29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


О гидрометеорологическом обеспечении разгрузки через припай на о.Земля Александры в июне 2007г. Статьи | «Материалы Информационного письма Северного УГМС № 1(186) за 2008год.»

   О.А.Панченко- ведущий океанолог   

            Е.Н.Цыварева - гидролог 1 категории

ОРМГП Архангельского ЦГМС-Р

 

На краю земли Русской на архипелаге Земля Франца-Иосифа для защиты российских интересов в Арктике расположена самая северная в России пограничная застава «Нагурское». Для обеспечения возможности выживания в этих суровых климатических условиях было решено построить современный жилой комплекс для пограничников. Чтобы осуществить задуманное, требовалось завезти строительное, буровое оборудование, топливо и множество разнообразных, в том числе тяжеловесных и крупногабаритных грузов, что в условиях отсутствия причалов проще всего было  выполнить выгрузкой через припай.

Для завоза грузов в г. Архангельске был сформирован караван из двух судов: «Михаил Сомов» и «Пионер Казахстана».

Из Архангельска до Земли Франца-Иосифа предстояло пройти около 1000 миль, из которых 150 миль – в арктических льдах.

Земля Франца-Иосифа – архипелаг на севере Баренцева моря, территория Российской Федерации, состоящий из 190 островов, общей площадью 16,1 тысячи квадратных километров (по другим данным 16,5). Делится на три части: восточную – с крупными островами Земля Вильчека и Греэм-Белл; центральную – с большим количеством островов; западную – с самым крупным островом архипелага Землей Георга (высота до 620 м). Свыше 85% поверхности покрыто ледниками. Земля Франца-Иосифа открыта в 1873 году австро-венгерской экспедицией Ю. Пайера и К. Вайпрехта. Названа по имени императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I. От острова Рудольфа – самого северного острова архипелага - до Северного полюса 900 километров.

Земля Франца-Иосифа относится к атлантико-европейской климатической области Арктики и находится в зоне морского арктического климата, для которой характерны, прежде всего, интенсивная циклоническая деятельность, низкие среднегодовые и летние температуры воздуха, значительная облачность, частые туманы и высокая относительная влажность. Частые и сильные (до 40 м/сек) ветры в совокупности с низкими (до –52°) температурами делают архипелаг по жесткости погоды одним из самых суровых районов земного шара. Благодаря интенсивной циклонической деятельности к архипелагу поступают значительные массы теплого и влажного атлантического воздуха, приносящего сравнительно большое количество осадков, которые питают местные ледники. Положительные среднемесячные температуры, не превышающие +1.2°, здесь наблюдаются лишь два месяца в году: в июле и августе. Благодаря значительному притоку адвективного тепла, приносимого циклонами, и отепляющему влиянию моря, средние месячные температуры на архипелаге не опускались ниже –27°. Средняя годовая температура воздуха равна –12°, годовая амплитуда температур не превышает 22°.

В пределах архипелага смешиваются холодные воды арктического происхождения, местные распресненные воды, образующие тонкий поверхностный слой в проливах, и сравнительно теплые атлантические и баренцевоморские воды, характеризующиеся большой соленостью (до 35 промилле). Под преобладающим влиянием атлантических вод находится преимущественно западная часть архипелага; арктические воды преобладают в его восточной и северо-восточной частях; центральные же острова находятся под преимущественно смешанным влиянием атлантических, арктических и баренцевоморских вод, причем баренцевоморские преобладают в проливах южной части центральной группы островов, а арктические и атлантические – в ее северной части.

         Наиболее существенным для формирования гидрологического и ледового режима проливов является приток теплых атлантических, а также баренцевоморских вод, поступающих в район архипелага с северо-запада (в системе струй Западно-Шпицбергенского течения) и с юга (из области Нордкапского течения). Под влиянием этих вод сложились такие характерные черты ледового режима проливов, как малая мощность ледового покрова и существование временных и стационарных (круглогодичных) полыней. 

21-22 мая дизель-электроход «Михаил Сомов» и теплоход «Пионер Казахстана» вышли из г. Архангельска для доставки грузов на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Для гидрометеорологического обеспечения транспортно-разгрузочной операции через припай Приказом Архангельского ЦГМС-Р был создан экспедиционный отряд в составе двух человек – Панченко Олега Алексеевича и Цываревой Елены Николаевны – и утверждено Техническое задание.

Ледокольное обеспечение осуществлялось атомным ледоколом «Вайгач», который встретил караван судов у кромки сплоченных льдов.

Малые размеры бухты и скалистый рельеф берега, ограничивающий места,  возможные для выезда техники на берег, определили место установки судов в припай на небольшом расстоянии друг от друга. Постановка в припай осуществлялась по схеме «веером» (Фото 5).

Сначала атомный ледокол «Вайгач» проложил во льду канал для «Пионера Казахстана». По проложенному каналу «Пионер Казахстана», разогнавшись, самостоятельно врезался в лед, незначительно повредив площадку для выгрузки. Из-за конструктивных особенностей кормы теплоход «Пионер Казахстана»  (ледовый класс УЛ) не приспособлен для маневрирования способом «тандем».

Затем «Вайгач» проложил канал для «Михаила Сомова» ближе к берегу. Лед в этом месте был толще и прочнее. При постановке в припай самостоятельно, во льду образовалась трещина, дошедшая до борта т/х «Пионер Казахстана» в районе 3-4 трюма. В дальнейшем, при маневрировании «Михаила Сомова» ширина трещины увеличилась.
В месте постановки «Михаил Сомов» прошел как можно ближе к берегу. Ледокол «Вайгач» задним ходом подошел к «Михаилу Сомову» и способом «корма к корме» окончательно установил «М.Сомов» в припай. Расстояние до берега составило около 200 м.

26 июня 2007 г. дизель-электроход «Михаил Сомов» встал к месту выгрузки через припай в районе о. Земля Александры в точку с координатами 80º 46΄ 36´´с.ш. и 47º 41´ 20´´ в.д. В 500-600 м восточнее встал к месту выгрузки теплоход «Пионер Казахстана».

Для определения возможности переустановить ближе к берегу «Пионера Казахстана» было проведено измерение глубин через 10-20 м. Также измерялась толщина льда.

После окончательного установления судов в припай были проведены измерения толщины льда, определено состояние ледового покрова и допустимые нагрузки на лед на разгрузочных площадках, а также проложены трассы от судов до мест выезда на берег. Поверхность льда в основном ровная, торосистость составила около 10 %. Высота торосов до 0,5 м, отдельные торосы до 1 м. Между судами вморожен кусок айсберга высотой около 2 м и длиной 10 м. Вдоль берега расположены две приливные трещины.

 В месте установки «Пионера Казахстана» меньшая толщина льда, трещины во льду и большее расстояние до берега обусловили больший объем гидрологических работ для обеспечения безопасности разгрузки

От «Пионера Казахстана» были проложены трассы отдельно для груженого и порожнего транспорта, расстояние между трассами около 30-40 м. Промеры выполнены через 50-100 м. Минимальная толщина льда составила 82 см. При промере трассы до разгрузочной площадки № 2 обнаружен участок с более тонким льдом (75 см). В этом месте намечен  объезд.

Высота снега на льду составляла 20-40 см, у берега и в местах надувов у наветренного борта судов составляла до 70 см.

Положение «Михаила Сомова» относительно площадки для складирования на берегу было более удачным. На разгрузочных площадках с обоих бортов толщина льда от 100 до 120 см. Высота снега на льду от 10 до 60 см. По трассе длиной около 200 м толщина льда минимальная 100 см.

Расчет допустимых нагрузок на лед произведен на основании результатов измерений толщины льда, согласно «Сборника рабочих технологических документов для производства погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых при разгрузке судов в пунктах беспричальной обработки через лед берегового припая» РД 31.41.21-90, Москва 1990 г.

Выгрузка производилась четырьмя тяжелыми тракторами Б10МБ. Для разгрузки колесных автомобилей использовались сани, так как, из-за большой толщины снежного покрова, существовала вероятность застревания колесной техники на льду.  

При разгрузке кормовых трюмов «Михаила Сомова» применялась технология установки саней-волокуш под загрузку при помощи судовой лебедки, что уменьшало механические повреждения льда гусеницами тракторов при маневрировании.

На «Пионере Казахстана» трактора с санями на длинной сцепке подходили под борт с разворотом и вынуждены были проезжать почти постоянно по одной колее, разбивая гусеницами лед (Фото 6).

К 28 мая у 4 трюма по правому борту образовались трещины и выбоины до  60 см, в колеях до 40 см воды. При проезде трактора и саней вдоль трещины лед прогибался, и выходила вода. Разгрузка с левого борта была невозможна из-за трещин, образованных в процессе установки в припай.

Состояние разгрузочных площадок у обоих бортов теплохода «Пионер Казахстана» вынудило два раза переставлять судно ближе к берегу (Фото7).

К 8 часам утра 4 июня разгрузка «Пионера Казахстана» была завершена.

После отхода «Пионера Казахстана» продолжалась разгрузка «Михаила Сомова» и в 8 часов 5 июня судно отошло от о. Земля Александры.

Гидрометеорологические условия в период выгрузки были удовлетворительные: пасмурно, при слабо отрицательной температуре.

Всего выгружено с «Пионера Казахстана»  1775 тонн груза, с «Михаила Сомова» свыше 2100 тонн.

Операция по выгрузке на припай прошла успешно. Однако следует заметить, что даже в такой закрытой бухте как Северная расстояние между судами в припае должно быть не менее 1 мили.

 



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru