полярную станцию. Из ополченцев были сформированы противодесантные дружины, в состав которых входили работники порта, радиометцентра, авиапорта, отделения Госбанка, больницы, охотники с ближайших промыслово-охотничьих станций. Командовал ими главный инженер Диксонстроя А.И. Мережков, комиссаром отряда был начальник Диксонского политотдела С.А. Шатов, начальником штаба . инженер Диксонстроя П.И. Ивушкин. Отряд имел свою противотанковую малокалиберную батарею, два зенитных пулемета, винтовки, гранаты. Артиллерийским взводом командовал электросварщик порта И.Г. Воробьев,  командирами орудий были А.А. Щедрин и С.В. Кузнецов.

Организацией обороны Диксона занимались: начальник штаба морских операций Н.А. Еремеев, заместитель начальника штаба морских операций А.И. Минеев,  и начальник полярной станции Диксон И.А. Сидорин.

Вот что писал об этом участник событий по защите Диксона, один из работников Штаба Морских операций Главсевморпути, гидролог - ледовый разведчик М.М. Сомов: Накануне развертывания морских операций в Арктике, в сложнейших условиях начавшейся войны, работники Штаба морских операций Главсевморпути были «забронированными», их сохраняли для предстоящих морских операций на трассе Северного морского пути.

В Штабе морских операций западного района Главсевморпути накануне мрачной зимы 1941/42 года все сотрудники полярных станций и зимовщики чувствовали себя, как на линии фронта.

Начальником морских операций был капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза М.П. Белоусов, начальником штаба . Н.А. Еремеев, заместителем - А.И. Минеев, синоптиком - В.В. Фролов, секретарем . Е.М. Сузюмов, гидрологом Штаба был М.М. Сомов.

Штаб далеко не всегда находился на Диксоне - поначалу, он плавал на судах, то и дело переходя с одного на другое. Работники штаба привыкли к этим переходам и всегда держали наготове в своей каюте листы оберточной бумаги, шпагат и мешковину, чтобы при необходимости быстро свернуть синоптические и ледовые карты с нанесенными на них данными из шифрованных телеграмм.

В конце августа 1942 года Штаб морских операций Главсевморпути получил тревожное предупреждение от начальника ГУСМП о том, что немецкий крейсер, или «карманный линкор»,  как называли этот тип кораблей, возможно, проникнет в Карское море. Предупреждение было более чем тревожным, так как весь наличный транспортный флот, скопившийся на Диксоне из-за тяжелой ледовой обстановки, всего лишь несколько суток назад вышел, наконец, из порта и направился на восток к проливу Вилькицкого. Караван шел скрытно, с опечатанными радиостанциями. Лишь флагманский ледокол раз в сутки посылал в эфир зашифрованные координаты.

Вслед за караваном некоторое время спустя из порта Диксона вышел прославленный ледокольный пароход «Сибиряков» под командованием капитана А.А. Качаравы, направившийся также на восток к проливу Вилькицкого. Диксонский радиоцентр вел непрерывное наблюдение за эфиром. Беспокойство за судьбу  каравана и «Сибирякова» возрастало.

Дальнейшие события показали, что оно было более чем обоснованным. В эфире прозвучали позывные Диксона. Звал «Сибиряков». Открытым текстом радист передавал, что они видят большое судно, которое просит сообщить  ледовую обстановку в Карском море и называет себя каким-то непонятным японским словом, «Сясьма» или «Сисаяма». Переговоры радистов тут же  были переданы в штаб по телефону. Радист сообщил, что капитан Качарава отказался сообщить ледовую обстановку неизвестному судну, приказал открыть по нему огонь. Последние слова радиста были: «Ну, началась канонада». Связь оборвалась. Наступила тишина, страшная своей неизвестностью.

Каравану наших судов сразу же было сообщено о случившемся и дано указание продвигаться, возможно, дальше на восток, минуя и оставляя за собой тяжелые сплоченные льды.

Подготовка к встрече фашистского крейсера началась немедленно после радиоразговора с «Сибиряковым» на полярной станции Диксон и в Штабе морских операций ГУСМП.

Еще накануне возможного прихода крейсера «Адмирал Шеер» очень спокойно и четко была проведена эвакуация детей вместе с матерями с Диксона. Эта мера сразу же сняла одну из основных причин возможной нервозности.

План Штаба был сравнительно прост. При подходе рейдера «Адмирал Шеер» начальник  штаба морских операций А.И. Минеев и заместитель начальника  Штаба морских операций Н.А. Еремеев должны были сесть на поданный им катер и принять на себя командование всеми судами, находящимися в порту и на рейде острова Диксон. Шифровальщик штаба Б.И. Иванов, синоптик В.В. Фролов и ледоисследователь М.М. Сомов немедленно должны были взять заранее приготовленные большие мешки с закрытой служебной перепиской и сесть в поданный катер, который перевезет их через пролив, высадит в тундре и возвратится обратно на Диксон. Используя складки местности, работники штаба должны были скрытно продвинуться возможно дальше в тундру, где и должны были оставаться до ухода немцев. Лишь в самом критическом, безвыходном положении они должны были облить бензином и сжечь все документы.

26 августа 1942 года поздно ночью  в штабе раздался телефонный звонок. Звонили из Нового Диксона (северной оконечности острова) и сообщили, что видят двухтрубный пароход, остановившийся невдалеке. Сомнений не оставалось . это был «Адмирал Шеер»! В предрассветной мгле его боевые надстройки вполне можно было спутать с пароходными трубами. В считанные минуты весь штат штаба был на ногах и готов к выполнению заданий.

Характерна была реакция людей на вторжение враждебной, чужеродной силы. Диксон давно уже стал всем родным. Когда «Адмирал Шеер» стал двигаться к полярной станции и к порту двое . начальник аэропорта Н.Ф. Колло с товарищем, вооружившихся ОСОАВИАХИМовским ручным пулеметом с одним диском патронов и винтовкой с одной обоймой, пошли, а затем побежали за крейсером вдоль берега, с тем чтобы помешать высадке десанта в тылу полярной станции.

Не менее десяти километров пришлось им бежать по мокрой тундре и каменистым россыпям, огибая мысы и заливы. Они пришли на станцию Диксон почти одновременно с крейсером. Изнуренные до предела, еле стоявшие на ногах, мокрые от пота настолько, что казались вытащенными из воды, но в глазах отражалась радость от выполненного задания.

В порту бешеными темпами шла работа по рассредоточению судов, стоявших на рейде и у причалов. Трюмы одного из них были забиты взрывчаткой, а палуба . бочками с авиационным бензином, лежавшими в несколько рядов. Это старое паровое судно все еще стояло у причала, когда из Нового Диксона сообщили, что крейсер начал двигаться по направлению к порту. Не сразу удалось раскочегарить котлы и вытолкнуть эту старую посудину с бензином и взрывчаткой из бухты и спрятать ее в Енисейском заливе.

Порт готовился к бою. Военизированный ледокольный пароход «Дежнев», вооруженный легкими пушками и крупнокалиберными пулеметами, двинулся от причала в бухту, подставив крейсеру врага свой левый борт. Одна из шестидюймовых сухопутных пушек, находившихся на причале для отправки с Диксона, была стараниями ее расчета под командованием старшего лейтенанта Скорнякова приведена в боевую готовность.

Когда рейдер появился у острова Диксон, на батарее сыграли боевую тревогу.

Артиллеристы заняли места у орудий. В направлении пролива Вега развернули и второе орудие, фашист шел явно сюда.

О подходе вражеского крейсера все узнали от Колло и его товарища. Когда «Дежнев» отошел от причала и бесшумно двинулся ко входу в бухту Диксон, всем показалось, что в самом воздухе нависла зловещая, мучительно затянувшаяся тишина, которая должна вот-вот расколоться потрясающей силы залпами. И польется человеческая кровь.

«Дежнев» продолжал бесшумно скользить по заливу навстречу противнику, вооруженному по последнему слову техники и имевшему на борту несколько сотен фашистов. Только тогда, когда «Дежнев» начал скрываться за мысом, грохнули тяжелые залпы, почти слившиеся друг с другом. Ощетинившийся пушками гитлеровский крейсер, осторожно входя в диксонскую бухту, не подозревал, что здесь его ожидают сюрпризы.

Во-первых, навстречу ему шел непонятно откуда взявшийся военный корабль (ледокольный пароход «Дежнев» был незадолго до этого переоборудован в СКР - сторожевой корабль). Правда, его артиллерия не обладала достаточной мощностью для эффективной борьбы с таким сильным противником, как крейсер. Но шквал артиллерийского огня, обрушившегося на крейсер, сыграл свою роль. Особенно, когда к этому шквалу с «Дежнева» и парохода «Революционер» присоединились одиночные, но весьма меткие попадания из тяжелой пушки, установленной на причале морского порта.

Получив два прямых попадания, «Адмирал Шеер» поставил дымовую завесу и, набирая ход, скрылся за мысом.

После ухода из пролива Вега рейдер обстрелял строившуюся на острове Медвежий туманную станцию, а потом - электростанцию и радиостанцию на Новом Диксоне; затем он перенес огонь орудий главного калибра на порт.

На новом Диксоне начался пожар. Начальнику радиостанции К. Якубову, механику А. Булычеву и радисту В. Колобродову удалось преградить путь огню к цистерне с горючим.

Обстреляв Новый Диксон, враг затих. Но через небольшой промежуток времени начался обстрел полярной станции Диксон, который не имел никаких результатов. Убедившись, что их снаряды не достигают станции, а проносятся над нею дальше через бухту на пустую территорию острова, крейсер перенес огонь своей артиллерии на остров Конус, где в свое время была создана примитивная угольная база для арктических судов.

Зажигательными бомбами был подожжен небольшой склад бочек с соляркой. По-видимому, сильный пожар был сфотографирован, и это удовлетворило гитлеровцев. Как только крейсер прекратил стрельбу, к острову направились катера с бойцами народного ополчения, которые ликвидировали пожар.

В 4 часа 45 минут наблюдатель, находившийся на фок-мачте, доложил о приближении с севера военного корабля. Это был «Адмирал Шеер». Он пытался подойти к Диксону с другой стороны. На «Дежневе» и береговой батарее вновь сыграли боевую тревогу.

Артиллеристам Корнякова пришлось разворачивать орудия, на этот раз, в направлении пролива Превен. Когда между берегами на большом удалении показался силуэт корабля, они дали по нему несколько залпов. Наблюдатели отметили еще одно попадание по фашисту.

Есть основания полагать, что нервы командования крейсера не выдержали вмешательства именно этой пушки. Записи в судовом журнале «Адмирала Шеера» отражают панический ужас и предположение, что они встретились с неизвестно откуда взявшимися английскими военными моряками.

Поставив дымовую завесу, рейдер снова повернул. Запланированная высадка на Диксон 180 немецких десантников не состоялась.

«Адмирал Шеер» уходил с Диксона самым полным ходом, развивая максимальную скорость до 24-26 узлов.

В ночь на 28 августа командир рейдера получил приказ возвратиться на базу.

У острова Медвежий рейдер был взят под эскорт эсминцев и к исходу дня 30 августа отдал якорь в порту Нарвик.

Залпы с «Дежнева» не могли серьезно повредить защищенный броней крейсер, но напористость, смелость и ураганный шквал огня советских пароходов «Дежнев» и «Революционер» вместе с огнем тяжелой пушки с мола вынудили противника выйти из боя. Первый урок дал им, конечно, «Сибиряков», бесстрашно ринувшийся в бой, невзирая на неравные силы. Привыкший к легким победам, самоуверенный и наглый враг получил представление о героизме и духовной силе советских людей. В тот момент диксонцы еще не могли знать, что в трюмах «Адмирала Шеера» томятся их товарищи с «Сибирякова» во главе с тяжело раненным капитаном Качаравой, которого сибиряковцы укрыли, назвав «профессором». Никакой ледовой обстановки от них враг не узнал. Так же непримиримо-воинственно встретил врага и остров Диксон.

Дорогой ценой досталась эта победа. Смертью храбрых пали моряки североморцы из экипажа «Дежнева». Скромным обелиском отмечена была их братская могила на полярной станции острова. Вот их имена:

Старшина I статьи - Павел Григорьевич Ульянов,

Старшина II статьи - Василий Иванович Давыдов

Старшина II cтатьи-Алексей Михайлович Карачаев

Краснофлотец  -  Геннадий Иванович Майсюк

Краснофлотец - Файрулла Хайрулин Краснофлотец - Аркадий Прокофьевич Борисихин.

Тридцать дежневцев в бою с «Адмиралом Шеером» были ранены, только у пятерых ранение было легким.

С тех пор, как мир подробно узнал о героической эпопее «Сибирякова» и его команды, нет нужды доказывать высокую ценность ледовой информации, данных ледовой разведки, которые добывали работники Штаба морских операций. Гитлеровский «карманный линкор» охотился за этими данными, их он искал у сибиряковцев и затем на Диксоне. Ничего не получив,  «Адмирал Шеер» бесславно вернулся восвояси . плавать во льдах вслепую было чересчур рискованно.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru