29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


М.Н.Наумова К 75-летнему юбилею полярной станции на Мысе Челюскин. Статьи | «Материалы Информационного письма Северного УГМС № 3 (185) за 2007 год.»

15 сентября 2007 года  исполнилось 75 лет полярной станции на мысе Челюскин, входящей в состав Диксонского СЦГМС, которая носит имя известного полярного исследователя, академика, Героя Советского Союза - Евгения Константиновича Федорова.

Мыс Челюскин  является самой северной точкой Евразии и расположен на северной оконечности Таймырского полуострова на южном берегу пролива  Вилькицкого – с запада  к нему подступают воды Карского моря, с востока – моря Лаптевых. В годы работы Великой Северной экспедиции, 9 мая 1742г. группа С.Челюскина вышла на самую северную точку Азиатского материка, которая теперь носит его имя.

Строительство полярной станции на мысе Челюскина было обусловлено местом ее расположения, с целью обеспечения  безопасности мореплавания на трассе Северного морского пути при проходе  судов проливом Вилькицкого, труднопроходимого в ледовом отношении.

Особенность Северного морского  пути в том, что он является кратчайшим путем между западными и дальневосточными портами и пролегает вдоль берегов России, а значит,  не зависит от сложившейся в тот или иной период времени международной обстановки. Очевидное географическое преимущество этого пути с давних пор привлекало внимание многих мореплавателей. Кроме того, Северный морской  путь пролегает  вдоль устьев крупнейших рек Азиатского Севера, простирающихся в меридиональном направлении и образующих со своими большими и  малыми  притоками разветвленную сеть внутренних водных путей. Северный морской путь с реками Обь, Таз, Пур, Енисей, Пясина, Хатанга, Оленек,Анабар, Лена,  Яна, Индигирка и Колыма образуют как бы единую водно-транспортную систему страны, что открывает доступ  к естественным  богатствам огромной территории, простирающейся в глубь Азиатской части России. Но тяжелые полярные льды, летом и зимой располагающиеся от Новой Земли до Берингова пролива, препятствуют свободному плаванию судов. Тем не менее, время и научно-технический прогресс позволили благополучно решить эту проблему, которая потребовала огромных усилий многих поколений.

Особым периодом в истории изучения Арктики были 1932-1933гг. Международным объединением научных союзов этот период был объявлен Вторым Международным полярным годом (МПГ). Исследования второго МПГ должны были привести к более глубокому познанию многих, в ту пору еще остававшихся загадочными, явлений природы полярных стран.

Все участвующие в этом мероприятии страны обязывались построить дополнительные полярные станции, расширить программу работы существующих, организовать экспедиции в различных районах арктической области, для того чтобы одновременно по согласованной программе зафиксировать изменения погоды, колебания магнитного поля, полярные сияния, движения льдов в океане и другие геофизические явления.

К подготовке наблюдений в Арктике по международной программе Советский Союз приступил раньше других стран. На  островах Арктики и на материковом ее побережье в 1928-1931гг была создана сеть полярных станций: на Новосибирских островах, в бухте Тихой Земля Франца Иосифа (ЗФИ), на острове Домашнем, на мысе Желания.

Было решено строить такие полярные станции в бухте Тикси, на мысе Челюскин, мысе Северном (ныне мыс Шмидта), на острове Рудольфа (ЗФИ).  Для постройки этих станций направлялось несколько экспедиций.

Вопрос о Северном морском пути стоял в программе МПГ как крупнейшее мероприятие большого политического, научного и практического значения. Для успешного осуществления сквозного плавания по СМП налицо имелись благоприятные условия. К этому времени были достигнуты успехи в освоении Арктики и ее морских путей. На западном участке ежегодно осуществлялись Карские экспедиции с участием многих морских и речных судов, ледоколов, самолетов ледовой авиаразведки. Проведение морских операций опиралось на сеть радиостанций, расположенных в важнейших пунктах побережья и островов. Для Баренцева и Карского морей уже составлялись метеорологические и ледовые прогнозы, ставшие затем традиционными.

Наиболее знаменательным событием второго МПГ в Арктике  было осуществление первого сквозного плавания по Северному морскому пути в одну навигацию, проект которого был представлен правительству еще в начале 1932 г. директором Всесоюзного арктического института О.Ю.Шмидтом.

В 1932г., чрезвычайно благоприятном в ледовом отношении, экспедиции Всесоюзного арктического института и Главного гидрографического управления на ледокольных судах «Русанов», «Сибиряков» и «Таймыр» проникли в обычно труднодоступную северо-восточную часть Карского моря, сделав в этом море ряд географических открытий, произвели ценнейшие гидрометеорологические и гидрографические наблюдения и работы в еще совершенно не исследованных районах Арктики. Кроме того, впервые в истории полярного мореплавания «Сибиряков», обогнув с севера Северную Землю, вышел в море Лаптевых и прошел в одну навигацию, без зимовки, Северным морским путем с запада на восток.

31 июля 1932г. «Русанов», имея на борту 34 человека команды, 17 членов экспедиции – сотрудников института и 24 плотника, покинул  Архангельск и вышел в Арктику вслед за ушедшим 28 июля «Сибиряковым». Начальником экспедиции Всесоюзного арктического института на пароходе «Русанов» был назначен профессор Рудольф Лазаревич Самойлович. На пароходе находилась группа Н.П. Демме, отправляющаяся на остров Домашний на смену отважной «ушаковской» четверке.

4 августа проливом Маточкин Шар судно прошло в Карское море, а через два дня достигло остова Диксон. 14 августа «Русанов» подошел к острову Домашнему. 17 августа, произведя смену полярников, «Русанов» направился в пролив Шокальского. Построив на его северном берегу избушку,  судно идет с промерными и гидрологическими работами в пролив и, пройдя его весь с запада на восток, производит гидрологические разрезы у обоих входов в пролив как из Карского моря, так и из моря Лаптевых.

Выполнив гидрологические наблюдения и произведя измерения глубин в проливе Шокальского, «Русанов» направился вокруг мыса Неупокоева (юго-западный мыс острова Большевик) в пролив Вилькицкого к мысу Челюскин, где ему предстояло построить полярную станцию и оставить первых зимовщиков.

Туман стоял над морем на всем пути  «Русанова» от  Северной Земли  к  мысу Челюскина. 21 августа при входе в пролив Вилькицкого туман поредел, и в 16 часов открылся берег Таймырского полуострова и гора Аструп, которая казалась граничащей с берегом.  «Русанов» шел по проливу средним ходом с вытравленным в воду якорем. Справа по курсу при улучшении видимости начал вырисовываться берег. С борта судна уже ясно  увидели знак, поставленный на мысе Челюскин экспедицией Амудсена.

Несмотря на штормовую и туманную погоду, встречаемые на всем пути айсберги, причем от пролива Шокальского и до пролива Вилькицкого, «Русанов» шел в совершенно еще не исследованном районе Карского моря, он благополучно прибыл к месту назначения, бросив якорь у самого северного мыса Евразии – мыса Челюскин.

Выгрузка проходила в сложных условиях штормовой погоды.

К 6 сентября на пустынном берегу был построен жилой дом, внутри которого поместилась радиостанция и небольшое машинное отделение. Были поставлены также две мачты, построены склад и собачник.  

Так возникла новая полярная станция мыс Челюскин.

С основанием радиостанции на мысе Челюскин и полярной станции в бухте Тикси, работавших по программе второго МПГ, завершилось создание сети первоочередных наблюдательных пунктов на центральном участке Северного морского пути.

О первых зимовщиках полярной станции Челюскин можно узнать  из отчета, напечатанного в журнале «Проблемы Арктики» за 1938г.

«На первую зимовку 1932 г. осталось 10 человек под начальством врача Георгиевского. Научный штат включал двух метеорологов Ф.П. Антонова и П.П. Неволина, гидролога В.Н. Кошкина, геолога Аллера и биолога Рутилевского20 сентября 1932г. начались регулярные метеорологические наблюдения. Экспедиционные работники – биолог и геолог – проделали значительную работу по изучению района станции.

Гидрологические работы задержались вследствие позднего ледостава пролива (15 марта 1933г.). Гидрологом В.Н. Кошкиным были получены первые данные по зимнему режиму пролива Вилькицкого. К сожалению, небольшое количество упряжных собак заставило все гидрологические работы ограничить изучением района станции.

15 июля 1933г. пролив вскрылся, однако условия навигации оказались малоблагоприятными. Новой сменой, прибывшей на мыс Челюскина во главе с С.В. Рузовым, предполагалось значительно расширить станцию. Наличие плавучего льда и начавшееся замерзание пролива сильно затруднило выгрузку и заставило отказаться от строительных работ.

Зимовка 1933-1934г. показала важное значение полярной станции мыса Челюскин – радиоузла, связывающего восток и запад Арктики. Особенно напряженной была работа в дни Челюскинской эпопеи. Начальник рации И.П. Григорьев был награжден грамотой ВЦИКа СССР.

Успешно продолжалась также научная работа станции, пополненная аэрологическими наблюдениями (пуск шаров-пилотов). Гидролог Б.И. Данилов на самолете вылетел к каравану, зимовавшему у островов «Комсомольской Правды», где организовал гидрологические наблюдения.

Прибывшая в навигацию 1934 года третья смена зимовщиков под начальством И.Д. Папанина состояла уже  из 35 человек. Полярная станция  мыс Челюскин превратилась в крупнейшую хорошо оборудованную научную базу. Вся осень прошла в строительных работах: зимовщики построили павильон для магнитных наблюдений, оборудовали аэрологическую станцию. Было построено два жилых дома, больница, новые здания радиостанции, машинного отделения, установлен ветродвигатель. В составе зимовки находилась летная группа».

В составе третьей смены зимовщиков, прибывших на полярную станцию мыса Челюскин, был и Евгений Константинович Федоров, зимовавший вместе с Д.И. Папаниным в бухте Тихой на ЗФИ и впоследствии написавший книгу об Арктике «Полярные дневники».

На страницах книги Е.К. Федоров подробно описывает уровень работ, жизни и исследований в Арктике, проводившихся в тридцатые годы. Это был период создания первых полярных станций и первых комплексных  исследований, проводившихся по специальным программам. С необычайной теплотой и благодарностью он пишет  о каждом, с кем пришлось встретиться в то замечательное время.  В частности, о своей предстоящей работе на мысе Челюскин Е.К. Федоров пишет:

 «В целом, намеченная работа обсерватории, которую мы будем создавать на мысе Челюскин, шире, чем на Земле Франца Иосифа. Та была сформирована, исходя, главным образом, из чисто научных, познавательных соображений, представляя собой часть программы Второго Международного полярного года. Здесь основной целью является изучение района пролива Вилькицкого: середины и самой узкой (в прямом и переносном смысле) части Северного морского пути. Здесь дольше всего держится лед, и от того, каков он, зависит пропускная способность всей трассы. Нам предстоит серьезное изучение пролива, прежде всего его гидрологического режима, течений, распределения температур, свойств льда…

Этим летом на островах и по берегу строятся несколько полярных станций…

Жизнь закипела по всему побережью. В 1933 и 1934 годах все имеющиеся ледокольные пароходы работали в арктических морях. Вновь организованное Гидрографическое управление Главного управления Северного морского пути оборудовало небольшие промысловые суда, приспособленные для плавания во льдах, для работ  по обследованию и нанесению на карту береговой линии, промеров глубин, поисков удобных знаков. Кое-где уже начиналась аэрофотосъемка с самолетов.

Мы были третьей сменой на мысе Челюскин и оказались здесь как раз в начале бурного развития исследовательской деятельности по всему побережью. На нас возлагалась немаловажная доля в этой общей работе.

С тех пор, как было установлено, что море у мыса Челюскина – неширокий пролив, стало ясно, что здесь находится один из наиболее трудных участков Северного морского пути – может быть, и самый критический. Гидрологические исследования в проливе в летнее время уже были начаты экспедиционными кораблями.

Нам предстояло провести их в течение всего года, предстояло собрать достоверные данные о явлениях в атмосфере, о дрейфе и характере льда, о магнитных явлениях, о прохождении радиоволн – обо всем комплексе развертывающихся здесь геофизических процессов. Наша мощная радиостанция входила в организуемую систему радиолиний, обеспечивающих весь Север круглосуточной связью. Главная -  тянулась вдоль побережья, от нее отходили ответвления на юг – к Свердловску, Красноярску, Якутску, Иркутску и Хабаровску.

К концу сентября основные строительные работы  были завершены и у нас, и на других станциях. Закончилась работа летних экспедиций, и корабли ушли со всей трассы Северного морского пути. Лишь огоньки полярных станций, редкой цепью протянувшиеся через громадное пространство Советской Арктики, показывали, что жизнь здесь не замерла, что научный дозор внимательно следит за всеми явлениями природы…».

Собирая материал для этой статьи, я с большим удовольствием перечитала  «Полярные дневники» Е.К. Федорова. Вспомнила разговоры и недоумение того времени, когда полярную станцию мыс Челюскин в 1982г. переименовали - «им. Е.К. Федорова». И только сейчас поняла, что многие из  зимовавших и зимующих ныне до сих пор не знают и не понимают, почему это произошло. А я поняла - Великими не рождаются. Великим делают человека его дела, его целеустремленность, самоотверженность и фанатичная преданность любимому делу. Евгений Константинович с молодых лет точно угадал свое предназначение, выбрал себе дело, которому служил преданно и верно всю свою жизнь. Удивительно цельный, искренний и правильный человек. Это всем сердцем ощущаешь, когда читаешь строки, написанные им для самого себя. Всеми фибрами своей души он ощущал пульс времени и жил на пределе своих возможностей, стараясь  быть достойным продолжателем важных государственных дел, имея перед собой примеры своих великих соотечественников. Он хорошо знал историю освоения Севера и осознанно являлся продолжателем этого большого дела.

За 75-летний период  полярная станции на мысе Челюскин неоднократно меняла свои наименования: «полярная станция», «обсерватория», «радиометцентр», «объединенная гидрометеорологическая станция». За это время на Челюскине  зимовало очень много полярников, рассказ о которых требует особого места и времени, но не является целью настоящей статьи. К сожалению, в настоящее время невозможно даже приблизительно установить количество людей, зимовавших и побывавших на мысе Челюскин. Приблизительный анализ штатных расписаний Челюскина с 1963-1978 гг. показывает, что в среднем ежегодно на станции зимовало от 97 до 109 человек  при штате 104-127 единиц.

Полярная станция им. Федорова (м. Челюскин) представляет ряд служебных, вспомогательных и жилых зданий, построенных на пологих склонах или под склонами холмов (Фото 1,3). Основной поселок состоит из 5-ти жилых зданий и 5-ти служебных зданий, 5-ти технических объектов, 5-складов, здания скотника, центральной котельной, бани, столярной мастерской, гаража.

В пяти километрах расположен второй поселок Радиометцентра – передающая станция, состоящая из 4-х жилых зданий, аппаратного зала, здания ДЭС, бани, гаража, кают-компании.    

В свое время м. Челюскин чуть было не превратился в настоящий жилой поселок со своей администрацией, где был свой аэропорт, своя почта и даже самый северный детский сад, работники которого являлись штатными сотрудниками полярной станции. В детском саду в течение года находились дети в количестве 20-25 человек от 2-х до 7-ми лет, родители которых работали на станции.  Кроме специалистов гидрометслужбы на Челюскине зимовали геологи, бывало много транзитных пассажиров. Развал Советского Союза привел к резкому упадку всех благ цивилизации уже обустроенного и обжитого полярного поселка.

Из полярников зимовавших на мысе Челюскина особо следует отметить  Тюкова Николая Дмитриевича, который в течение 18 лет (с апреля 1968г. и до конца сентября 1986г.) вместе с женой, Тюковой Тамарой Артемьевной,  возглавлял станцию и уволился только в связи с выходом на пенсию. 

В настоящее время особого  внимания и уважения заслуживает начальник ОГМС им. Е.К. Федорова Ковальчук Николай Ярославович, который вместе с женой Ковальчук Лесей Евгеньевной зимует на Челюскине с 1990 года.

Супруги  Ковальчуки именно на полярной станции до шестилетнего возраста вырастили своего старшего сына Сергея, привезя его на Челюскин  в годовалом возрасте (фото 2).

Тяжелое время досталось нынешним  полярникам и особенно зимующим на мысе Челюскина. В навигацию 2006 года на станцию совершенно не было завезено дизельное топливо, что создало Ковальчуку Н.Я.  дополнительные  трудности, с которыми он удивительным образом справился. На станции кроме него и жены зимуют еще два техника-метеоролога - молодые девчонки, выпускники ПУ-7 г. Новосибирска 2004 и 2006 годов. Рассчитывать на их физическую помощь в хозяйственных работах особенно не приходится. Но все работники станции вместе с соседями принимают активное участие в сохранении станции. Грустно и больно читать отчет Ковальчука Н.Я. за 2006-2007гг.  Из отчета ясно видно, что электроэнергия подается на станцию с погранзаставы в очень ограниченном количестве, практически только для освещения и питания приборов.

В связи с уменьшением выделяемой заставой электроэнергии в конце ноября были прекращены геомагнитные наблюдения. С целью уменьшения количества потребляемой электроэнергии в магнитном павильоне проведены электротехнические мероприятия, что позволило 13 января 2007г. возобновить геомагнитные наблюдения при средней температуре в помещении около нуля градусов. Такой низкой температуры  не выдерживает даже облицовка стен внутри здания «…местами начало вздуваться фанерное покрытие стен (внутренняя облицовка здания), началось расслоение…При сильных морозах и метелях температура внутри здании опускается до двух градусов ниже  нуля».

Неимоверными усилиями Ковальчук Н.Я. делает все возможное, чтобы сохранить и обеспечить работоспособность станции, создать нормальные условия работы. Несмотря ни на что, станция продолжает выполнять предусмотренную программу наблюдений

По натуре Николай Ярославович очень спокойный, уравновешенный и надежный молодой человек. В 1990 году ему был всего 21 год, но таким молодым душой он остается и до настоящего времени. Его неторопливая основательность успокаивающе действуют на коллектив станции, помогает устанавливать доброжелательные отношения со всеми, кто прибывает на Челюскин. У него замечательные отношения с «соседями», т.е. с погранзаставой, на которой за это время несколько раз поменялся состав.  Больше чем доброжелательные, именно дружеские  отношения с людьми, супруги Ковальчуки сохраняют многие годы.  Они оба безмерно влюблены в «свой» Челюскин и всегда торопят время, возвращаясь из очередных отпусков. Именно такие люди, с таким отношением и преданностью  работе, освоили и обжили Крайний Север, исследовали и ввели в действие Северный морской путь, и именно такие когда-нибудь вдохнут в него новую жизнь.

Может покажется странным длительное повествование, приуроченное к юбилею одной из полярных станций, а сделано это с целью наглядно представить масштабную, многовековую историю освоения Северного морского пути и положительную роль каждого человека  в решении этой сложнейшей задачи. К огромному  сожалению, то, что с большими жертвами, неимоверными трудностями и героическим усилиями многих поколений отвоевывалось у Арктики, нынче приходит в ужасающее запустение. Многовековая история Северного морского пути не раз подвергалась забвению. Но безусловно и то, что усилия лучших представителей человечества не пропали даром: Северный морской путь еще много раз убедительно докажет  свое исключительное значение для страны и человечества в целом.

М.Н. Наумова - начальник отдела кадров Диксонкого СЦГМС.
(Примечание ред. Статья печатается в  сокращении ).

 



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru