29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Оценка воздействия выбросов автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в г.Архангельске. Статьи | «Материалы Информационного письма Северного УГМС № 1(186) за 2008год.»

Е.Л. Стрежнева – начальник ЛМЗАВ ЦМС  ГУ «Архангельский ЦГМС-Р»           

Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой, а его загрязнение – мощный, постоянно действующий фактор влияния на человека и окружающую среду. Уровень загрязнения атмосферного воздуха связан с воздействием на него загрязняющих веществ, поступающих от источников выбросов вредных веществ промышленных предприятий, выбросов автотранспорта, а также процессов жизнедеятельности человека.

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается быстрый рост количества автотранспорта и концентрация его в городах. Это стало причиной того, что загрязнение атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта в настоящее время рассматривается как повсеместная и наиболее острая проблема. Анализ информации о выбросах вредных веществ в атмосферу показывает, что в крупных городах выбросы от автотранспорта составляют до 80% всех выбросов. Главные причины этого: возраст транспортных средств, низкое качество топлива, слаборазвитая инфраструктура и слабое техническое обслуживание. Проблема усугубляется тем, что выхлопы автотранспорта поступают в приземный слой атмосферы, что затрудняет их рассеивание. Наличие узких улиц и высоких зданий, являющихся преградой для рассеивания, также способствует накоплению вредных веществ в городском воздухе в зоне дыхания пешеходов. Степень загрязнения атмосферного воздуха зависит от качественного и количественного состава выхлопных газов, интенсивности и организации движения автотранспорта, ширины проезжей части улицы, рельефа местности и ряда метеорологических условий.  

Актуальность оценки воздействия выбросов автотранспорта на атмосферный воздух городов на территории РФ, в том числе и  г. Архангельска, очевидна. Согласно контракту № 87 от 16.10.2007 г. с комитетом по экологии Архангельской области  в период с 3 октября по 7 ноября 2007 года лабораторией мониторинга загрязнения атмосферного воздуха (ЛМЗАВ) Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) ГУ «Архангельский ЦГМС-Р» были проведены работы по определению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Архангельска. Целью данной работы являлось измерение уровня загрязнения воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта в г.Архангельске.

Отбор проб проводился согласно техническому заданию в 5 точках:  в 4 точках с интенсивным движением автотранспорта и 1 точке, находящейся  на некотором расстоянии от проезжей части. В каждой точке отбор проб проводился 15 раз на 7 ингредиентов.  Пробы отбирались на содержание окислов азота, оксида углерода, серы диоксида, углерода (сажи), формальдегида и бенз(а)пирена. Анализ отобранных проб выполнялся в соответствии с методиками «Руководства по контролю загрязнения атмосферы» РД 52.04.186-89, включенными в Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Всего отобрано и проанализировано 525 проб воздуха и выполнено 1050 определений. Отбор проб проводился поочередно в утренние (0600-1300) и вечерние (1400-2100) часы в рабочие дни.

Синоптическая ситуация в период проведения измерений уровня загрязнения атмосферного воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта, была благоприятной для рассеивания вредных примесей в воздухе; условий застоя атмосферного воздуха в этот период не наблюдалось.
         Во второй декаде октября в Архангельске преобладали циклоны,  перемещавшиеся с Атлантики  на север Белого моря. Смещение высотной фронтальной зоны на север области привело к усилению южных, юго-западных ветров  от умеренных до сильных.  Концентрации загрязняющих веществ, измеренные в этот период во всех  точках,  не превышали санитарные нормы.

В третьей декаде октября над центром России находился устойчивый антициклон. Архангельск периодически попадал под влияние то южной периферии циклонов, смещающихся по северным морям, то северной периферии антициклона. Преобладали умеренные юго-западные и западные  ветры. В отдельные дни этой декады отмечались повышенные значения концентраций бенз(а)пирена, содержание которого превысило санитарную норму в  1,1- 1,9 раза.

В первых числах ноября г. Архангельск находился под влиянием западной периферии глубокого циклона над Баренцевым морем. В эти дни в городе преобладали сильные северо-западные, северные ветра. В этот период  зарегистрирован один случай превышения предельно допустимой концентрации по содержанию бенз(а)пирена в 1,1 раза.

В течение всего периода наблюдений превышений санитарных норм по другим ингредиентам не наблюдалось.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что загрязнение воздуха в районах с интенсивным движением автотранспорта  несколько выше, чем в местах, находящихся на некотором расстоянии от проезжей части, а преобладающий умеренный до сильного ветер способствует значительному рассеиванию выбросов автотранспорта и снижению концентраций загрязняющих веществ вблизи проезжих автомагистралей.

Следует отметить, что для получения более объективной и полной характеристики влияния выбросов автотранспорта на атмосферу г.Архангельска данного количества наблюдений недостаточно. Как известно, формирование высоких уровней загрязнения воздуха в городе за счет выбросов автотранспорта связано со слабым ветром, направленным вдоль автотрасс, с приземной инверсией и туманом. Наибольшая повторяемость застойных ситуаций (скорость ветра менее 1 м/с в сочетании с приземной инверсией) с продолжительностью 12 часов и более приходится на холодный период года (зимний смог).

В связи с этим данную работу планируется продолжить:

  • расширив период проведения наблюдений (с декабря по март);
  • увеличив количество наблюдений в каждой точке, а также количество точек отбора, включая автомагистрали с наибольшей и наименьшей для сравнения интенсивностью движения автотранспорта  в период проведения наблюдений;
  • проведя натурные замеры интенсивности и состава автотранспортных потоков.

Все изложенное свидетельствует о том, что проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта является очень сложной, и только постоянное внимание к данной проблеме может помочь снизить уровни загрязнения воздуха в наших городах.

 



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru