ДОКЛАД Л.Ю.Васильева на IV Метеорологическом съезде ( С-Петербург, 2009 г.)
|
Статьи | «О предприятии»
|
Л.Ю.Васильев
Руководитель Северного УГМС
Текущие и перспективные вопросы адресного
гидрометеорологического обеспечения морского транспорта на территории Северного УГМС с учетом программ освоения северных территорий. Использование современных технологий сбора и обработки гидрометеорологических данных.
Северное УГМС на протяжении всего своего существования обеспечивало гидрометеорологическую безопасность мореплавания на трассах Северного Морского Пути. В зону ответственности Северного УГМС входят Белое, юго-восток Баренцева моря и Западный сектор Арктики (Карское море и море Лаптевых, Обская и Тазовская губы). Обслуживание осуществляется специалистами ГМЦ и ГМО-1 Диксон Архангельского ЦГМС-Р.
Северное УГМС располагает базой экспедиционного флота (БЭФ) из 2-х судов: НЭС «Михаил Сомов» и НИС «Иван Петров», способных выполнять различные задачи по обеспечению жизнедеятельности труднодоступных станций в Арктике, научно-экспедиционным исследованиям и доставке и эвакуации полярных станций «Северный полюс» (СП).
На протяжении десятков лет специалисты Северного УГМС обеспечивали специализированное гидрометеорологическое обслуживание спецморпроводок Министерства Морского флота РСФСР. Для перегона караванов речных судов из Архангельска до устьев Оби, Иртыша, Лены, а порой и до Амура формировалась оперативная группа, которая базировалась на флагманском судне. При поддержке прогностических центров Архангельска, Амдермы, Диксона, Тикси синоптиком составлялся полный комплекс прогнозов, в соответствии с которым прокладывался курс каравана. Это позволяло осуществлять проводку караванов в кратчайшие сроки и без потерь. При этом одновременно проводились наблюдения за погодой и состоянием моря.
С 1990 года обслуживание морских организаций стало платным. С 1992 года было прекращено циркулярное вещание прогнозов погоды по акватории Белого и юго-востока Баренцева морей. С 1994 года по договору с Северным Морским Пароходством (СМП) было начато обслуживание судов прогнозами погоды на английском языке по системе NAVTEX.
В 1999 году полномочия по ГМССБ были переданы Морским администрациям портов. Все последующие договоры, начиная с 2000года, заключались уже с МАП Архангельск, с 2004 года с ФГУП «Росморпорт».
В 2001 году начато составление прогнозов по Печорскому морю, морю Лаптевых Новоземельским проливам и юго-западу Карского моря в системе SafetyNET.
Доступность гидрометеорологической информации в рамках ГМССБ, которая является бесплатной для мореплавателей, не привело к значительному сокращению количества потребителей СГМО.
Интенсивное освоение углеводородных месторождений на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и районе Штокмана резко повысило востребованность как фактической, так и прогностической гидрометеорологической информации
Метеорологические условия для судоходства в Арктике всегда сложные, особенно в осенне-зимние сезоны. Ежегодно на акватории арктических морей в зоне ответственности Северного УГМС наблюдается от 2 до 4 ОЯ и в среднем до 300 неблагоприятных явлений погоды (НЯ), влияющих на безопасность мореплавания (это в основном штормовой ветер, туман).
Эффективность предупреждения ОЯ в течение последних 5 лет 100%, НЯ – выше 98%. Заблаговременность предупреждения ОЯ от 5 часов до 1-2 суток. Оправдываемость штормовых предупреждений об ОЯ 95-100%, предупреждений о НЯ – 96-98%.
Средняя оправдываемость специализированных метеорологических прогнозов по акватории морей за период с 2003 по 2008год, включая 9 месяцев 2009 года, выше 95%.
Средняя оправдываемость специализированных гидрологических прогнозов: краткосрочные -96,3% , среднесрочные – 97,6%, долгосрочные – 95,1%,
В системе НАВТЕКС оправдываемость прогнозов за 2008 год 95,4%, Saftynet –97,8%, специализированных (по акватории порта, по району морских работ) – 95,6%.
В связи с неблагоприятными условиями для плавания судов и работы в прибрежной зоне Баренцева и Карского морей в осенний период осуществляется ежедневное обеспечение заказчиков прогнозами волнения в районе Варандея.
Несмотря на то, что в последние 2-3 года отмечались более легкие по сравнению со средними климатическими ледовые условия, требуется особое внимание при прогнозировании ледовых условий на морях из-за аномальных сроков становления ледового покрова и очищения обслуживаемых акваторий морей ото льда.
Ежегодно под задачу проводки буровых платформ к месту работы в Обской губе и обратно на зимнюю стоянку составляются прогнозы сроков очищения и появления льда в Обской губе и на юго-востоке Баренцева моря.
За год обеспечивается от 440 до 650 судов с ограниченной судоходностью на акваториях Белого и юго-востока Баренцева морей.
Специализированное гидрометеорологическое обслуживание морских отраслей экономики в Северном УГМС организовано на основании действующих Соглашений и нормативных документов.
В 2008 году существенно увеличен объем выдаваемой информации по Байдарацкой губе. Прогнозы погоды по Байдарацкой губе и районам, прилегающим к ней (т.е. по маршрутам Байдарацкая губа-Харасавэй, Байдарацкая губа-Югорский Шар и т.д.) передавались в адреса таких организаций как «Белфрахт», Севернефтегазфлот», «СибтрансАрктик», «Онего-Шиппинг», «Северное речное пароходство».
Из-за сложной ледовой обстановки в районе Обской губы в 2008 году обслуживание ООО «Газфлот» началось почти на месяц позже обычного. Для проведения особо важных работ в Тазовской губе в период с 8 по 15 сентября по району месторождения Семаковское каждые 6 часов передавались 12-часовые прогнозы погоды. С учетом условий работы имелись жесткие ограничения по ветру и высоте волны. В это время объем работы у дежурного синоптика был резко увеличен.
В 2008-2009 годах в адрес ОАО «Норильский никель» по двум участкам трассы Святой Нос - о.Вайгач и о.Вайгач - о. Белый прогнозы погоды передавались практически ежедневно.
В течение года выпускаются прогнозы погоды по Белому, юго-востоку Баренцева морей по системе НАВТЕКС и с июля по ноябрь - по юго-западу Карского моря и Печорскому морю (САФТЕНЕТ).
В навигационный период осуществляется обслуживание судов Северного УГМС, выполняющих экспедиционные работы и завоз грузов на морские и полярные станции.
Гидрометеорологической информацией обеспечиваются экспедиции, выполняющие научно-исследовательские работы на акваториях Белого, юго-востока Баренцева и юго-западе Карского морей, в Печорском море.
Оперативно и качественно обеспечивается безопасность работ буровой платформы в районе о. Долгий (Печорское море). Информация передается в адрес ОАО «Газфлот».
С объектами морской отрасли в 2008 году действовало 35 договоров на сумму 4883,8 тысячи рублей. Из них - 2 договора с ГУ МЧС РФ по Архангельской области, 8 договоров с государственными организациями министерств и ведомств. Кроме того по разовым заявкам составлялись прогнозы для ООО «Бореал-Шиппинг», ООО «Мортэк-Архангельск», ООО ЧОП « Дельта-А» и др. На настоящий период действует 43 договора.
По итогам 2008года Архангельским ЦГМС-Р Северного УГМС предоставлено услуг по гидрометеорологическому обслуживанию морской отрасли на сумму около 5,0 млн. рублей. Доходы от СГМО морской отрасли выросли в 2008 году на 19,5%.
Доля предоставляемой морской специализированной информации в общем объеме СГМО управления по количеству договоров за 9 месяцев 2009 года увеличилась на 3% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Доля СГМО по фактическим поступлениям за 9 месяцев 2009 года – осталась примерно на прежнем уровне. По Архангельскому ЦГМС-Р (основной поставщик услуг предприятиям морской отрасли) доля СГМО соответственно- 22,7% (договоры) и около 50%(сумма доходов от СГМО).
Экономический эффект от гидрометеорологического обслуживания морской отрасли ежегодно составляет от 175 до 212 млн. рублей.
Несмотря на финансовый кризис, спрос на СГМО в Арктике не падает в связи с увеличением различных видов работ как на морях, так и на шельфе арктических морей.
На обслуживании Архангельского ЦГМС-Р находятся предприятия Минтранса России и различные морские ООО и ОАО.
К крупнейшим нашим партнерам относятся: ОАО «Северное морское пароходство», занятое перевозкой грузов для обустройства месторождений; ОАО «Мурманское морское пароходство, обладающее танкерным флотом и траспортирующем нефть из районов Варандея и Колгуева в Мурманский порт; ОАО Межрегионтрубводстрой, занимающееся строительством нефте- и газопроводов на водных объектах; многочисленные мелкие компании, обладающие от 2 до 4 единиц флота различного тоннажа.
За навигационный период специалистами Гидрометцентра Архангельского ЦГМС-Р было составлено 4547 прогнозов погоды на 1-5 суток, 2698 прогнозов на 12 часов, 30 прогнозов на 6 часов. Средняя оправдываемость всех видов краткосрочных морских гидрометеорологических прогнозов составила 96%.
В условиях интенсивного освоения шельфа арктических морей актуальным остается гидрометеорологическое обслуживание рейдовых разгрузок.
В 1975 -1991 годах на юго-востоке Баренцева моря осуществлялись транспортно- разгрузочные операции под названием «Ледовый причал». На период их проведения (апрель- июнь) создавалась специальная научно - оперативная группа (НОГ), которая совместно с Архангельским Бюро Погоды обеспечивала суда прогнозами погоды и ледовыми рекомендациями, на местах разгрузки производила контроль за состоянием льда. Длительное время такие операции не осуществлялись.
В июне 2007 года для гидрометеорологического обеспечения транспортно-разгрузочной операции через припай на о.Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа караваном из двух судов («М.Сомов» и «Пионер Казахстана») ) была обеспечена доставка груза на пограничную заставу Нагурское.
Ледокольное обеспечение осуществлялось атомным ледоколом «Вайгач», который встретил караван судов у кромки сплоченных льдов.
Малые размеры бухты и скалистый рельеф берега, ограничивающий места, возможные для выезда техники на берег, определили место установки судов в припай на небольшом расстоянии друг от друга. Постановка в припай осуществлялась по схеме «веером». Удалось поставить суда на расстоянии 200м от берега.
Для определения возможности переустановить суда ближе к берегу измерялась толщина льда через 10-20 м, определялось состояние ледового покрова и допустимые нагрузки на лед на разгрузочных площадках, прокладывались трассы от судов до мест выезда на берег. Меньшая толщина льда в месте установки «Пионера Казахстана», трещины во льду и большее расстояние до берега обусловили больший объем гидрологических работ для обеспечения безопасности разгрузки. Отдельно были проложены трассы для груженого и порожнего транспорта.
Всего выгружено с «Пионера Казахстана» 1775 тонн груза, с «Михаила Сомова» свыше 2100 тонн.
Операция по выгрузке на припай прошла успешно.
Хрупкость экосистем Севера предъявляет особые требования к безопасности различных производственных операций, и в том числе транспортных. Неслучайно, что все большее количество компаний расширяет спектр запрашиваемых услуг, необходимы более точные данные о фактическом состоянии окружающей среды.
Большим спросом при сложной ледовой обстановке пользуются ледовые карты с рекомендованными курсами следования и спутниковая информация.
Существенно меняется сама структура обслуживания - многие компании интересуют прогнозы на перспективу (более 10 суток) для устойчивого планирования дорогостоящих работ и минимизации потерь.
Все это требует внедрения новых информационных технологий как в части повышения точности прогнозов, так и современного представления продукции в виде интерфейсов, удобных для потребителей. Успешно эти вопросы можно решать только при содействии со стороны научно- исследовательских институтов, и прежде всего, ААНИИ, как головного института, изучающего арктический регион.
Для обеспечения безопасности мореплавания особое значение приобретает стабильное функционирование и дальнейшее развитие наземной наблюдательной сети, модернизация оборудования и приборов, следящих за элементами погоды в непрерывном режиме и непосредственно обеспечивающих потребителя этой информацией.
Поэтому, в рамках МПГ большое внимание уделяется укреплению и развитию всех видов наблюдательных систем.
На средства, выделенные под эти цели, для 23 полярных станций были приобретены и отправлены разнообразные приборы и оборудование: осадкомеры, мачты М-82, будки, гелиографы, термографы, гигрографы, плювиографы, снегомеры, анеморумбометры, барометры БРС-1, БОП, термометры, ареометры и др. В 2009 году на станцию им.Кренкеля доставлен трактор ДТ-75, снегоходы «Буран» на МГ-2 Колба и ОГМС им.Федорова
Завезены 10 дизельагрегатов и 11 бензоагрегатов, 2 дизеля и запчасти для энергооборудования.
Выполнены ремонтные работы средств связи на 12 ТДС и приобретены 4 новые радиостанции. Проведена модернизация систем средств связи на станциях в зоне ответственности ГМО-1 Диксон Архангельского ЦГМС-Р.
В рамках программы МПГ на станциях Визе, Известий ЦИК, им. Е.К.Федоров (мыс Челюскин), Стерлигова, Сопочная Карга установлены спутниковые специализированные комплексы подготовки и приема-передачи гидрометеорологической информации (АПК-метео-К).
Благодаря этому, была решена давно назревшая проблема обновления приборного парка и средств связи на большинстве полярных станций., как Канин Нос, им. Попова, Марресаля, Малые Кармакулы и другие.
Выполнен капитальный ремонт служебных зданий на МГ-2 Абрамовский Маяк, М-2 Мишвань, установлены геомагнитные павильоны на МГ-2 Белый Нос, ОГМС им. Э.Т.Кренкеля, ГФ Колба. Выполнен ремонт помещений на МГ-2 Мыс Константиновский, Индига, Разнаволок, Канин Нос, Усть- Кара, Сеяха.
В настоящее время на сети ТДС завершается подготовка служебных и вспомогательных помещений к работе в зимний период. Построены здания модульного типа на МГ-2 Белый Нос, ОГМС им. Кренкеля, служебное здание из легких металлоконструкций на МГ-2 Известий ЦИК.
Ежегодно на приобретение приборов и другие нужды помимо бюджетных средств из внебюджета расходуется 5-6 млн.рублей
В рамках проведения МПГ установлены две автоматические станции на о.Русском и Андрея, информация с которых поступает открытым текстом. В ИВЦ-МТС Архангельского ЦГМС-Р разрабатывается программа для декодирования погоды с автоматических станций (передачи в коде КН-О1), чтобы эта погода была доступна для всех потребителей и отображалась на синоптических картах погоды.
С целью дальнейшего развития СГМО морской отрасли в зоне ответственности Северного УГМС постоянное внимание уделяется технической модернизации приборов на сети морских прибрежных станций (Архангельский ЦГМС-Р): в 2007 году восстановлен уровнемер ГМУ-2 на МГ-2 Онега и введен в действие уровнемер УПЦ на МГ-2 Соловки. В 2009 году организованы инструментальные наблюдения за колебаниями уровня моря на станции Марресаля и Усть-Кара.
Учитывая крайнюю неосвещенность приполярных районов аэрологическими данными, одним из важнейших мероприятий по укреплению и развитию сети было восстановление аэрологических наблюдений на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где был установлен современный аэрологический комплекс МАРЛ-А, позволяющий полностью автоматизировать процесс наблюдения и обработки аэрологических данных.
В 2008-2009 годах приобретены и установлены аэрологические локаторы МАРЛ-2 на ОГМС им.Е.К.Федорова, МГ-2 Малые Кармакулы и АЭ Шойна.
Восстановлена полная программа актинометрических наблюдений на 3 станциях опорной сети (М.Кармакулы, Марресаля, Амдерма).
Планируется восстановление полной программы геофизических наблюдений на гидрометеорологической станции Белый Нос и озонометрических наблюдений на ОГМС им.Э.Т.Кренкеля, Диксон, АЭ Архангельск.
Учитывая большую заинтересованность добывающих компаний, проводящих разработку месторождений на шельфе Арктических морей, в достоверной информации об окружающей среде вопрос развития и укрепления наблюдательной сети можно решать на паритетных началах совместно с этими компаниями. Прецедент этому уже есть - «Межрегионтрубводстрой» год назад установил волномерный морской комплекс DWR-7 с автоматической считкой данных о высоте волны в непрерывном режиме. Результаты наблюдений были переданы для анализа в Архангельский ЦГМС-Р.
Неизбежно встанет вопрос об установке автоматических метеорологических станций именно в районах интенсивных разработок углеводородов.
Неотъемлемой частью укрепления и развития наблюдательной сети является оснащение ее надежными и современными видами связи. В Северном УГМС на настоящий момент используются практически все виды связи. На ТДС, наряду с традиционной радиосвязью, используются комплексы пакетной передачи информации на основе спутниковых систем: АПК ВИП-Глобарстар, АПК ВИП-Гонец, которые, к сожалению, пока не могут обеспечить стабильного поступления информации.
В течение всей летней навигации осуществляется обслуживание судов Северного УГМС, выполняюших экспедиционные работы и завоз грузов на морские и полярные станции.
В июле 2007 года на НИС «Иван Петров» в три этапа была выполнена экспедиция ВНИИ Океангеология в Байдарацкую губу Карского моря. Цель экспедиции состояла в получении данных о природных условиях для проектирования подводного перехода газопровода Бованенково-Ухта. Работы по этому проекту скоординированы с программой Международного полярного года 2007-2008. Завершающая часть программы была выполнена в ходе следующей экспедиции – БАРКАЛАВ-2007.
Исследования были направлены на изучение сезонных циклов характеристик природной среды для понимания климатической изменчивости ледового, гидрологического, гидрохимического режимов арктических морей, биологических условий и процессов накопления осадков на морском дне.
С 7 сентября по 22 ноября на НЭС «Михаил Сомов» проводились комплексные научные исследования сотрудниками ряда институтов. Специалистами ААНИИ изучались айсберги и ледники некоторых островов ЗФИ, исследовались термохалинные характеристики в районах ледниковых фронтов о. Хейса.
Экспедиция НО «Полярный фонд исследований» провела обследования трех наиболее загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа (о. Гофмана, о. Грэм-Белл, о.Земля Александры). Морская арктическая комплексная экспедиция Института природного и культурного наследия им. Д.С, Лихачева Министерства культуры выполнила этно-экологические и социально-экономические исследования в прибрежной зоне Арктики и произвела оценку адаптационных возможностей населения прибрежных поселков к изменениям природного и антропогенного генезиса.
Экспедиция института географии РАН провела геологическое картирование всех дайковых комплексов, силлов и покрова, бронирующего геологический разрез острова, отобраны пробы для дальнейшего исследования геохимических характеристик и определения возраста вулканической активности.
В 2008 году на НИС «Иван Петров» выполнено 2 экспедиционных рейса с целью получения полного объема исходных данных, необходимых для оценки воздействия бурения поисково-разведочной скважины на экосистему прилегающих акваторий Печорского моря.
В 2009 году во 2 рейсе НЭС «Михаил Сомов» находилась сводная экспедиция Северного УГМС, Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, ученые из института Геохимии РАН, съемочная группа Первого канала. Экспедиции выполняли научную программу в рамках Международного Полярного Года, общегосударственную программу наблюдения и контроля состояния окружающей среды, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Росгидромета.
На НИС «Иван Петров» (1 рейс с июля по ноябрь 2009 года) проводятся исследования гидрометеорологического режима в Байдарацкой губе, океанографические, гидрохимические, орнитологические, бентосные исследования, исследования донных отложений, гидрографическая съемка в рамках Программы строительства подводного перехода газотранспортного коридора «Бованенково – Ухта».
Возможности базы экспедиционного флота управления позволяют выполнять сложные задачи в Арктике.
Так, например, в соответствии с Распоряжением Росгидромета в июле 2008 года был выполнен рейс на НЭС «Михаил Сомов», обеспечивший снятие «СП-35».
Плавание судна проходило с 8 по 22 июля по Белому и Баренцеву морям, в сложных ледовых условиях под проводкой а/л "Арктика". Непосредственно грузовые работы по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-35", оборудования и полярников были выполнены с 13 по 16 июля. Эк
Грузовые работы проводились на льду толщиной 160 см. Погрузка производилась судовым грузовым устройством с использованием тракторов и волокуш. Применялся вертолет. Был введен круглосуточный режим работы судовых бригад. За период рейса пройдено 2270 миль, из них во льдах 322 мили. Численный состав экспедиции ААНИИ 49 человек, включая полярников СП-35".
После затяжного кризиса, на арктических трассах отмечается развитие транспортных перевозок и освоение северных богатств. Модернизируется полярная наблюдательная сеть, развитие которой неотделимо от этих процессов.
И в этих условиях специалисты Архангельского ЦГМС-Р обеспечивают высокое качество гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавании я в арктических морях.
В течение ряда последних лет претензий от потребителей не было.
Находящиеся на специализированном обслуживании компании отмечают высокое качество и оперативность обслуживания. От большинства морских потребителей по окончании работ поступают благодарности в адрес ГМЦ Архангельского ЦГМС-Р за высокое качество гидрометеорологической информации
Для дальнейшего совершенствования качества гидрометеорологической безопасности на морях предлагаем рассмотреть следующие вопросы:
• 1. Создать надежной системы гидрометеорологических предупреждений в рамках государственной программы , которая должна включать:
• ▪ Модернизацию материально-технической базы сети полярных станций (оснащение ТДС современными средствами связи и гидрометеорологическими приборами, внедрение автоматизированных рабочих мест наблюдателя);
• ▪ Установку автоматических метеорологических станций в труднодоступных районах, что позволит частично решить острую кадровую проблему;
• 2.Разработать нормативно-правовой базы СГМО мореплавания с учетом основных направлений национальной морской политики.
• 3 .Обеспечить УГМС технологиями представления прогностической и фактической информации в автоматизированном режиме (типа АИС «Погода в реальном времени»).
• 4.Разработать современных методов прогноза опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений с учетом редкой наблюдательной сети в Арктике.
• 5.Решить вопрос оперативного получения гидрометеорологической информации с судов (судовые метеорологические своди и сведения об их дислокации);
• 6. Согласовать с Минтрансом нормативы и тарифы на СГМО за предоставление гидрометеорологических услуг при плавании по трассам СМП.
• 7. Кадровые проблемы: подготовка специалистов для аэрологических станций, вопросы заработной платы для работников ТДС.
|