29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Опыт Северного УГМС по гидрометобеспечению транспортных операций на акватория арктических морей. Статьи | «Из истории»

 

Л.Ю.Васильев-руководитель

Северного УГМС.

 

История развития Северного УГМС в силу его географического положения всегда была неразрывно связана с исследованием и освоением Арктики, функционированием Северного Морского Пути.

Поэтому гидрометеорологическое обеспечение морского транспорта и различных организаций, занятых освоением природных богатств арктического региона, составляло значительную долю в производственной деятельности Северного УГМС. При этом были разнообразны как потребители этой продукции, так и формы их обслуживания. СУГМС обслуживало Северное Морское и Беломоро - Онежское Пароходства, морские порты Белого и юго-востока Баренцева моря.

На протяжении десятков лет Северное УГМС занималось специализированным гидрометеорологическим обслуживанием Экспедиции спецморпроводок Министерства Морского флота РСФСР. Для перегона караванов речных судов из Архангельска до устьев Оби, Иртыша, Лены, а порой и до Амура обычно формировалась оперативная группа, которая базировалась на флагманском судне. При поддержке прогностических центров Архангельска, Амдермы, Диксона, Тикси синоптиком составлялся полный комплекс прогнозов, в соответствии с которым прокладывался курс каравана. Это позволяло осуществлять проводку караванов в кратчайшие сроки и без потерь. При этом одновременно проводились наблюдения за погодой и состоянием моря.

Актуальным было и остается гидрометеорологическое обслуживание рейдовых разгрузок, в виду того, что на побережьях Белого и юго - востока Баренцева морей практически отсутствуют удобные пункты для погрузочно - разгрузочных работ. В условиях интенсивного освоения шельфа  арктических морей СГМО этого вида работ приобретает особое значение.

С 1975 по 1991 г.г. на юго - востоке Баренцева моря через припай осуществлялись транспортно- разгрузочные операции, получившие название «Ледовый причал». На период их проведения (как правило, апрель- июнь) создавалась специальная научно- оперативная группа (НОГ), которая совместно с Архангельским Бюро Погоды обеспечивала прогнозами погоды и ледовыми рекомендациями, на месте производила контроль за состоянием льда.

С 1989 г. обслуживание Северным УГМС морских организаций стало строиться на основе договоров. Согласно Постановлению Правительства РФ №1425 от 15.11.97 вся г/продукция по обслуживанию акваторий морей была отнесена к разряду платной.

В 1996 г. было прекращено циркулярное вещание прогнозов погоды по акватории Белого моря и юго-востока Баренцева морей. Взамен этого по договору с СМП было начато обслуживание судов прогнозами погоды на английском языке по системе NAVTEX. В 1999 г. полномочия по ГМССБ были переданы Морским Администрациям Портов, поэтому все последующие договора заключались уже с МАП Архангельск. В 2001 г. начато составление прогнозов по Карскому морю и морю Лаптевых в системе SAFETYNET .

Доступность гидрометеорологической информации в рамках ГМССБ, которая является бесплатной для мореплавателей, поначалу значительно сократила количество потребителей СГМО.

Вместе с тем интенсивное освоение углеводородных месторождений на Севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в последние пять лет резко повысило востребованность как фактической, так и прогностической гидрометеорологической информации. В 2007 г. на обслуживании в Северном УГМС находилось более 35 судоходных компаний различных форм собственности и выполняющих различные задачи. К крупнейшим нашим партнерам относятся ООО Северное Морское Пароходство, занятое перевозкой грузов для обустройства месторождений, ОАО Мурманское Морское Пароходство, обладающее танкерным флотом и траспортирующем нефть из районов Варандея и Колгуева в Мурманский порт, ООО Межрегионтрубводстрой, занимающейся строительством нефте и газопроводов, многочисленные мелкие компании, обладающие от 2 до 4 единиц флота различного тоннажа.

По итогам 2007 г. Архангельским ЦГМС-Р Северного УГМС предоставлено услуг на гидрометеорологическое обслуживание морской отрасли около 5,8 млн. рублей.

Гидрометеорологическое обеспечение транспортных операций на акваториях юго-востока Баренцева моря, юго-западе Карского моря, в Обской и Тазовской губах включает в себя весь возможный на сегодня спектр услуг - это прогнозы погоды на 1-5 суток (зачастую на 5-10 суток), штормовые предупреждения в зависимости от ограничений объектов конкретных заказчиков, большой объем ледовой информации. Существенно меняется сама структура обслуживания - многие компании интересуют прогнозы на перспективу (более 10 суток) для устойчивого планирования дорогостоящих работ и минимизации потерь.

Все это требует внедрения новых информационных технологий как в части повышения точности прогнозов, так и современного представления продукции в виде интерфейсов, удобных для потребителей. Для решения этих вопросов необходима поддержка со стороны научно- исследовательских институтов, и прежде всего, ААНИИ, как головного института, изучающего арктический регион.

Хрупкость экосистем Севера предъявляет особые требования к безопасности всяких производственных операций, и в том числе транспортных. Неслучайно, поэтому, все большее количество компаний расширяет спектр запрашиваемых услуг, и в том числе необходимы точные данные о фактическом состоянии окружающей среды.

Для решения этой проблемы особое значение приобретает стабильное функционирование и дальнейшее развитие наземной наблюдательной сети, модернизация оборудования и приборов, следящих за элементами погоды в непрерывном режиме и непосредственно обеспечивающих потребителя этой информацией.

           Поэтому не случайно в рамках третьего полярного года 2007/2008 было уделено большое внимание укреплению и развитию всех видов наблюдательных систем.

           На средства, выделенные под эти цели, для 23 полярных станций были приобретены и отправлены разнообразные приборы и оборудование: осадкомеры, мачты М-82, будки, гелиографы, термографы, гигрографы, плювиографы, снегомеры, анеморумбометры, барометры БРС-1, БОП, термометры, ареометры и др.

           Благодаря этому, была решена давно назревшая проблема обновления приборного парка на таких полярных станциях, как Канин Нос, им. Попова, Марресаля,  Малые Кармакулы и других.

           В целях наиболее полного освещения фактическими данными труднодоступных полярных районов проводится работа по оснащению наблюдательной сети автоматическими метеорологическими станциями (АМС).  В навигацию 2007г. 2 АМС были установлены в местах ранее закрытых полярных станций – Адрея, о.Русский.

Учитывая крайнюю неосвещенность приполярных районов аэрологическими данными, одним из важнейших мероприятий по укреплению и развитию сети было восстановление аэрологических наблюдений на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где был установлен современный аэрологический комплекс МАРЛ-А, позволяющий полностью автоматизировать процесс наблюдения и обработки аэрологических данных.

           Кроме того,  экспедицией Центральной аэрологической обсерватории на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля были расконсервированы  радиолокационная система «Метеорит» и ракетная установка «Кама». В результате пробного пуска, выполненного 23 сентября,  метеорологическая ракета поднялась на высоту более 80км.

           Были проведены мероприятия по дальнейшему развитию морских гидрологических наблюдений, актуальность которых возросла еще больше в связи с активной разведкой и освоением углеводородных месторождений на шельфе Баренцева моря, в Обской и Тазовской губах.

На ОГМС им.Э.Т. Кренкеля, им.Федорова и Диксон была произведена поставка гидростатических уровнемеров «Прилив-2Д», также позволяющих проводить наблюдения и обработку данных в автоматическом режиме.

В целях устойчивого жизнеобеспечения станций были проведены ремонты жилых и подсобных помещений на ОГМС им. Э.Т. Кренкеля  и им. Федорова, а на полярной станции Марресаля построено и введено в  эксплуатацию новое модульное служебно-жилое помещение, ряд станций оснащены новыми дизельгенераторами.

В 2008 г. работы по развитию наблюдательных систем в Арктике будут продолжены.

Планируется произвести установку 3 автоматических метеорологических станций, замену устаревшего оборудования и приборов на 10 полярных станциях Северного УГМС.

Важнейшей составляющей этих работ будет продолжение модернизации полярной аэрологической сети - на МГ/АЭ Малые Кармакулы и ОГМС им. Федорова будет установлен метеорологический локатор последнего поколения МАРЛ-А, что позволит обеспечить радиозондирование высокого качества.

Будет продолжена работа по восстановлению ежечасных наблюдений за уровнем моря на ОГМС Амдерма, МГ-2 Варандей, им.Попова, Малые Кармакулы путем установки автоматических гидрологических комплексов.

Планируется восстановление полной программы геофизических наблюдений на гидрометеорологической станции Белый Нос и озонометрических наблюдений на ОГМС им.Э.Т.Кренкеля, Диксон, АЭ Архангельск.

Учитывая большую заинтересованность добывающих компаний, проводящих разработку месторождений на шельфе Арктических морей, в достоверной информации об окружающей среде вопрос развития и укрепления наблюдательной сети можно решать на паритетных началах совместно с этими компаниями. Прецендент этому уже есть - ООО «Межрегионтрубводстрой» год назад установил волномерный морской комплекс DWR-7 с автоматической считкой данных о высоте волны в непрерывном режиме. Результаты наблюдений были переданы для анализа в Архангельский ЦГМС-Р.

Неизбежно встанет вопрос об установке автоматических метеорологических станций именно в районах интенсивных разработок углеводородов.

Неотъемлемой частью укрепления и развития наблюдательной сети является оснащение ее надежными и современными видами связи. Наряду с традиционной радиосвязью используются такие виды связи как ССС Глобарстар, ССС Гонец, ВИП, которые , к сожалению, пока не отличаются стабильностью в работе и требуют дальнейшей отладки.

Прекрасный отзыв за малогабаритность и простоту в эксплуатации на ТДС получил АПК ВИП: радиостанция Icom78, контроллер ВИП, клавиатура, принтер.

С августа 2007г. обеспечен прием тестовых сообщений с автоматических метеорологических станций АМС МЛ-101 (MAWS), предназначенных для установки на о. Русский и о. Андрея, а с октября 2007 года (после установки этих станций) информация систематически поступает и наносится на карты погоды. Для обеспечения этой процедуры специалистами ИВЦ-МТС Архангельского ЦГМС-Р была разработана программа декодирования поступающей информации в код КН-01 и обеспечен ввод информации в каналы АСПД.

В условиях наблюдающегося изменения климата, которое особенно заметно проявляется в Арктике, большое значение приобретают научные исследования, которые проводятся при непосредственном участии научно- исследовательского флота Северного УГМС.

В частности, в навигацию 2007 года был выполнен большой объем работ на акваториях Баренцева и Карского морей, моря Лаптевых.

В июле 2007 года на НИС «Иван Петров» была выполнена экспедиция ВНИИОкеангеология в Байдарацкую губу Карского моря. Цель экспедиции состояла в получении данных о природных условиях для проектирования подводного перехода газопровода Бованенково-Ухта. Работы по этому проекту скоординированы с программой Международного полярного года 2007-2008. Завершающая часть программы была выполнена в ходе следующей экспедиции – БАРКАЛАВ-2007.

Исследования были направлены на изучение сезонных циклов характеристик природной среды для понимания климатической изменчивости ледового, гидрологического, гидрохимического режимов арктических морей, биологических условий и процессов накопления осадков на морском дне.

Экспедиция состояла из трех этапов. На первом этапе выполнены океанографические станции в южной части Карского моря и Байдарацкой губе. На втором этапе работ с 29 августа по 19 сентября исследования проводились в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море силами специалистов из Германии (ГЕОМАР, Институт Альфреда Вегенера) – экспедиция ТРАНСДРИФТXII. В море Лаптевых были установлены автоматические станции, измеряющие температуру воды, скорость и направления течений и другие параметры. Здесь же отобраны пробы грунта до глубины 15–20 м при помощи многорейсовой виброустановки. На третьем этапе экспедиция вновь работала в Карском море и завершила работы в восточной части Баренцева моря, где в  условиях осенних штормов, сокращения продолжительности светового дня выполнена океанографическая съемка. В ходе всего периода экспедиционных исследований выполнялись также непрерывные наблюдения за состоянием погоды

С 7 сентября по 22 ноября на НЭС «Михаил Сомов» проводились комплексные научные исследования сотрудниками ряда институтов.            Специалистами ААНИИ изучались айсберги и ледники некоторых островов ЗФИ, исследовались термохалинные характеристики в районах ледниковых фронтов о. Хейса.

Экспедиция НО «Полярный фонд исследований» провела обследования трех наиболее загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа (о. Гофмана, о. Грэм-Белл, о.Земля Александры). Для этого были определены уровни загрязнения территории островов нефтепродуктами и ПАУ, СОЗ и тяжелыми металлами, инвентаризация источников загрязнения, определено их количество, состояние и угрозы разрушения, оценка возможных последствий для окружающей среды, выполнена картографическая съемка территории.

Морская арктическая комплексная экспедиция Института природного и культурного наследия им. Д.С, Лихачева Министерства культуры выполнила этно-экологические и социально-экономические исследования в прибрежной зоне Арктики и произвела оценку адаптационных возможностей населения прибрежных поселков к изменениям природного и антропогенного генезиса.

Экспедиция института географии РАН провела геологическое картирование всех дайковых комплексов, силлов и покрова, бронирующего геологический разрез острова, отобраны пробы для  дальнейшего исследования геохимических характеристик и определения возраста вулканической активности.

В целом, подводя итог, можно отметить, что после затяжного кризиса, на арктических трассах начинается как возрождение и развитие транспортных перевозок и освоение северных богатств, так и укрепление и модернизация полярной наблюдательной сети, развитие которой неотделимо от этих процессов.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru