ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИ СЕВЕРА - ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.
И. М. Жила, И. С. Запорожец, Г. К. Лоренц
Северное УГКС
С первых дней войны на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками вместе со всем советским народом поднялись и труженики Архангельского управления гидрометслужбы. В годы войны особенно возросло значение работы гидрометеорологической службы и той оперативной информации, которой она обеспечивала сухопутные войска и корабли Северного флота. Фашисты, понимая значение этой работы, не раз совершали налеты на гидрометстанции побережий Белого и Баренцева морей. И все же гидрометеорологи успешно продолжали свою работу в суровые военные годы. Вот один из эпизодов тех лет.
В тяжелое время первого этапа Великой Отечественной войны, когда полчища финских и немецких войск прорвали линию обороны на советско-финской границе и перерезали железнодорожную магистраль Мурманск.Ленинград, сеть гидрологических станций на территории Карело-Финской ССР, находившаяся в подчинении Ленинградского управления гидрометслужбы, оказалась отрезанной от своего руководящего центра. Ряд станций был вынужден эвакуироваться и оказался без материальной поддержки. Прервался поток ценной оперативной информации для нужд Карельского фронта. Тогда руководство этой сетью взял на себя начальник гидрометеорологической станции Кемь-порт Архангельского УГМС Г. Я Опушнев. Он собрал и сохранил оборудование и приборы с эвакуированных станций и организовал четкую работу действовавшей сети. Опушнев часто выезжал на прифронтовые гидрометстанции, добиваясь бесперебойного обеспечения гидрометеорологической информацией частей и соединений фронта, а руководимая им ГМС Кемь-порт, несмотря на частые налеты вражеской авиации, продолжала нормально работать.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943г. Геннадий Яковлевич Опушнев был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Управлению Гидрометслужбы Беломорской военной флотилии (как стало именоваться Архангельское УГМС в годы войны) пришлось полностью перестроить свою работу на военный лад. Основным подразделением Управления, которое обеспечивало оперативной информацией, пособиями и различными справками корабли флотилии, являлась Морская обсерватория. Состояла она из трех самостоятельных отделов: отдела гидрометеорологии моря, отдела климатологии и отдела гидрологии суши. Подчинялась обсерватории и Архангельская гидрометстанция, в состав которой входила Северодвинская устьевая гидрологическая станция.
Все эти отделы вели научно-исследовательскую работу по изучению театра военных действий Беломорской флотилии и территории военного округа. Только в 1944 г. специалисты Морской обсерватории выполнили 18 научно-исследовательских тем, вели экспедиционные работы в открытом море и в устьях северных рек, выполняли многочисленные нередко крупные, неплановые работы по запросам Военно-Морского Флота, наземных войск и организаций народного хозяйства.
Работу по сбору материалов для составления ежемесячных гидрометеорологических карт Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря отдел гидрометеорологии моря проводил совместно с отделом климата, которым руководила старейший гидрометеоролог Севера А. Н. Соболева, и бюро погоды во главе с И. М. Безуглым. За короткое время отделами были подготовлены материалы для издания 10 ежемесячных гидрометеорологических карт.
По собственной инициативе сотрудники отдела гидрометеорологии моря составили и оформили «Временный гидрологический атлас юго-восточной части Баренцева моря». Важность этой работы для обеспечения боевых действий наших кораблей в Баренцевом море была отмечена командованием Северного флота.
В годы войны особенно возросла роль Архангельска . морского порта в европейской части страны, способного принимать грузы морским путем. Поток военных грузов, которые отправляли союзники по морю, шел во многих случаях в Архангельск, а отсюда отправлялся по железной дороге прямо в действующие армии. Отсутствие мостов через широкую и многоводную Северную Двину, заставляло в зимнее время наводить ледовые переправы, по которым на левый берег к железнодорожному вокзалу направлялись тяжелые грузы. Для гужевого и автомобильного транспорта наводились отдельные ледовые дороги. Создавалась и специальная танковая переправа. Прямо на лед укладывались рельсы и железнодорожные составы с грузом шли от порта Экономия в устье Северной Двины к железнодорожному вокзалу за 40 км. Некоторый опыт строительства в прошлом ледовых переправ уже имелся. Подобные переправы прокладывались через ледяной покров Северной Двины еще во время первой мировой войны и затем в период финской компании 1939.1940 гг. Но в то время эти работы проводились без достаточного гидрометеорологического обеспечения, что приводило к большим потерям.
Государственный комитет обороны, учитывая особую важность Архангельского морского порта, направил в Архангельск в качестве своего особого уполномоченного известного полярника И. Д. Папанина. Он сразу же взял под непосредственный контроль организацию ледовых переправ на акватории порта через Северную Двину и Кузнечиху. Участие в расчетах переправ и обеспечении их безаварийной работы принимали крупные ученые гидрологи и океанологи, оказавшиеся в годы войны в Архангельске. Разработкой проектов ледовых переправ занимались профессор Н. Н. Зубов и М. М. Сомов, гидролог Т. Н. Марютин, специалист по изысканиям для строительства морских портов Г. Я. Наливайко. Было создано специальное Управление строительства ледовых переправ. Места для их строительства были выбраны по рекомендациям УГМС Беломорской военной флотилии. Работы эти начались зимой 1941/42 г., когда ожидались первые поставки военной техники, боевых припасов и продовольствия от союзных держав. Специалистам гидрометслужбы пришлось срочно проводить гидрологические обследования, в том числе температурные съемки воды, промеры льда, испытания его на прочность. Это была важная и ответственная работа, которая имела решающее значение не столько в строительстве, сколько в дальнейшей эксплуатации переправ. Самоотверженно трудились на обслуживании ледовых трасс на Двине гидрологи Северо-Двинской устьевой станции Н. И. Косягин, В. М. Калинин и другие. Они осуществляли ежедневный контроль за толщиной льда, скоростью намерзания, регулярно определяли предельные допустимые нагрузки на лед. В районе железнодорожной переправы прямо на льду проводились метеорологические наблюдения на специально организованной метеоплощадке.
Зимой 1943/44 г. исследование ледяного покрова в дельте Северной Двины велось сразу по трем направлениям: 1) продолжение общего изучения режима ледяного покрова, начатого в предыдущие годы; 2) изучение ледяного покрова в связи с эксплуатацией автогужевых переправ; 3) изучение ледяного покрова в связи с устройством и эксплуатацией железнодорожной переправы.
На автогужевых переправах регулярно проводились измерения толщины льда и высоты снежного покрова, состоялись прогнозы толщины льда, рассчитывалась несущая способность ледяного покрова на переправах. Результаты этих наблюдений сразу же передавались в ледовую группу при штабе Беломорской флотилии и уполномоченному Государственного Комитета Обороны.
Для оперативного обслуживания железнодорожной переправы был создан специальный отряд из трех гидрометеорологов и пяти рабочих. Отряд измерял толщину льда на расчищенной от снега трассе, наблюдал за трещинами и состоянием конструкций переправы, проводил наблюдения над прогибами льда под погрузкой. Под особым контролем гидрологов находилась специальная танковая переправа.
В результате проводимых исследований составлялись отдельные сводные записки. Благодаря успешному гидрометеорологическому
обеспечению, доставка военных грузов из Архангельска на фронт в зимнее время не прекращалась. Хорошая работа по обеспечению ледяных переправ неоднократно отмечалась в приказах по УГМС Беломорской флотилии, Управлению строительства железнодорожной переправы и уполномоченным Госкомитета Обороны. Архангельский порт за годы войны принял и отправил миллионы тонн различных грузов. И в этом немалая заслуга специалистов гидрометслужбы Севера.
Работа по. обеспечению ледовых трасс, сбор оперативной информации для обеспечения боевых действий армии и флота была важным вкладом специалистов гидрометеорологов в дело победы над врагом. Сложная военная обстановка в 1942.1943 гг. потребовала срочного сбора сведений о водных прифронтовых рубежах обороны: реках, озерах, болотах. Главное управление гидрометслужбы Красной Армии (ГУГМС КА) поручило эту работу специалистам территориальных управлений. В конце 1942 г. Государственный гидрологический институт разработал соответствующие наставления и методические указания. И сразу же гидрологи Севера начали готовиться к гидрографическим рекогносцировочным обследованиям: распределяли объекты исследований, обрабатывали картографиче-ский материал, изучали литературные и архивные источники. После такой предварительной подготовки приступили к экспедиционным работам. Во время экспедиций проводились промеры и описания водных объектов, выявлялись и обмеривались мосты, паромные и лодочные переправы, плотины и броды. Полевые отряды собирали сведения об особенностях водного и ледового режима, опасных гидрологических явлениях, проводили оценку вероятных последствий разрушения гидротехнических сооружений. Для этих работ было создано 17 гидрологических отрядов. Отряд обычно состоял из двух человек: специалиста гидролога и одного рабочего. Специалистами были инженеры и техники управления или начальники гидрометеорологических станций. В трудных полевых работах участвовали и специалисты-женщины; они всегда успешно справлялись с поставленными задачами и привозили доброкачественный материал. Не раз в приказах по управлению отмечалась работа В. Ф. Гашевой, А. И. Фроловой, В. Г. Булат, И. М. Жилы, Н. П. Пальникова, П. И. Желудкова и других. Руководил всеми работами опытнейший гидролог Управления, начальник отдела гидрологии И. И. Царев. Только в тяжелом 1943 г. отряды гидрологов Севера в бассейнах Онеги, Сухоны, Ваги, Северной Двины, Онежского озера и других районах обследовали 45 рек общей протяженностью 8,6 тыс. км. Все материалы полевых исследований после обработки передавались в штаб военного округа.
После окончания войны гидрографические исследования рек и озер на территории деятельности Северного УГКС не прекращались. Эти работы дали богатый материал, который и теперь широко используется в народнохозяйственной деятельности.
Вклад гидрометеорологов и других специалистов подразделений УГМС Беломорской военной флотилии в общее дело победы в Великой Отечественной войне отмечен многочисленными правительственными наградами. Сегодня немало гидрологов и метеорологов Севера с гордостью носят медали «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».
( Перепечатано. Издано в 1985 году к 40-летию Великой Победы. Гидрометеоиздат, 1985 г., ФОП ВНИИГМИ-МЦД, г.Обнинск. "Материалы ВДНХ СССР" ).
|