А.А.Дубровский - директор
ЗГМО Печора.
Печорская зональная гидрометеорологическая обсерватория (ЗГМО) была образована в 1975 году. К тому времени в городе Печоре существовало 3 отдельных подразделения гидрометслужбы: созданное в 1970 году гидрометеобюро, работающая с 1949 года аэрологическая станция и с 1952 года . авиаметеорологическая станция.
Гидрометеобюро занималось сбором и распространением метеорологической и гидрологической информации, выпуском метеорологических и гидрологических прогнозов по обширной территории бассейна реки Печоры. Возглавлял гидрометеобюро Лазарев Александр Николаевич. В штате были инженеры гидрологи и гидропрогнозисты, техники гидрологи и метеорологи, имелось 2 экспедиционных катера: КС-100 "Валдай" и Т-63 "Зонд".
Начальником аэрологической станции была Кочанова Евдокия Петрвна. Одна из старейших работников управления, которая и сегодня добросовестно трудится в ЗГМО Печора в отделе гидрометобеспечения отраслей экономики.
Объединению разрозненных подразделений способствовали социально-экономические обстоятельства в стране. В начале 70-х годов в г. Печоре и на севере Коми АССР начала бурно развиваться хозяйственная деятельность. Были открыты большие запасы нефти и газа, началось строительство Государственной районной электростанции (Печорская ГРЭС). Строительство ГРЭС было объявлено ударной комсомольской стройкой. И поныне она является крупнейшей электростанцией на севере России. Из-за отсутствия дорог для перевозки грузов активно использовалась река Печора и её притоки: Уса, Лая, Колва и другие. В городе образовалось Печорское речное пароходство, речной порт, Бассейновое управление пути, крупнейшее в Коми АССР лесосплавное объединение («Печорлесосплав») и множество других организаций.
Для обеспечения гидрометеорологической информацией организаций и населения, повышения качества работы было принято решение о создании на базе гидрометеобюро и аэрологической станции зональной гидрометеорологической обсерватории. Первым директором ЗГМО Печора стал Орловцев Александр Иванович, который проработал более 10 лет. Служебные помещения для директора и отдела гидрометобслуживания были предоставлены Печорским речным пароходством . крупнейшим потребителем гидрометеорологической информации.
ЗГМО стала крупным перевалочным пунктом Северного УГМС, т.к. кроме двух катеров в состав вошла и грузовая автомашина ГАЗ-66. Эта же автомашина продолжает свою службу и в настоящее время. Не будет преувеличением сказать, что наша автомашина является, пожалуй, самой старой работающей техникой в управлении. Потому что и поныне она продолжает развозить грузы по городу и окружающему бездорожью. Надо сказать, что, несмотря на бурный рост экономики края, сюда так и не проложена автомобильная дорога, по которой можно было бы выехать в центральную Россию. Длительное время на автомашине проработал один из старейших работников управления, участник боевых действий в ВОВ . Гайдук Иван Савельевич, имеющий награды. О его боевом пути размещена заметка в информационном письме к 60-ти летию Победы (ИП Северного УГМС . 178 за 2005 год). Во многом благодаря его стараниям и мастерству, автомашина смогла прослужить так долго. Гайдуку И.С. недавно, 26 сентября 2005г. исполнилось 80 лет. Он и сейчас нередко наведывается в гараж, чтобы добрым словом поддержать водителя и оказать ему помощь.
Через перевалочную базу ЗГМО Печора снабжаются труднодоступные гидрометеорологические станции, перевозятся различные грузы. Особенно много грузов приходилось перевозить в 80-е годы. Продукты питания, бензин и солярку в бочках, доски 6-ти метровой длины, даже баллоны с бытовым газом . чего только не приходилось завозить вертолётами на труднодоступные станции, такие как Верхний Щугор и Неройка в Уральских горах; Хоседа-Хард, Колва и Мишвань в Ненецкой тундре. Да и сейчас, несмотря на то, что некоторые станции закрыты (В.Щугор, Неройка, Колва) поток грузов не уменьшается, так как другие станции, ранее бывшие доступными, перешли в разряд труднодоступных (Усть-Щугор, Кожим-Рудник). Отличие состоит лишь в том, что вместо вертолётов по максимуму используется единственный оставшийся катер «Валдай». Бессменным капитаном катера вот уже более 20 лет является Степанов Анатолий Михайлович. Катер активно используется и для проведения гидрологических работ на прикреплённой сети гидрологических постов, которые вместе с отделом гидрологии, переведённым в г.Печору из с.Усть-Уса, влились в состав гидромет-обсерватории. Отдел гидрологии с образованием ЗГМО в 1975 году наконец-то получил отдельное служебное здание, в котором размещается и сейчас. В состав отдела входят 14 гидрологических постов: 4 на реке Печоре; 12 на реке Усе и её притоках, по 1 посту на реках Чикшина и Каджером. Руководит отделом Чупрова Любовь Николаевна, которая работает в ЗГМО Печора с 1973 года. Она прошла путь от техника-гидролога до начальника отдела.
...Самым большим по численности отделом ЗГМО является аэрологическая станция, ныне отдел аэрологии. Аэрологи ведут свою историю в г. Печоре с 1949 года.
И конечно же, основная нагрузка в ЗГМО ложится на отдел гидрометобеспечения, работники которого в начале находились в составе гидрометеобюро, а с 1975 года в составе ЗГМО. ...Образование в 1975 году гидрометобсерватории в г.Печоре явилось положительным фактором в развитии гидрометслужбы на территории Коми республики. Произошло объединение разрозненных подразделений в одну структуру. Объединение привело в свою очередь к притоку квалифицированных специалистов с высшим и среднетехническим образованием. Всё это способствовало повышению качества работы. Особенно тяжело было в 90-е годы, когда в связи с общим кризисом власти и развалом СССР, невыплатой зарплаты многие специалисты были вынуждены уволиться. Но, несмотря на все сложности, коллектив ЗГМО выстоял.
... долгожданное событие произошло весной 2004 года. После стольких лет ожиданий аэрологи получили новую современную станцию зондирования МАРЛ-А.
(печатается в сокращении)
|