Я.М.Гольник, бывший начальник Архангельского бюро погоды, Гидрометцентра Северного УГМС, кандидат географических наук
Хотелось бы поделиться моими воспоминаниями о Борисе Павловиче Химиче, работавшем начальником Северного управления гидрометслужбы с 1969 по 1975год. Он внес большой вклад в развитие Европейского Севера, участвовал в работах всесоюзного значения. В дальнейшем работал начальником Арктического, Антарктического и морского управления Госкомгидромета СССР.
Биографическая справка. Б.П.Химич родился 25.05.1931 года в Оренбурге в семье служащих. В 1955-м окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. С 1955 по 1966 г. работал инженером-гидрологом на ледоколах Дальневосточного морского пароходства, занимался работами по проводке судов во льдах Арктики и дальневосточных морей. С 1966 по 1969 год – директор Клайпедской гидрометеорологической обсерватории. С 1969 по 1975 год – начальник Северного УГМС в Архангельске. Инициатор эксперимента по сверхранней доставке грузов геологам с использованием припайного льда в качестве причала в Печорской губе Баренцева моря. С 1975 по 1991 год – зам начальника, начальник Арктического Антарктического и морского управления Госкомгидромета СССР. Умер 13.04.1997.
В начале 70-х Б.П. Химич столкнулся с непреодолимыми трудностями при подготовке проектно-сметной документации на строительство Гидрометцентра. Ни один проектный институт в Архангельске, в других городах (Нальчик, Инта и др.) не брались за нее из-за технологической части, которую мог выполнить только специализированный проектный институт. После длительных дебатов и обсуждений, было решено подготовить проект постановления Облисполкома по улучшению гидрометобслуживания народного хозяйства Архангельской области, основная работа над которым была возложена на меня, и в нем предусмотреть пункт о подготовке проектно-сметной документации Архангельскгражданпроекту.
В результате длительных поисков такой проект был найден, им оказался типовой проект 9-ти этажного крупно-блочного здания учебного заведения с актовым залом, столовой и другими помещениями на первом этаже, пригодными для размещения Вычислительного центра. В процессе подготовки документации выяснилось, что на набережной Северной Двины такие здания никогда не строились и из-за недостаточной прочности грунтов: нужны особые сваи, которым требуется провести испытание… Одним словом, на переговоры и организацию дела у Б.П. Химича ушла уйма времени, но он все преодолел! Через 5 лет все подготовительные работы к началу строительства были завершены. Только благодаря настойчивости и упорству Б.П.Химича удалось преодолеть все препятствия и открыть дорогу к не менее трудному этапу – началу строительства. Само строительство Химичу осуществить не удалось, т.к. в конце 1975 года он был переведен на работу в Москву, поэтому вся тяжесть по организации строительства легла на плечи двух замов: Н.П.Ларионова, а потом и Л.Ю.Васильева.
Пока шла подготовка к строительству, Б.П. Химича постоянно мучила проблема, где разместить новшество того времени - вычислительный центр. В старом деревянном здании управления свободных площадей, кроме красного уголка, не было. Решение к Б.П. Химичу пришло неожиданное: сделать для ВЦ пристройку к недавно восстановленному после пожара кирпичному зданию Гидрометфонда. Была быстро подготовлена проектно-сметная документация, изысканы средства, и собственными силами хозяйственным способом здание было построено! ГУГМС были выделены две вычислительные машины ЕС-1022, в СУГМС были подготовлены специалисты по эксплуатации, программисты и операторы. Вычислительный центр был создан…
Квалифицированные специалисты В.М.Ермаков и А.Н.Ларионов быстро освоили машины. В.М.Ермаков выполнил крупную работу по стыковке графопостроителя с машиной ЕС-1022 (работа на уровне изобретения), а также разработал программное обеспечение для автоматизированной наноски оперативных данных метеостанций на кольцевую карту погоды. В.Н. Полупановым и А.Г. Кравцом впервые было разработано программное обеспечение для обработки морской прибрежной гидрометинформации, В.Н. Шевелевым и И.А. Паромовой - для создания базы данных океанографических исследований в области численных прогнозов погоды. Автором этих строк совместно с ВНИИГМИ -МЦД и ВЦ были разработаны первое техническое задание, программное обеспечение и произведена обработка более одного миллиона ежечасных метеонаблюдений с контролем данных, что позволило издать первый «Авиационно- климатический справочник по сложным метеорологическим условиям».
Рекомендованные курсы плавания
Б.П.Химич реализовал себя как специалист- океанолог в масштабных делах, имеющих большое практическое значение. Начал он с внедрения рекомендованных курсов плавания во льдах Белого моря, используя для этого собственный опыт в период работы бортгидрологом на ледоколах в Арктике. До этого морякам Северного морского пароходства (СМП) представлялись только фактические карты визуальных съемок льдов, полученных в результате ледовых разведок с самолета. Моряки по карте сами решали, какой выбрать путь следования во льдах Белого моря. Рекомендованные курсы плавания имели существенные преимущества: скоро моряки сами убедились в этом и, находясь в море, стали запрашивать карты с рекомендованными курсами, которые передавались Архангельским Радиометцентром на борт ледокола или судна ледового класса радиофаксимильным способом. Когда рекомендации вошли в повседневную практику, была разработана методика оценки экономической эффективности их использования капитанами ледоколов и судов ледового класса. Расчеты показали большую экономию ходового времени и серьезный экономический эффект.
По мере удлинения ледовой навигации увеличилась потребность в рекомендованных курсах: с переходом на круглогодичную навигацию было организовано круглосуточное дежурство прогнозистов, а группа Архангельского бюро погоды была реорганизована в отдел морских гидрологических прогнозов численностью 10 человек во главе с В.С.Зотиным. Вместо ледовой авиаразведки раз в декаду стали выполняться полеты 2-3 раза в декаду, что потребовало укрепления Гидрографической партии кадрами ледовых разведчиков и значительного увеличения (в 2-3 раза) финансирования аренды самолета-разведчика и плана по труду. Эту задачу решил Б.П.Химич: большую часть средств выделило Северное морское пароходство, часть средств - ГУГМС.
Б.П.Химич пришел к мысли и об оборудовании специального самолета ледовой разведки: скоро ИЛ-14 был переоборудован и оснащен съемочной аппаратурой.
С удлинением сроков ледовой навигации и светлого дня, начиная с середины февраля, появилась возможность использования спутниковой информации системы «Метеор» для уточнения рекомендованных курсов плавания. Инициатором этого дела был также Б.П.Химич, а успешно осуществил В.С.Зотин. Потом с появлением спутника «Океан» возможности расширились.
При круглогодичной навигации в Белом море в отдельные периоды появлялся дефицит ледокольного флота для проводки судов. В этих случаях привлекались даже линейные ледоколы Дальневосточного пароходства. По мощности они были сильнее архангельских и мурманских (не считая атомных ледоколов), причем работали в Арктике в условиях мощных льдов и потому к рекомендациям гидрометслужбы относились пренебрежительно, полагая, что льды Белого моря являются небольшим препятствием. Однажды такой ледокол, пренебрегший рекомендацией, застрял во льдах в вершине Двинского залива на двое с лишним суток… В тоже время другие суда следовали по рекомендации прибрежным вариантом практически по чистой воде без ледокольного сопровождения: нужная полынья была обнаружена по спутниковой фотографии! Высоко оценил и был большим сторонником использования рекомендованных курсов плавания во льдах зам. начальника СМП по мореплаванию В.П.Коковин, неоднократно участвовавший в совещаниях в Северном УГМС и в своих выступлениях всегда положительно отзывавшийся о работе океанологов-прогнозистов и ледовых разведчиков.
Выбор места по строительство завода по сжижению газа
В 1973 году во время президентства Р. Никсона по его инициативе произошло улучшение международных отношений между США и СССР, получившее название «разрядка». С ней связано и развитие торговых отношений между нашими странами. В частности, обсуждался вопрос о поставке в США природного газа из Западной Сибири. Для этого прорабатывался вариант строительства завода по сжижению газа в одном из пунктов на побережье Баренцева моря, куда газ доставлялся бы по проложенному газопроводу из Западной Сибири, там сжиженный газ должны были бы загружать в танкеры для транспортировки в США. При этом рассматривались два варианта: один - строительство завода в Мурманской области, где незамерзающие порты, но значительно более длинная трасса газопровода, и второй – в Архангельской области на побережье юго-восточной части Баренцева моря, куда прокладка газопровода укорачивалась, но движение танкеров ограничивала бы ледовая обстановка.
Для обоснования выбора места строительства завода и расчета количества танкеров требовалось проанализировать всю ледовую информацию по юго-востоку Баренцева моря. Этой информацией располагало Северное УГМС в виде данных ледовой разведки и прибрежных гидрометстанций. Естественно, что Б.П.Химич этой проблемой занялся сам и привлек к работе специалистов- океанологов М.С. Кривоногова и В.С. Зотина. В короткий срок она была выполнена: на основе всестороннего анализа ледовых данных был сделан вывод о том, что наиболее благоприятным районом по ледовым условиям в юго-восточной части Баренцева моря является Чешская губа, в связи с чем на ее побережье рекомендовались места для возможного строительства завода и рабочего поселка. Эти рекомендации явились основой для принятия решения Правительством о проведении рекогносцировки для выбора места строительства. Была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Госплана СССР, в состав которой были включены ответственные высокопоставленные представители многих министерств и ведомств, руководители Архангельской области, в том числе и Б.П.Химич. Подходящее место для строительства на побережье Чешской губы было выбрано, но проект пришлось приостановить: сначала по стратегическим оборонным соображениям, а потом, после смещения с должности президента США Р. Никсона (Уотергейтский скандал), из-за ухудшившихся отношений с США. Много лет спустя снова стал рассматриваться вопрос о строительстве завода по сжижению газа на основе подачи газа не с Ямальского месторождения, а с месторождения, расположенного значительно ближе - в устье реки Печора.
Ледовый причал
Примерно в этот же год на территории Ненецкого автономного округа были развернуты геолого-разведочные работы в районах Варандея и Харьяги. Буровое оборудование, трубы и другие грузы для геологов транспортировались из Архангельска в Нарьян-Мар морским путем в период непродолжительной безледовой навигации. В Нарьян-Маре грузы хранились до зимы, когда можно было проложить зимники, и по ним доставлялись на буровые. Это сильно замедляло темпы и удлиняло сроки бурения скважин. Б.П.Химич поставил вопрос об использовании накопленного им опыта в условиях НАО для зимней доставки грузов на судах Северного морского пароходства с ледокольным обеспечением и разгрузкой их на припае в качестве причала. В докладе руководству области Б.П.Химич изложил основные особенности формирования припая на юго-востоке Баренцева моря и что, самое главное, сделал вывод о принципиальной возможности разгрузки судов с использованием припая в качестве причальной стенки для постановки судна, разгрузки грузов на лед и прокладки по льду автомобильной трассы для вывоза грузов. На состоявшемся совещании в Облисполкоме с участием всех заинтересованных организаций было принято решение о проведении эксперимента по доставке грузов на ледовый причал уже в предстоящий зимний сезон.
Эксперимент прошел успешно. Он доказал возможности доставки грузов на побережье НАО в сверхранние сроки, безопасной разгрузки на припай и вывоза грузов на берег автомобильным грузовым транспортом и тракторами, дал значительную экономию государственных средств. Но, пожалуй, главный эффект заключался в ускорении буровых работ по разведке нефтяных месторождений в НАО. Было принято решение ежегодно проводить операции по зимне-весенней доставке грузов на побережье НАО. Эти операции, получившие название «Ледовый причал», проводились ежегодно до 1991года, значительно ускорив геолого-разведочные работы и открытие нефтяных месторождений в НАО. Опыт Северного УГМС был повторен Амдерминским УГМС (начальник - А.Н.Чилингаров) при доставке грузов на припай поселка Харасовей на полуострове Ямал в Карском море, что существенно способствовало ускорению открытия огромных газовых месторождений на Ямале.
Через несколько лет некоторые участники этого эксперимента были представлены на соискание Государственной премии СССР. Среди награжденных Государственной премией, к великому сожалению, не оказалось Б.П.Химича, инициатора и организатора этого успешного эксперимента. Была допущена историческая несправедливость по отношению к нему!
Из всех проблем, занимавших профессиональный интерес Б.П.Химича, одной из важнейших была проблема изучения гидрометеорологического и ледового режима Белого и юго-востока Баренцева морей. Практическая реализация этого проекта носила широкомасштабный, амбициозный характер. В его основе была стратегическая цель создания лаборатории или отделения ГОИНа или филиала ААНИИ по образцу Мурманского филиала, где его руководитель был одновременно и начальником Мурманского УГМС. Б.П.Химич уделял должное внимание источникам получения морской гидрометеорологической информации: экспедиционным исследованиям на морских судах и самолете ледовой разведки, работе Северодвинской и Печорской устьевых станций, а также содержанию морской наблюдательной сети. Но все-таки главное внимание его было направлено на создание мощной структуры, способной не только обобщить материалы наблюдений и выполнить их анализ, но провести также теоретические и модельные исследования гидрометеорологического и ледового режима окружающих морей. Для развертывания таких исследований уже в тот период времени существовали серьезные предпосылки: не только развитие морского судоходства, операции «Ледовый причал», но главным образом новые виды работ: освоение шельфовой зоны морей, сооружением буровых платформ, строительством приливных электростанций, сопряженное с биологическими и экологическими проблемами.
Естественно, что для выполнения исследований надо было привлечь способных, квалифицированных молодых специалистов-океанологов, создав им подходящие условия. И такие условия создавались благодаря Б.П.Химичу: это относится, в первую очередь, к строительству по его инициативе семейного общежития в Привокзальном районе Архангельска. Конечно, зарплата инженера в нашей службе была низкая, но был большой стимул для ее повышения в два с лишним раза в случае защиты кандидатской диссертации, так как на Гидрометслужбу распространялся правительственный документ, в котором было прописано существенное повышение зарплаты при получении ученой степени.
Замысел Б.П.Химича во всех отношениях оказался верным, и скоро в недрах Архангельской ГМО был создан новый отдел режима моря во главе с В.Н.Полупановым. Задача отдела была сформулирована следующим образом: научное обобщение материалов стационарных и экспедиционных наблюдений с применением новых современных методов обработки и анализа, моделирование гидрометеорологических процессов. К научной работе в отделе стали привлекаться кадры молодых специалистов-океанологов, выпускников различных ВУЗов страны. Когда я в 1983 году принял Гидрометцентр, организованный в результате объединения Бюро погоды и Гидрометобсерватории, отдел режима моря насчитывал 17 человек. Это был уже зрелый коллектив, возглавлял его кандидат наук А.Г.Кравец.
К этому времени В.Н.Полупанов, то же кандидат наук, стал начальником Вычислительного центра, где совместно с ВНИИГМИ-МЦД разработал и создал банк данных «Океанография». Под руководством Кравца и Полупанова в сравнительно короткий срок был подготовлен фундаментальный справочник «Гидрометеорологические условия шельфовой зоны морей СССР» (том 5, Белое море; том 6, Баренцево море). Справочник оказался весьма своевременным и необходимым практическим пособием для специалистов, занимающихся изысканиями, разведочным бурением, морским гидротехническим строительством в шельфовой зоне морей. Отделом был подготовлен и выпущен ряд монографий, освещающих широкий круг вопросов по метеорологии и климату, физической океанологии, динамики вод и гидрохимии.
Так был реализован еще один замысел Б.П.Химича. Осталось лишь нереализованным создание научной структуры в Архангельске в виде лаборатории (отделения) ГОИНа или филиала ААНИИ. Причина—внезапный перевод Б.П.Химича на повышение в Москву. Но даже став начальником ААМУ, Б.П.Химич пристально следил за морскими делами Северного УГМС, оказывая ему всестороннюю помощь все последующие годы в обновлении морских экспедиционных судов, выделении финансовых средств, штатной численности и плана по труду для различных целей, вплоть до самой своей кончины в 1996 году.
Б.П.Химич за годы работы начальником Северного УГМС, оставил в гидрометслужбе Севера яркий след своими практическими делами, большинство из которых работают на развитие Северного УГМС и сегодня. Как рукотворный памятник Б.П.Химичу стоит на берегу Северной Двины в Соломбале 9-этажный корпус Гидрометцентра, заложенный его трудами. Именно благодаря Химичу был осуществлен переход от ручной к машинной автоматизированной обработке всех видов оперативной и режимной (многолетней) гидрометеорологической информации.
Благодаря настойчивости Б.П.Химича, проявленной им после экспериментального ядерного взрыва в 1971 году, для проекта по прокладке канала по переброске части стока реки Печоры в Волжско-Камский бассейн (он руководил в этом проекте Оперативной группой по метеообеспечению эксперимента и был членом Госкомиссии), были введены ограничения для взрывов по «дальней зоне», а также найдена такая синоптическая ситуация редкой повторяемости, которая позволяла бы удерживать загрязняющие продукты ядерного взрыва в этой зоне. Все это способствовало прекращению подобных экспериментальных взрывов, нарушений Международных договоров о запрещении испытаний ядерных взрывов в атмосфере, повлияло на решение о прекращении работ по переброске части стока северных рек в бассейн Каспийского моря.
Думаю, настало время увековечить память этого неординарного человека, присвоив имя Бориса Павловича Химича одной из морских гидрометстанций и экспедиционному судну, а на здании Гидрометцентра в г.Архангельске можно установить мемориальную доску.
|