29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


К 130-летию со дня рождения Г. Я.Седова. Статьи | «Материалы ИП Северного УГМС N 2 (184) за 2007 год.»

Катин Ю.Н. - начальник ОФД и НТИ

ГУ «Архангельский ЦГМС-Р».

5 мая 2007 г. исполнилось 130 лет со дня рождения российского полярного исследователя, моряка, гидрографа Георгия Яковлевича Седова (на фото).

Родился Георгий Яковлевич на берегу Азовского моря в семье простого рыбака. До 14 лет оставался неграмотным. По настойчивым просьбам мальчика родители отдали его в трехклассную церковноприходскую школу, которую Георгий окончил за два года. Далее Седов работал в услужении у местного помещика Иловайского, а затем - приказчиком у помещика Фролова. Но такая карьера не удовлетворяла юношу, он мечтал стать моряком. В 18 лет Георгий, забрав свое метрическое свидетельство, бежал из родительского дома в Ростов и поступил в мореходные классы. Зимой Г.Седов учился, а летом плавал на судах на Черном море. В марте 1898 г. он сдал экзамен на штурмана каботажного плавания, а в марте 1899 г. получил диплом штурмана дальнего плавания. Вскоре Седов стал помощником капитана, а затем - капитаном грузового судна на Черном море. Работая на судах, Г.Я. Седов продолжил самообразование и в 1900 г. сдал экзамен на чин прапорщика военного флота. Немедленно после этого Георгий Яковлевич едет в Петербург, где добивается разрешения сдать экзамен за полный курс Морского корпуса. Уже через год экзамен сдан и Г.Я.Седов в чине поручика по адмиралтейству прикомандировывается к Главному гидрографическому управлению.

В навигации 1902 и 1903 г.г. Г.Я.Седов работал на судне "Пахтусов" в составе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в Карском и Баренцевом морях, у побережья Новой Земли. 

В период Русско-японской войны 1904-1905 гг. Г.Я.Седов командовал миноноской № 48 на Амуре.

В 1906 и 1907 гг. он опубликовал в газете "Уссурийская жизнь" две статьи: "Северный океанский путь" и "Значение Северного океанского пути для России". В 1907 г. Седов возвратился в Петербург и получил назначение в Гидрографическую экспедицию Каспийского моря.

В 1909 г. Г.Я.Седову поручают, наконец, самостоятельное и ответственное дело: исследовать устье реки Колыма с целью выяснения возможности захода сюда морских пароходов. И Седов успешно справился с заданием: с двух карбасов его экспедиция обследовала бар Колымы, произвела съемку реки от устья до Нижнеколымска, определила 9 астрономических и 6 магнитных пунктов.

В 1910 г. Г.Я.Седов уже в чине штабс-капитана возглавил гидрографическую экспедицию в губу Крестовая на Северном острове Новой Земли. Весь 1911 год он служил в Главном гидрографическом управлении в Петербурге, занимаясь приведением в порядок материалов прошлых экспедиций. В это время Седова все чаще занимает мысль об организации экспедиции к Северному полюсу.

В марте 1912 г. Г.Я.Седов подал рапорт начальнику Главного гидрографического управления, в котором излагал проект первой русской экспедиции к Северному полюсу. 

Морское министерство оказало некоторое содействие Седову: 27 марта 1912 г. его перевели из капитанов по адмиралтейству во флот с чином старшего лейтенанта и предоставили отпуск на два года с сохранением содержания. Однако особая комиссия, назначенная правительством для рассмотрения проекта Седова, нашла, что намечаемая экспедиция носит "непродуманный характер". В выделении денег было отказано.

Неожиданно Седова поддержала крайне правая газета "Новое время" и открыла для экспедиции кредит. Часть средств собрали частные лица. Учитывая мнение общественности, император Николай 11 приказал выдать Седову из казначейства 10 тысяч рублей. Всего в распоряжении Г.Я.Седова оказалось 108 тысяч рублей.

В состав экспедиции Г.Я.Седова  вошли: географ-гидрометеоролог В.Ю.Визе, геолог М.А.Павлов, художник Н.В.Пинегин, ветеринарный врач П.Г.Кушаков.

В начале июня Седов зафрахтовал в Архангельске парусно-паровое судно "Святой мученик Фока и заключил договоры с подрядчиками на закупку снаряжения, продовольствия и ездовых собак. В конце июля все члены экспедиции собрались в Архангельске.

27 августа 1912 г. после торжественных проводов "Фока" вышел в море. Судно в штормовых условиях продвигалось на север вдоль западных берегов Новой Земли. 26 сентября у полуострова Панкратьева "Фока" встретил непроходимые льды, и начальник экспедиции объявил о начале зимовки. В 70-ти метрах от судна была оборудована метеорологическая площадка. Участники экспедиции приступили также к обследованию окрестностей зимовки и более отдаленных районов. Весной 1913 г. Павлов и Визе совершили переход поперек острова к побережью Карского моря, а Седов с боцманом Инютиным - поход вдоль берега до мыса Желания.

Только 3 сентября 1913 г. "Фока" освободился из ледового плена и взял курс к Земле Франца-Иосифа. 13 сентября в туманной дымке обозначились контуры земли. Судно подошло к мысу Флора на южной оконечности острова Нортбрук. 17 сентября экспедиция направилась дальше на север, и на 81 градусе широты судно уперлось в ледяной барьер. 19 сентября в небольшой бухте острова Гукера началась вторая зимовка. Эту бухту Седов назвал Тихой.

Зимовка проходила в сложных условиях: в помещениях было сыро и холодно, питание однообразное, появились признаки цинги. Заболел и Седов, но о своем недомогании никому не говорил. Несмотря на это, он назначил выход к полюсу на 15 февраля 1914 г. Вместе с ним добровольно изъявили желание идти матросы Г.В.Линник и А.М.Пустошный. Полюсная группа брала с собой три нарты с 24 собаками. На нарты установили два каяка и разместили запасы, сложенные в резиновые мешки. Седов надеялся пополнить запасы на острове Рудольфа, самом северном в архипелаге Земля Франца-Иосифа, оставшиеся от экспедиции герцога Абруццского. До полюса было 600 миль. При среднесуточной скорости движения в восемь миль переход туда и обратно планировалось завершить за пять месяцев. Визе и Пинегин убеждали Седова в нереальности его плана. Но он твердо стоял на своем. Еще в декабре 1913 г. Седов говорил Визе: "Я знаю, что эта попытка безумна, но все же не поверну обратно, пока у меня не выйдет последний сухарь". Членам экспедиции были достаточно понятны причины, толкавшие Седова на этот безумный шаг. Седов отчетливо сознавал, что возвращение его в Россию без серьезной попытки достигнуть полюса будет для него равносильно нравственной смерти. Возврата на родину нет - там ждут его враги (прежде всего кадровое морское офицерство), которые закроют перед ним все двери и навсегда положат конец всем мечтам о большой работе исследователя-моряка, а этой работе Седов посвятил свою жизнь.

Уже в первые дни похода у Седова сильно болели опухшие от цинги ноги. Стояли сильные морозы при встречном ветре. Мерзли не только люди, но и собаки. Седов простудился и уже не мог идти, передвигаясь вперед на нарте. 5 марта 1914 г. Г.Я.Седов умер на руках у его спутников в палатке на льду недалеко от острова Рудольфа, на берегу которого матросы его и похоронили. Через десять дней после этого Линник и Пустошный возвратились на "Фоку".

30 июля лед в бухте разредился, и "Фока" направился на юг и в конце августа прибыл в становище Рында на Мурманском побережье, а оттуда направился в Архангельск.

Несмотря на неудачную попытку достичь полюс экспедиция Г.Я.Седова вписала одну из самых ярких страниц в историю исследований Арктики.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru