29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Специализированное гидрометеорологическое обслуживание речного флота на территории Северного УГМС. Статьи | «О предприятии»

Л.Ю.Васильев, И.В.Грищенко

Специализированное гидрометеорологическое обслуживание речного флота в деятельности Северного УГМС всегда занимало особое место. И это не случайно. Территория ответственности управления, охватывающая 5 субъектов РФ - Архангельскую область, Ненецкий Автономный Округ, Вологодскую область, Республику Коми и север Ямало-Ненецкого Автономного Округа – обладает густой гидрологической сетью.

В гидрографическом отношении эта территория представляет бассейны рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора. В приграничных районах Вологодской области расположены водотоки и водоёмы, относящиеся к бассейну верхней Волги и Онежского озера.

На территории Северного края протекает 9814 рек, ручьёв, проток, рукавов и каналов длиной 10 км и более, расположено 3198 озёр с площадью зеркала 0,5 км2.

Густая речная сеть и система больших и малых озер, соедимненных между собой реками. протоками и каналами, всегда благоприятствовали развитию лесоразработок, удобной  водной транспортировке древесины к пунктам переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт. 

Необходимо учитывать и тот факт, что территория выше названных субъектов федерации ( за исключением Вологодской области) слабо обеспечена благоустроенными автосмобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части этого экономического района, где они играют  большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений.

Все это придает особую значимость работе речного транспорта и  лругим видам работ, связанных с речной сетью, на территории  ответственности Северного УГМС.

В 2009 году работы по гидрометеорологическому обесечению речного флота производились в рамках 22 договоров.

 

Специализированное обслуживание предприятий речной отрасли осуществлялось  с апреля   по ноябрь.

Большой объем специализированного гидрометеорологического обслуживания был выполнен в период подготовки и проведения весеннего половодья. В адрес Двино-Печорского Бассейнового Водного Управления  передавались долгосрочные и краткосрочные прогнозы вскрытия рек, максимальных уровней, дат наступления максимальных уровней, штормовые предупреждения о наступлении неблагоприятных и опасных отметок, ежедневно передавались гидрологические бюллетени по территориям Вологодской и Архангельской области, Республики Коми, Ненецкого Автономного Округа. Прогнозами и рекомендациями обеспечивались ледокольные работы по спуску льда в устье Северной Двины и на акватории Архангельского порта. В период ледохода совместно с представителями ДПБВУ производились авиационные обследования заторных участков рек.  Вместе с тем, сумма  контрактов  с Двинско-Печорским  БВУ и его филиалами в 2009 году оказалась значительно меньше и составила 1400,0 тыс. руб. (в 2008 году - 1947,9 тыс. руб.), что было связано с уменьшением федерального финансирования ДПБВУ.

Специализированное  обслуживание  в  период  половодья  позволило  речникам   правильно  ориентироваться  в  сроках  проведения  операций,  в  выборе районов  работ, определения  габаритов  загрузки  судов.

Основными перевозчиками грузов и пассажиров в северном регионе были ОАО Северное речное пароходство и АО Судоходная Компания «Печорское речное пароходство». Эти компании занимались доставкой жизненно - необходимых грузов, и в частности, продовольствия и топлива в отдаленные районы региона по боковым рекам, буксировкой плотов зимней сплотки и транспортировкой леса баржами, перевозками пассажиров.

Вывозом леса занимались также ряд специализированных компаний, таких как ОАО Архсплав, ОАО Беломорская сплавная компания, ООО Эжва.

Так, ООО «Эжва» отбуксировало потребителям на территории Республики Коми 38 плотов зимней сплотки объемом 376831 куб.м древесины, что превысило показатели предыдущего года (в 2008 г. - 259442 куб.м). Для буксировки было задействовано 42 теплохода. В первую очередь буксировались плоты из лиственной древесины, плоты из хвойной древесины находились на передержке в районе г. Сыктывкара.

Для обслуживания этих работ выпускались штормовые предупреждения и прогнозы скорости и направления ветра, явлений, видимости по конкретным участкам рек. Передавались данные о фактической погоде.

В условиях недостаточного объема проведения дноуглубительных работ особое значение в течение навигации имели 3-5 суточные и ежедневные прогнозы уровней, позволявшие планировать транспортировку заготовленного леса и завоз груза по боковым мелеющим рекам.

Фло­том ОАО Северное речное пароходство, включающим в себя 11 су­дов сме­шан­но­го типа «река-море», осуществлялись грузовые и пассажирские перевозки по трассам Белого и юго-востока Баренцева моря, для чего по этим трассам составлялись прогнозы погоды и волнения. Однако по сравнению с 2008 г. объем запрашиваемой гидрометеорологической информации снизился в 3 раза.

В навигацию 2009 г. на обслуживании находились все речные порты, расположенные на реках Севера - ОАО Белозерский порт, ОАО Вологодский порт,  ОАО Архангельский речной порт и его филиал - Котласский порт, ОАО Череповецкий порт, ОАО Печорский речной порт. Помимо обработки грузов, эти организации обеспечивали и пассажирские, и грузовые перевозки.

Большой объем информации передавался в адреса районов водных путей и судоходства – ФГУ «Севводпуть», Череповецкий район водных путей и судоходства, Сыктывкарский район водных путей и др., которые обслуживали работу по эксплуатации и развитию водных путей. В частности, Сыктывкарский район водных путей  проводил в навигацию 2009 года транзитные и внетранзитные дноуглубительные работы — всего было вынуто 225000м³ грунта.

Под эти задачи, а также под задачи обеспечения безопасности плавания  передавались прогнозы погоды, а также ежедневные данные об уровнях воды по всем судоходным рекам и озерам.

 Уже в течение ряда лет на обслуживании Архангельского ЦГМС-Р находится Обь-Иртышское ГБУВП и С, получающего прогнозы погоды по районам Обской и Тазовской губ. В 2009 г. передано гидрометеорологической информации на сумму 580 тыс. руб.

На акватории Обской губы производилось обслуживание буровой платформы «Амазон» ООО Газфлот. В течение навигации было передано 150 прогнозов погоды сроком от 1 до 5 суток, а также гидрологическая информация о сроках разрушения льда и льдообразовании на акватории губы. Успешные долгосрочные гидрологические прогнозы позволили правильно спланировать сроки работы платформы и ее буксировки к месту зимней стоянки. Объем средств, полученных за обслуживание, составил 280 тыс. руб.

В 2009 г. произошло существенное снижение объемов перевалки грузов речным транспортом, в частности, в Архангельской области такое снижение составило 30 %, что не могло не сказаться на объемах средств, полученных по договорам с предпрятиями  речной отрасли. Так, доходы от обслуживания ОАО Северное речное пароходство составили лишь 65% от уровня предыдущего года.

Несмотря на снижение объемов производства, наблюдавшегося в 2009 г. в условиях экономического кризиса, в целом, уменьшения количества обслуживаемых организаций не произошло. Заказчики пошли по пути ограничения объемов получаемой гидрометеорологической информации.

Одна из перспектив развития СГМО речной отрасли вытекает из государственных программ поддержки и развития речного флота. В частности, в Архангельской области утверждена транспортная стратегия до 2030 года, согласно которой в сфере водного транспорта одной из главных задач будет строительство нового глубоководного грузового района. К приоритетным направлениям отнесено снижение сборов в порту Архангельск до уровня портов северо-запада. Намечено привести в порядок причалы, пристани и речные вокзалы, а также обновить существующий пассажирский флот.

В соответствии с Планом мероприятий Росгидромета по совершенствованию специализированного гидрометеорологического обеспечения речного транспорта на 2009 – 2013 гг. Северным УГМС проводятся работы, направленные на улучшение СГМО речного флота. В частности, в 2009 г. проведено анкетирование потенциальных заказчиков речной отрасли. Разослано  25 анкет.

В целях уточнения существующих методик прогноза гидрометеорологических явлений в прогностических подразделениях Северного УГМС регулярно осуществляются оперативно - методические работы. В 2009 г. совместно с Гидрометцентром России начато выполнение темы НИР 8.108 Плана НИОКР «Разработать, испытать и внедрить расчетную методику сроков осеннего ледостава на реках севера ЕТС» под задачи улучшения обслуживания предприятий речной отрасли.

В Росгидромет подготовлены  предложения, в которых отражены пожелания о конкретизации во  всех  РД, где  отражено  влияние  погодных   условий на работу речного транспорта, необходимости  и порядка  использования гидрометеорологической информации, а также  способов   их  получения. 

Вопрос обязательного специализированного гидрометеорологического обслуживания всех работ, связанных с водным транспортом, по - прежнему остается актуальным во избежание экологических последствий от происшествий на воде, которые происходят практически ежегодно.

Так, в период навигации 2009 г. было зафиксировано несколько аварийных случаев (на водном пути Волго-Балт, на Шекснинском и Рыбинском водохранилищах), в Карском море 26 октября в районе порта Амдерма затонул буксирный теплоход «Сыня» Печорского речного пароходства.

Кроме того, для повышения эффективности планирования погрузочно- разгрузочных работ на акваториях портов, напрямую зависящих от скорости ветра и других метеорологических параметров, необходима организация наблюдений за ними непосредственно на акваториях портов. И выходом здесь могла бы быть установка автоматических метеорологических сертифицированных станций. Перспектива решения этого вопроса на акватории Архангельского речного порта реальна в 2010 г. в связи с установкой такой метеостанции.

В  учреждениях  Северного УГМС в декабре 2009 года  проведена  работа  по анализу руководящих  документов, регламентирующих СГМО  речного  транспорта. При анализе   использовались документы, размещенные  на сайте  Метеоагентства  Росгидромета.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru