29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


К вопросу «О мерах по реализации государственной политики РФ в Арктике». Статьи | «Материалы, доклады Росгидромета.»

Выездное заседание Морской коллегии при Правительстве            РФ 18-19 июня 2009 г. в Архангельске.

                                                                                       А.И.Бедрицкий

1.Фундаментальной функцией государства в Арктике и всей Арктической зоне Российской Федерации является обеспечение безопасности населения и экономики региона. В мирное время серьёзная угроза этой безопасности исходит от широкого спектра опасных гидрометеорологических природных явлений.     

Арктический регион отличается суровыми климатическими и погодными условиями, зависимостью от состояния окружающей природной среды  хозяйственной деятельности и жизни населения региона, большой уязвимостью природных комплексов от антропогенного воздействия.  Реализация сложных и опасных для окружающей среды проектов на арктическом шельфе требует качественного гидрометобеспечения эксплуатации добывающих платформ, отгрузочных терминалов, погрузочно-разгрузочных и транспортных операций в ледовой обстановке в сложных погодных условиях.  

В связи с  отмеченным для реализации многоплановых задач социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу,  создание в Арктике соответствующей системы гидрометеорологической безопасности, ориентированной на географические и социально-экономические особенности этого региона,  и направленной на    развитие, совершенствование и устойчивость систем заблаговременных предупреждений, в первую очередь связанных с научно-техническими инфраструктурами, системами и возможностями для научных исследований, наблюдений, обнаружения, прогнозирования опасных метеорологических, гидрологических и климатических явлений и предупреждений о них, приобретает первостепенное значение.

Для достижения указанных целей и реализации основных мер  государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере информационных технологий и связи, которыми требуется «создать надежную систему оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающую эффективный контроль хозяйственной, военной, экологической деятельности в Арктике, а также прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения», необходимо решение следующих приоритетных задач.

Модернизация и развитие государственной системы гидрометеорологических наблюдений в Арктике на новой технологической основе

Количество аэрологических станций существенно сократилось, снизилось качество наблюдений. Значительно сократились высотные аэрологические зондирования, данные которых важны для прогнозов погоды.

В 2007-2008 гг. в рамках участия Российской Федерации в мероприятиях Международного полярного года произведена модернизация на 23 российских полярных станциях, в настоящее время ведутся работы на 29 полярных станциях.

Для решения проблемы необходимо увеличение плотности государственной наблюдательной сети, доведя ее количественный состав до минимально необходимого (уровень 1991 г.), из которых 40% - автоматические метеорологические станции (АМС).

Кроме увеличения количества станций необходимо провести полную техническую модернизацию системы наземных наблюдений за счет внедрения автоматизированных метеорологических комплексов (АМК), автоматических метеорологических станций (АМС), современных средств связи и обработки информации, переоснащение системы наземных метеорологических наблюдений техническими средствами второго поколения и полную автоматизацию наблюдений, сбора и первичной обработки результатов наблюдений и обслуживания потребителей.

Увеличение объемов информации от российских космических систем, обеспечение циркумполярного освещения состояния Северного Ледовитого океана космическими средствами

В настоящее время Россия не имеет своих метеорологических спутников и находится в полной информационной зависимости от зарубежных метеорологических спутниковых наблюдательных систем. Существующие в настоящее время российские центры приема спутниковой информации не обеспечивают циркумполярное освещение Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему территорий.

Работы по воссозданию отечественной космической метеорологической группировки приобретают особую актуальность в связи с подписанием в феврале 2006 г. Соглашения между NOAA (США) и EUMETSAT (EC) об ограничении доступа третьих стран, включая и Россию, к оперативным данным метеонаблюдений из космоса. При декларировании американской стороной кризисной ситуации в каком-либо регионе мира, данные с американских и европейских спутников будут передаваться только в кодированном виде и станут недоступны России.

В текущем году Росгидрометом начаты исследовательские работы в рамках подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан», включающие разработку многоцелевой российской космической системы «Арктика», обеспечивающей решение задач гидрометеорологии, связи, вещания, навигации, мониторинга природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике.

Для обеспечения освещения гидрометеорологической обстановки Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему территорий с использованием зарубежных (в настоящее время и в ближайшей перспективе) и российских (в перспективе) космических систем необходимо создание центров приема спутниковой информации в п. Баренцбург (Шпицберген), п. Тикси, п. Осиновец (Ленинградская обл.).

Частично решение этих задач предусмотрено в подпрограмме «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан», но требуются дополнительные меры по ускоренной реализации поставленных задач.

Укрепление и развитие центров сбора и обработки и распространения гидрометеорологической информации.

Развитие системы обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и территорий Арктики как подсистемы комплексной безопасности включает:

  • модернизацию информационно-аналитического центра системы «Север» Арктического и антарктического научно-исследовательского института в г. Санкт-Петербург;
  • создание четырех пунктов с оперативно-прогностическими подразделениями Росгидромета в местах базирования органов Управления МЧС России;
  • создание в Арктической зоне научных центров и специализированных обсерваторий для проведения комплексных системных наблюдений за окружающей средой, которые одновременно будут частью международных систем наблюдений в Арктике;
  • создание технологий  специализированного гидрометеорологического обеспечения населения и территорий Арктики, в том числе в районах морских сооружений на арктическом шельфе;
  • создание современных средств коммуникации, техническая модернизация и автоматизация  центров сбора информации в г. Архангельск, в пунктах Диксон, Тикси и Певек;
  • разработка современных технологий гидрометеорологического и ледового обеспечения транспортных операций на трассах Северного морского пути, проведения работ нефтегазового комплекса на шельфе арктических морей, предупреждения и поддержки операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций экологического и техногенного характера;
  • разработку моделей и технологий обеспечения безопасности полетов наземной и морской авиации для арктической транспортной системы.

2. Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены 18 сентября 2008 г.)  главной целью в сфере науки и технологий определено обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики.

В соответствии с указанной целью активизация фундаментальных и прикладных исследований Арктической зоны Российской Федерации и в целом Арктики в области географии, геологии, геофизики, гидрометеорологии, сейсмологии, океанологии, биологии, экологии, экономического и социального развития предполагает системное развитие научной, методической, технологической и информационной компонент комплекса фундаментальных и прикладных исследований.

Глобальные изменения климата в XXI веке могут иметь значительные проявления в природной среде полярных районов, которые могут оказать значительное воздействие на хозяйственную деятельность и уклад жизни коренных народов Севера.

Изменения климата будут сопровождаться подъемом уровня моря с затоплением обширных пространств суши, таянием вечной мерзлоты и разрушением объектов инфраструктуры, усилением влияния штормов на берега, береговые и прибрежные объекты и др. Особо серьезные экономические последствия может вызвать нарушение стабильности транспортной (газо- и нефтепроводы, шоссейные и железные дороги) и социальной инфраструктуры (жилые дома и другие социальные объекты).

Вместе с тем, одним из проявлений климатических изменений в Арктике является тенденция к уменьшению ледяного покрова в СЛО, что, как следствие, облегчит доступ к ресурсам континентального шельфа (с возникновением дополнительных экологических угроз) и может сделать реальным использование СМП для трансконтинентальных перевозок.

Необходимы исследования для разработки научно обоснованных сценариев изменений окружающей природной среды Арктики вследствие изменений климата, обоснования адаптационных мероприятий (инфраструктура, население, хозяйственная деятельность), а также рекомендации по рациональному природопользованию.

Для достижения практических результатов указанных исследований  и реализации основных мер  государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере науки и технологий , направленных на «изучение опасных и кризисных природных явлений, разработку и внедрение современных технологий и методов их прогнозирования в условиях меняющегося климата; прогноз и оценку последствий глобальных климатических изменений, происходящих в Арктической зоне Российской Федерации под влиянием естественных и антропогенных факторов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, включая повышение устойчивости объектов инфраструктуры» необходимо решение следующих задач:

  • - проведение системных исследований арктических морей России и высокоширотной зоны Северного Ледовитого океана с осуществлением  регулярных экспедиционных работ, направленных на решение актуальных задач федеральных  целевых, ведомственных и иных программ Российской Федерации;
  • - проведение оценки существующих и ожидаемых климатических изменений в Арктике в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • проведение оценки последствий изменений климата для морской и наземной деятельности в Арктике и разработку рекомендаций по адаптационным мерам, направленным на повышение устойчивости объектов инфраструктуры;
  • создание научного центра на архипелаге Шпицберген;
  • создание высокоширотных экспедиционных баз на архипелаге Северная Земля и Новосибирские острова.

В течение последних лет исследования Арктического региона получили значительное развитие в  рамках участия Российской Федерации в мероприятиях Международного Полярного года (МПГ) 2007/08. Выполнен большой комплекс экспедиционных исследований и работ.

Проведены 36  комплексных морских научно-исследовательских экспедиций (20 в 2007 г. и 16 – в 2008 г.). В работах принимали участие десятки организаций Росгидромета, Минприроды России. Минтранса России, Минобрнауки России, Минобороны России Минсельхоза России, Минэкономразвития России, коммерческие, общественные и зарубежные организации.

На заключительном этапе МПГ 2007/08 в 2009-2010 гг. предусматривается продолжение работ дрейфующей станции («СП-36, СП-37»). В настоящее время ведутся работы по усвоению полученных данных, созданию фонда полученных данных, их обобщению и выработке рекомендаций для практического применения в   планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в регионе. Планируется подготовка обобщающих научных изданий, проведение конференций, выставок и других мероприятий по представлению научных результатов МПГ 2007/08 широкой общественности.

Мировая общественность проявила интерес к проведению первого в истории человечества Международного полярного десятилетия как продолжения работ МПГ. Цель МПД состоит в мониторинге и изучении критических изменений в полярных областях Земли, влияющих на климатическую систему планеты, экосистемы и качество жизни населения, и выработке рекомендаций для правительственных и неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в Арктике и в Антарктике. Проведение МПД будет способствовать объединению интересов арктических стран в создании и развитии общих систем наблюдений за состоянием различных компонентов природной среды и социума в условиях заметных изменений климата.

Существенным вкладом в осуществление государственной политики Российской Федерации по совершенствованию «научных исследований и международного сотрудничества в Арктике на базе норм международного права и международных обязательств Российской Федерации» явится поддержка продолжения исследований в рамках инициируемого Международного полярного десятилетия.

3. Основные меры по реализации государственной политики в сфере науки и технологий определяют  необходимость:

«обеспечить реализацию государственной программы развития научно-исследовательского флота Российской Федерации…».

Решение задачи  обеспечения потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей среды, обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в Арктике невозможно без наличия современного научно-исследовательского флота.

Наблюдения, выполняемые научно-исследовательскими судами Росгидромета в морях, океанах и внутренних водных объектах, осуществляются в интересах обеспечения гидрометеорологической информацией, прогнозами погоды и состояния морей и океанов в интересах различных отраслей экономики, судоходства, морского рыбного промысла и обороны страны, решения фундаментальных и прикладных задач в области изучения происходящих процессов в Мировом океане и изменений климата Планеты.

Отмечаемые в последние годы мировые тенденции в развитии морской деятельности как средства решения экономических, оборонных  и геополитических задач, требуют увеличения объема оперативных и режимных данных о состоянии Мирового океана в научных и практических целях, дальнейшего развития  экспедиционных наблюдений.

Вместе с тем, наблюдающееся сокращение численного состава флота, старение и ухудшение эксплуатационных характеристик научно-исследовательских судов, привели к резкому сокращению возможностей научно-исследовательского флота по выполнению комплексных исследований гидрометеорологических процессов и работ по мониторингу загрязнения окружающей среды в Мировом океане,  Арктике, Антарктике, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на  внутренних водных путях России.

Последние 16 лет флот Росгидромета не пополнялся.

При наметившейся тенденции к 2015 году существующий научно-исследовательский флот может быть полностью  выведен из эксплуатации, что означает  полное прекращение выполнения Росгидрометом задач федерального значения в Арктической зоне Российской Федерации.

Необходимо строительство новых специализированных и многоцелевых судов, способных выполнять научные и прикладные исследования, а также участвовать в обеспечении труднодоступных пунктов арктической сети  в сложных ледовых условиях.

Существующие проблемы по реализации положений Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу в области обеспечения гидрометеорологической безопасности  и осуществления научных исследований  Арктике и пути их решения отражены также в проекте «Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 г.» (разработана Росгидрометом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), в предложениях Росгидромета  к проектам «Стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более отдалённую перспективу» (направленные в Минприроды России  13.04.2009 г . № 140-1242) и  «Стратегии развития арктической зоны до 2020 г. и на более отдаленную перспективу», а также в Предложениях по совершенствованию координации и активизации фундаментальных и прикладных исследований Арктической зоны Российской Федерации и в целом Арктики в области географии, геологии, геофизики, гидрометеорологии, сейсмологии, океанологии, биологии, экологии, экономического и социального развития в целях обеспечения стратегических национальных интересов, подготовленных во исполнение протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от  17.09.2008г. по вопросу «О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике» и направленных Росгидрометом в Минприроды России  25.05.2009 г. №140-1872  и 22.05.2009г. №140-1854 соответственно.

В связи с отмеченным предлагается поручить:

  • 1. Минэкономики России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук подготовить и внести установленным порядком в Правительство Российской Федерации  в I квартале 2010 г. дополнения в  подпрограмму «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» по осуществлению фундаментальных и прикладных исследований Арктической зоны Российской Федерации и в целом Арктики в области географии, геологии, геофизики, гидрометеорологии, сейсмологии, океанологии, биологии, экологии, экономического и социального развития.
  • Минрегиону России внести установленным порядком в Правительство Российской Федерации дополнение в План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу с поручением:
  • Минэкономики России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук подготовить и внести в I квартале 2010г. установленным порядком в Правительство Российской Федерации государственную программу развития научно-исследовательского флота Российской Федерации.

      2. Одобрить инициативу по проведению Международного полярного десятилетия. Росгидромету совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук подготовить и внести в 2009г. установленным порядком в Правительство Российской Федерации предложения по участию Российской Федерации в МПД.

   



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru