29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Операции «Ледовый причал» - 35 лет Статьи | «Материалы информационного письма №190 за 2010 год»

Ю.Н.Катин,

начальник отдела

фонда данных  ГУ

 «Архангельский

ЦГМС-Р»

 

35 лет назад, в 1975 году, был проведен эксперимент по доставке грузов морским путем на юго-восточное побережье Баренцева моря, получивший название «Ледовый причал».

Материально-техническое снабжение геологоразведочных предприятий, расположенных в НАО, осуществлялось морским и речным (по реке Печора) транспортом. Но ограниченные сроки морской навигации (для п. Варандей – 122 дня, для п. Вангурей – 116 дней) создавали пиковые нагрузки в порту отправления: основная масса геологоразведочных грузов, доставляемых в прибрежные базы экспедиций в период летней навигации, перебрасывалась в районы работ лишь глубокой зимой (январь-апрель), когда промерзали болота и малые реки, по «зимникам». Таким образом, грузы летней навигации лежали на базах экспедиций без движения 4-5 месяцев. Так, зимой 1975 г. вновь созданная Варандейская нефтегазоразведочная экспедиция оказалась без достаточного количества топлива, стройматериалов и бурового оборудования.          Учитывая все  это, Архангельское территориальное геологическое управление, Северное морское пароходство и Северное управление гидрометслужбы совместно в начале 1975 г. приступили к разработке эксперимента по сверхранней доставке грузов еологоразведчикам, используя молодой (сезонный) припайный лед в качестве причала.

Выгрузка на устойчивый ледовый припай в Арктике и Антарктике – одна из наиболее разработанных и привычных операций. Однако в морях, где толщина сезонного льда не превышает 90 см, разгрузка на ледовый припай тяжеловесных (до 30 т) грузов, до 1975 г. не применялась.

Сложность выгрузки на тонкий лед усугублялась еще и тем обстоятельством, что операцииосуществлялись в мелководном морском бассейне юго-восточной части Баренцева моря, где изобата 5 м прослеживается в нескольких милях от берега.         Северным УГМС был проведен анализ многолетних наблюдений за ледовой обстановкой в Белом море и на юго-востоке Баренцева моря, в результате чего был решен вопрос о возможности сверхранних навигаций в этих морях с участием портовых ледоколов типа «Василий Прончищев» для проводки судов. Второй этап работ - детальное авиационное обследование состояния льдов по трассе Архангельск – Варандей и гидрологическое обследование припая в районе пункта разгрузки, выборе места разгрузки и трасс ледовых дорог. Зимой 1974-1975 гг. было выполнено 14 авиационных ледовых разведок Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря (бортгидрологи – М.С. Кривоногов, В.В. Пантелеев, А.Н. Тихомиров, Ю.Т. Дяденко, Д.Н. Рева, Г.А. Гапоненко). Для авиационно-наземного обследования района выгрузки Северное УГМС организовало специальную экспедицию в районы Варандея, Табседы и Гуляевских кошек. Отряд из четырех человек во главе с В.В. Пантелеевым  на самолете АН-2 15 марта вылетел на обследование припая у п. Варандей.

С борта самолета был обследован участок припая от м. Бизякова (о. Песяков) до восточного выхода протоки Варандейский Шар с целью выбора места подхода судна на ближайшее расстояние к берегу и поселку Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции, возможности выгрузки и транспортировки грузов на берег и безопасности стоянки судна в период выгрузки. Совершив посадку у поселка, отряд приступил к наземному обследованию участка: необходимо было определить возможности прокладки канала для судна, безопасности выгрузки и возможности транспортировки грузов на берег. 15 марта были выполнены привязка на местности основного ледового профиля и рекогносцировочные измерения толщины льда с описанием внешнего состояния ледовой поверхности. 16-18 марта исследования района планируемой разгрузки были продолжены, а 19 марта результаты наблюдений, измерений, представленные графически и тщательно картированные, были отправлены самолетом из Нарьян-Мара в Архангельск в Северное УГМС.

В результате проведенных исследований (ледовые авиаразведки и работа отряда гидрологов на припае) Северное управление гидрометслужбы

составило «Гидрометеорологическую справку о состоянии ледяного покрова на юго-востоке Баренцева моря на 16-20 марта 1975 года» с его характеристиками и практическими рекомендациями. Кроме того, были  разработаны «Временные указания о порядке взаимодействия представителей Северного морского пароходства, Архангельского территориального геологического управления и Северного управления гидрометслужбы при проведении грузовых работ на припае в районе Варандея весной 1975 г.», выполнение которых обеспечивало высокую надежность мер по безопасности работ и координацию действий комплексных коллективов геологов, моряков, гидрологов.

Срок проведения эксперимента был определен на конец марта – начало апреля. По многолетним наблюдениям именно этот период наиболее благоприятен для проводки судов в Баренцевом и Белом морях: имеется значительная полоса чистой воды, ледовый припай достигает максимальных величин по толщине и прочности.

В морском порту Экономия на теплоход «Валдайлес» было погружено 2840 т груза: бурового оборудования, стройматериалов, угля. 10 апреля 1975 г. в порту Экономия ледокол «Петр Пахтусов» принял под проводку теплоход «Валдайлес» и взял курс на п. Варандей через Белое и Баренцево моря. Экспедиционный отряд Северного УГМС находился непосредственно на судах: В.В. Пантелеев и В.С. Зотин – на ледоколе, Н.Я. Ратуш – на грузовом теплоходе. Специалисты-гидрологи консультировали командование судов по маршруту ледового плавания, проводили наблюдения за ледовой обстановкой и проходимостью судов во льдах. Караван получал прогнозы  Архангельского бюро погоды.

В первые дни пути ледовая обстановка была благоприятной для плавания: караван следовал то по чистой воде, то через полосы мелкобитого льда. Но позже условия плавания изменились. Состояние ледовой обстановки на юго-востоке Баренцева моря по данным снимков искусственных спутников Земли за 9-10 апреля 1975 г. указывало на наличие сплоченных белых и серобелых льдов по трассе от острова Колгуев до п. Варандей. Для облегчения проводки каравана на конечном этапе трассы 11 апреля 1975 г. была выполнена оперативная ледовая разведка состояния льдов. Ее данные  засвидетельствовали вполне хорошее состояние припая в районе предполагаемой разгрузки теплохода «Валдайлес» и позволили наметить конкретный путь следования каравану. На борт ледокола «Петр Пахтусов» был сброшен вымпел с копией карты ледовой обстановки в прибрежной зоне и рекомендованным путем движения каравана.

12 апреля в 19 часов караван благополучно встал у кромки припая рядом с Варандеем.  К каравану присоединился самолет ледовой разведки. Ледокол начал прокладывать канал в припае, в который вошел теплоход и встал под разгрузку. Место разгрузки было выбрано по рекомендациям специалистов Северного УГМС за большой грядой стамух, предотвращающих разрушение льда штормом. Уже в 01 час 30 мин. 13 апреля отряд гидрологов приступил к контрольным измерениям толщины льда на разгрузочной площадке. В 02 часа 30 мин. В.В. Пантелеев доложил руководству операцией результаты измерений и рекомендовал начать выгрузку. В течение всей разгрузки судна экспедиционный отряд Северного УГМС осуществлял контроль за состоянием льда и ледовых дорог.

Разгрузка началась 13 апреля с пакетов пилолеса, который тут же использовался под настилы для искусственного усиления прочности льда на разгрузочной площадке. После пиломатериалов выгрузили палубный груз – автомашины КРАЗ, ЗИЛ и МАЗ, которые уходили на берег своим ходом и после беглого осмотра сразу же привлекались к перевозке грузов.

Самым ответственным моментом была разгрузка буровых станков: их ставили на сани, полозьями для которых служили трубы. При установке тяжеловесов на сани гидрологи наблюдали за просадкой льда, которая составила 2мм, что соответствовало предварительным расчетам. Сани транспортировались на берег двойной тягой тракторов.

В период разгрузки стала резко повышаться температура воздуха, к 14 апреля - +3,6 градуса, в результате чего снег на трассе от судна к берегу раскис, на льду в колеях появилась вода, обнажились выступы торосов. Транспортный переход, сделанный из круглого леса, через основную приливную трещину, стал разрушаться, и его срочно пришлось перенастилать из бруса. Тракторные сани пустили в это время по отдельной  трассе с перетягиванием через приливную трещину на длинном буксире.

Разгрузка была прекращена 20 апреля, когда все возможности припая и ледовых дорог были исчерпаны. Всего за 6,5 суток было выгружено 2812 т. Несмотря на осложнившиеся гидрометеорологические условия во время разгрузочных работ, благодаря слаженной работе всех участников этой операции и четкому руководству, практически все доставленное оборудование и материалы для нефтегазоразведчиков Варандейской экспедиции было разгружено, доставлено на место и пущено в работу. Стройматериалы – брус, кирпич – сразу  же шли на строительство поселка, буровое оборудование по зимникам завозилось вглубь тундры на новые площади. Завершением операции «Ледовый причал – 75» явилась успешная доставка в Варандей танкером «Кумбыш» 1500 т жидкого топлива в период с 25 мая по 4 июня. Слив горючего был осуществлен через ледяной припай с помощью капроновых шлангов, проложенных от берега до танкера.

Итоги экспериментального рейса: было досрочно проведено обустройство поселка Варандей, доставленное на 3 месяца раньше тяжелое буровое оборудование и технологические материалы позволили досрочно начать бурение на Таравейской площади, открыть новое месторождение нефти на год раньше намеченного срока. В целом экономическая эффективность операции «Ледовый причал – 75» составила 1,2 миллиона рублей.

Успешное проведение операции стало возможным благодаря установившимся деловым контактам и взаимопониманию геологов, моряков, гидрометеорологов, их упорству и самоотверженному труду.                   Большой вклад в обеспечение операции «Ледовый причал – 75» внесли: директор Архангельской гидрометобсерватории З.И. Мокроусова и начальник отдела гидрометеорологии моря Е.И.Безнаев, начальник Архангельского бюро погоды Л.Д. Колесников и специалисты В.П. Попов, И.П. Голикова, И.П. Лотарева, начальник авиаметеостанции Нарьян-Мар Е.М. Зеленин, начальник Печорской устьевой станции В.М. Потапов. Общее гидрометеорологическое руководство операцией осуществляли начальник Северного УГМС Б.П. Химич и его заместитель Н.Н. Колесниченко.

В дальнейшем операции «Ледовый причал» проводились ежегодно, последняя из них состоялась в 1991 г. Я неоднократно участвовал как в предварительном обследовании припая в Печорской губе, так и в непосредственном гидрометеорологическом обеспечении разгрузки грузовых судов. Но произошедшие в наше стране экономические реформы остановили операции, а резкое удорожание ледокольного флота сделало их убыточными, хотя лучшего варианта для осуществления транспортно-разгрузочных операций в этом районе, на мой взгляд,  нет.



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru