ДИКСОН - СНЕЖНОЙ АРКТИКИ СТОЛИЦА. К 90-ЛЕТИЮ НАЧАЛА НАБЛЮДЕНИЙ НА о. ДИКСОН
|
Статьи | «Из истории»
|
Н.М. Адамович - начальник
Диксонского СЦГМС.
От редакции. В связи с 90-летием Диксонской гидрометеорологической службы в Красноярском книжном издательстве планируется к изданию сборник историко-краеведческих очерков «Диксон-снежной Арктики столица». С согласия автора, печатаем небольшой отрывок этих материалов.
Открытие, изучение и освоение Северного морского пути имеет почти пяти-вековую историю, в которой смелые дерзания русских мореходов, многочисленные полярные экспедиции, трагедии и величественные подвиги полярных исследователей.
Еще в 1525 году Дмитрий Герасимов, московский посол в Риме, высказал идею плавания на восток, используя Северо-восточный морской путь. В 50 годах 16 века Иван Грозный обещал мореплавателям большую денежную премию, чтобы они направлялись на поиски этого пути.
Почти до конца 19-го века, главной целью почти всех экспедиций были географические открытия и достижение высоких широт. Научные исследования оставались в «тени», а результаты наблюдений были трудно сопоставимы. К таким выводам в 1875 году пришел известный полярный исследователь К. Вейпрехт. Им была разработана программа первого международного полярного года, одобренная специально созванным международным конгрессом. Главная задача Программы состояла в том, чтобы окружить северную полярную область кольцом станций, на которых наблюдения проводились бы одновременно при помощи одинаковых приборов и одинаковыми методами. По сути, К. Вейпрехтом был сформулирован, один из главных принципов формирования и функционирования наблюдательной сети Росгидромета: единство измерений и сопоставимость их результатов.
Работы по программе первого Международного полярного года начались в августе 1882 года, в них принимали участие двенадцать государств, в том числе и Россия. В этот период в Арктике работали две российские полярные станции . Малые Кармакулы на о. Новая Земля и Сагастырь в устье реки Лена. Дополнительно, зарубежные госмударства должны были построить две станции: Голландия . на о.Диксон, а Дания . на мысе Челюскин. Однако это история, которой не было. Норвежская шхуна «Варна» с голландской экспедицией и судно «Димфна» с датской экспедицией были блокированы тяжелыми льдами в юго-западной части Карского моря. Во время сильных сжатий льдов шхуна «Варна» была раздавлена и затонула. Строительство станции на о.Диксон было отодвинуто, как оказалось на целых 33 года.
В 1914-1915 годах по Северному морскому пути осуществлялось сквозное плавание из Берингова пролива на запад гидрографической экспедиции под началом капитана 2 ранга Б.А.Вилькицкого на транспортах ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр». Отвечая на вопрос, не придется ли судам оказаться на вынужденной зимовке Б.А.Вилькицкий произнес: «Все во льдах . счастье и случайность». В подтверждение этих слов льды во второй раз сыграли важнейшую роль в судьбе о.Диксон.
В марте 1915 года советом министров было принято решение об организации запаса топлива на о.Диксон, создании там базы для личного состава экспедиции на случай возможности второй зимовки и открытии временной радиостанции. С помощью буксира Министерства путей сообщения «Корреспондент» и баржи по Енисею в июле на о.Диксон был доставлен уголь, собраны привезенные два жилых дома ручной рубки и баня. Специалистами русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов была установлена радиостанция мощностью 15 киловатт.
Таким образом, на северном берегу «лучшей на всем северном берегу Азии» гавани острова Диксон 25 августа 1915 года начала действовать радиостанция. Здесь же были установлены метеорологические приборы: флюгер, дождемер и английская психометрическая будка. В то время как на о.Диксон шло строительство метеорологической станции, «Таймыр» и «Вайгач» освободившись из ледового плена, 26 июля возобновили свое плавание и 17 августа прибыли в район о.Диксон, а 3 сентября . в Архангельск. По завершению гидрографической экспедиции, она была расформирована, а станция на о.Диксон закрыта.
Учитывая большое научно-практическое значение гидрометеорологических наблюдений на побережье Карского моря, полярная комиссия Академии наук направила ходатайство о возобновлении их работы. 22 апреля 1916 года Совет министров принял постановление о выделении средств на оборудование постоянной гидрометеорологической станции на о.Диксон. Летом 1916 года на станцию были доставлены гидрологические и метеорологические приборы, оборудование для аэрологических шаропилотных наблюдений.
Начальником станции был назначен врач П.Г.Кушаков, ранее участвующий в экспедиции Г.Я.Седова к Северному полюсу. В штат станции входили старший механик А.К.Яковлев, радист А.П.Голубков, два матроса и три рабочих. Установку гидрометеорологических приборов и обучение состава станции наблюдениям проводил, командированный на лето из главного гидрографического управления, И.К.Тихомиров.
1 сентября 1916 года начались регулярные метеорологические и прибрежные гидрологические наблюдения по программе метеорологических станций II разряда I класса, а с начала октября результаты наблюдений начали передаваться в Главную физическую обсерваторию Петрограда.
Гражданская война в Сибири прервала работу станции. В период 1920-1924 годы наблюдения не проводились и были возобновлены в 1925 году. Полярная станция Диксон вошла в состав Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях (Убеко-Севера), а в 1933 году была передана Главному управлению Северного морского пути при Совете Народных комиссаров СССР (ГУСМП).
В 1936 году начинается строительство самого мощного в Арктике радиоцентра. На о.Диксон построена приемная радиостанция, а в пяти километрах от нее, на северо-западной оконечности острова . передающая радиостанция, названная «Новый Диксон».
К концу 30-х годов Диксонский радиоцентр объединял все полярные станции Западного района Арктики и Бюро Погоды на о.Диксон с большим коллективом синоптиков, гидрологов и младших научных работников.
В послевоенные годы в составе ГУСМП создается Арктическое районное Управление, в которое входит Диксонский и Амдерминский радиоцентры и все полярные станции на островах, побережье и в устьевых участках рек Западного района. В 1955 году Управление реорганизовано в два районных радиометцентра (РРМЦ) Диксонский и Амдерминский. В состав Диксонского РРМЦ передано более 40 полярных станций.
В 1963 году, с целью ликвидации дублирования работы различных ведомств и усиления научно-исследовательских работ в области гидрометеорологии, арктические РРМЦ из Главного управления Северного морского пути переданы в систему Главного управления гидрометслужбы при Совете министров СССР.
В 1973 году Диксонский РРМЦ, согласно общепринятой в гидрометслужбе системы, переименован в Диксонское управление гидрометслужбы, которое в марте 1979 года преобразовано в Диксонское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды. Руководитель . Мироненко И.А.
Реорганизация Диксонской гидрометслужбы продолжалась и в последующие годы. Только в период с 1988 по 1997 годы четыре раза изменялось ее наименование, функции и территория деятельности. В это сложное время преобразования возглавляли Седов О.К., Михайлов Е.Н., Майоров В.А.
Сегодня, Государственное учреждение «Диксонский СЦГМС» является правопреемником Таймырского УГМС, образовано приказом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в июле 1997 года. Руководит Центром Почетный Полярник, Почетный работник Гидрометслужбы России, кандидат географических наук . Адамович Н.М.
В июле 2002 года общее руководство деятельностью ГУ «Диксонский СЦГМС» возложено на Северное межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Таблица
Полярные станции Диксонского СЦГМС и его предшественников
п/п |
Наименование |
Дата открытия |
Дата закрытия
|
1. |
ОГМС о.Диксон |
27.08.1915 |
|
2. |
Хатанга |
01.12.1928 |
|
3. |
бухта Тихая |
30.08.1928 |
сентябрь 1960 г. |
4. |
о. Домашний |
август 1930 |
сентябрь 1954 г. |
5. |
м. Желания |
25.08.1931 |
01.01.1997 г. |
6. |
б. Марии Прончищевой |
01.09.1931 |
01.03.1992 г. |
7. |
ОГМС им.Е.К.Федорова |
15.09.1932 |
|
8. |
Русская Гавань |
15.09.1932 |
01.12.1993 г. |
9. |
о.Преображения |
01.09.1934 |
01.09.1996 г. |
10. |
о.Уединение |
13.09.1934 |
21.11.1996 г. |
11. |
м.Стерлегова |
23.09.1934 |
|
12. |
о.Рудольфа |
сентябрь 1934 |
08.05.1996 г. |
13. |
м.Лескина |
30.09.1934 |
01.09.1997 г. |
14. |
о.Русский |
06.08.1935 |
08.07.1999 г. |
15. |
м.Косистый |
01.07.1939 |
01.05.1990 г. |
16. |
м.Сопочная Карга |
01.10.1939 |
|
17. |
Андрея |
13.09.1942 |
21.06.1999 г. |
18. |
о.Малый Таймыр |
05.08.1943 |
01.04.1994 г. |
19. |
озеро Таймыр |
01.09.1943 |
22.09.1995 г. |
20. |
бухта Солнечная |
01.06.1945 |
01.02.1992 г. |
21. |
о.Визе |
13.09.1945 |
|
22. |
о.Правды |
29.12.1945 |
20.10.1994 г. |
23. |
о.Гейберга |
19.05.1949 |
01.10.1995 г. |
24. |
Нагурская |
05.06.1952 |
15.08.1991 г. |
25. |
Усть-Тарея |
01.09.1952 |
01.03.1990 г. |
26. |
о-ва Известий ЦИК |
15.09.1953 |
|
27. |
о.Исаченко |
07.10.1953 |
01.02.1994 г. |
28. |
о-ва Краснофлотские |
25.10.1953 |
15.08.1991 г. |
29. |
о.Вилькицкого |
01.03.1954 |
|
30. |
о.Голомянный |
01.06.1954 |
|
31. |
о.Ушакова |
05.06.1954 |
20.05.1991 г. |
32. |
ОГМС им.Э.Т.Кренкеля |
15.08.1957 |
|
33. |
о.Виктория |
01.11.1959 |
01.04.1994 г. |
34. |
м.Песчаный |
13.05.1961 |
27.02.1994 г. |
35. |
Пясина |
01.07.1976 |
01.06.1991 г. |
36. |
СРЗА |
01.09.1983 |
30.12.1996 г. |
37. |
Усть-Таймыр |
01.01. 1987 |
01.04.1991 г. |
38. |
ГО Колба |
1963-1965 |
|
Из таблицы 1 видно, что в развитии сети полярных станций чётко прослеживаются два периода: 1930-1970.е и 90-е годы. В первый период, включая, трудные военные и послевоенные годы, шло интенсивное развитие сети полярных станций. Они оснащаются современными приборами и оборудованием, строятся производственные и жилые дома, дизельные и котельные. Станции обеспечиваются всем необходимым для того, чтобы специалисты не ощущали свою оторванность от «Большой Земли».
Многократно посещая практически все станции в 1970-80 г.г. на самолетах и вертолетах ледовой разведки я всегда видел уникальные хозяйства и ощущал особую атмосферу. Ощущения начали меняться в конце 1980-х годов. События этих и последующих лет широко известны.
|