29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Хатангская служба погоды. Статьи | «Материалы информационного письма №1(191) за 2011 год»

                                                                    С. В. Игнатьев, начальник

                                                                    АЭ «Хатанга»

 

        Гидрометеорология – наука первопроходческая. На белые пятна географической карты она наступала в одном эшелоне с мореплавателями, гидрографами, авиаторами….

       Первые метеорологические наблюдения на Таймыре были проведены Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга (1733 – 1743 годы) при картографировании реки Хатанги и Хатангского залива.  Отряд на дубель-шлюпе «Якуцк» под командованием  лейтенанта Василия Прончищева, а после смерти Прончищева – под командой лейтенанта Харитона Лаптева и штурмана Семена Челюскина,  в 1739 году зазимовал на реке Хатанга, в двух километрах от устья речки Блудной.  Моряками был построен целый посёлок, свыше 3 лет служивший базой отряда Х. Лаптева. Как известно из дневников Х. Лаптева и судового журнала дубель-шлюпа «Якуцк», в поселке регулярно вели наблюдения за погодой.  Зная устав корабельной службы Петровской эпохи, можно  предполагать, что метеонаблюдения выполнялись наиболее просвещенными участниками экспедиции: лейтенантами Василием Прончищевым,  Харитоном Лаптевым, штурманом Семёном Челюскиным, писарем Матвеем Прудниковым. 

        По  инициативе известных исследователей Арктики - отца (Владилена Александровича) и сына (Сергея Владиленовича)  Троицких на месте, где в 18 веке располагалась база отряда Х. Лаптева,  Хатангская гидрографическая база установила памятник, который вошел в исторические реестры и лоции.

 Почти столетие спустя метеорологические наблюдения на Таймыре были продолжены.  В 1842 году Академия наук снарядила на п-ов Таймыр экспедицию, которую возглавил естествоиспытатель А.Ф. Миддендорф. В феврале 1848 г  участники экспедиции добрались до озера Таймыр. В селении Коренное-Филипповское экспедиция стала ожидать лета. Там были начаты первые на Таймыре инструментальные метеорологические наблюдения, продолжавшиеся до глубокой осени.

       В 1895 году известный полярный исследователь геолог Э.В. Толь представил Географическому обществу проект комплексной географической экспедиции к озеру Ессей, на реки Хатанга и Анабар. Проект был одобрен.

       Хатангским отрядом  руководил известный геолог И.П. Толмачев. В селении Ессейском, на берегу озера Ессей, учёные оборудовали метеорологическую станцию, на которой до осени вели наблюдения этнограф В.Н. Васильев и матрос С. Васильев.

       Из описаний, составленных топографом М.Я. Кожевниковым, известно, что  в селе  Хатангском также была установлена метеорологическая будка с приборами.

       Последнее в предреволюционные годы описание села Хатангского содержится в статье этнографа К.М. Рычкова «Поездка в северо-восточные тундры Турухтанского края из села Дудинка», опубликованной в журнале «Землеведение», №4, 1914 г: «Селение Хатанга, где остановились в казённой квартире, состоит из нескольких изб и церкви. Есть хлебозапасный магазин и метеостанция. Дьякон, производивший метеорологические наблюдения, отказался сдать метеорологические приборы привезённому нами наблюдателю, требуя оплатить за два года наблюдений».  Из литературы известно, что в течение весны, лета и осени 1926 года метеорологические наблюдения в Хатанге вел работник торговой фактории Данилов.

       В 1928 году руководитель экспедиции Академии наук СССР  А.И. Толмачёв организовал в Хатанге также метеорологические наблюдения. Рядом с Богоявленской церковью он установил метеорологическую будку и обучил работников торговых факторий, как проводить и записывать метеорологические наблюдения. Согласно справке в техническом деле метеостанции, первые наблюдения были начаты 1 декабря 1928г. К сожалению, метеонаблюдения велись от случая к случаю, и только в 1934 году в селе Хатангском учредили постоянную гидрометеостанцию. Первым штатным Хатангским метеорологом был Семен Татаринов.  «Плавает как гагара», - говорили о нём хатангчане (летом 1935 г С. Татаринов переплыл реку Хатангу). Старожилы поселка не могут припомнить ни одного из своих современников, кто решился бы на такой подвиг: река Хатанга широка, глубока, а вода настолько холодна, что даже несколько минут пребывания в ней требуют определённого мужества.

        В двадцатых числах июня 1932 года жители села Хатанга впервые увидели самолет. Самолетом управлял экипаж: командир - А.Д. Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза, штурман  - А. П. Жуков, второй пилот – М.И. Козлов, бортмеханики – Г.Т. Побежимов (погиб в 1937 г в трагическом полете С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку) и А.П. Алексеев.  Летчики доставили в Хатангу из Дудинки группу партийных работников. А  в 1936 году в с. Хатанга уже базировался целый отряд  гидросамолётов. Водная гладь реки напротив поселка   стала промежуточным аэродромом между  Дудинкой и населёнными пунктами  на мысах Косистом и Нордвик. Первые годы полёты осуществлялись исключительно в летний период.  В это же время, по-видимому, на реке Хатанга авиаторы начали  проводить периодические наблюдения за гидрологическим режимом реки на участке «водного аэродрома».

      Позже авиаторы стали сооружать взлетно-посадочную полосу  на  льду реки, и полёты стали осуществляться как летом, так и зимой.

      Из-за потребности авиации в метеообеспечении,  с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой. Поэтому 1938 год считается годом рождения Хатангской авиационной метеостанции.

      В 1939 году в Хатанге уже был отстроен целый дом для нужд экипажей пролетавших гидросамолётов и персонала аэропорта. Дом авиаторов стоял на самом берегу реки (сейчас там детский садик) и был оборудован радиостанцией и комнатами отдыха для лётного состава. А там, где теперь возвышается телевизионная вышка, Хатангские авиаторы установили высокие столбы с указателем направления ветра («колбасой») и ветряным электродвигателем для освещения служебных и жилых помещений. Приметные издалека столбы да купол Богоявленской церкви длительное время были единственными ориентирами для авиаторов и речников Хатанги.

       Первая фамилии метеоролога, которая отмечается в архивных документах аэропорта – Поздныш. Начальник аэропорта Федоров своим приказом №6 от 8 февраля 1938 г предписывал ей (или ему) «вести учет за работниками метеостации», т.е. вести табель учета рабочего времени.

       В начальной стадии развития Хатангского аэропорта удельный вес авиационной метеостанции был очень ощутим – как по количеству работников, так и по важности выполняемой работы. Согласно приказу № 20 от 20.07.1939 г по Хатагскому аэропорту управления полярной авиации ГУСМП в штат метеостанции были зачислены Егоров Анатолий Григорьевич – на должность заведующего метеостанцией, Краснопевкова Агния – на должность аэрометеоролога,  Кулакова Наталья – на должность метеоролога.

         В годы Великой отечественной войны работники Хатангской авиационной метеостанции входили в состав группы защиты МПВО. Их политруком был Егоров А.Г. В 1944 году короткое время начальником станции работал метеоролог Зигмунд.

      Сезонность работы водного и ледового аэродромов в Хатанге  вскоре перестала удовлетворять авиацию. Поэтому к 1945 году в Хатанге была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса, на которую стали принимать самолёты всех типов. В связи с этим интенсивность движения авиации через аэропорт Хатанга существенно возросла. Для метеорологического обеспечения авиарейсов  потребовались также сведения о параметрах погоды в высоких слоях атмосферы.  В 1946 году в штате авиационной метеостанции впервые упоминается должность аэролога и сам аэролог – Дюбина.  В этом же году к работе на авиационной метеостанции приступила радиозондистка Титова. В те годы главным «рабочим инструментом» аэрологов была радиолокационная станция «Малахит». Выпуски шара-зонда осуществлялись три раза в сутки.    

      Из архивных материалов  известно, что в рабочем помещении авиационной метеостанции, именуемом «синбюро», располагались синоптики, метеорологи и техники - наносители. Аэрологи же базировались в специальном «аэропавильоне», который был построен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. В настоящее время на месте, где стоял когда-то первый аэрологический павильон, стоит комфортабельная пятиэтажная гостиница «Аэрофлот».

       Устойчивая лётная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу  для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва-Чукотка. В начале пятидесятых годов в Хатангу прилетели строители, которым предстояло соорудить взлётно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолётов того времени, а в Хатангский порт стали прибывать морские суда со стройматериалами и специальной строительной техникой. К концу пятидесятых годов строители закончили сооружение взлётно-посадочной полосы, отвечавших всем требованиям ГОСТов тех лет. После проведения всех положенных испытаний, новая ВПП была введена в эксплуатацию и Хатанга стала крупнейшим аэродромом Арктики.

       Необходимость высокого качества  метеообеспечения авиации привело к тому, что в 1954 году метеостанция Хатангского аэропорта была передана в юрисдикцию Диксонского радиометцентра. Однако сотрудники станции по-прежнему  проживали в жилом фонде аэропорта и остались членами профсоюза работников аэрофлота. Традиционное братство лётчиков и метеорологов не нарушилось. В середине 60-х  годов штат синоптиков состоял из пяти человек  - сам начальник станции Б.А. Трофимов, синоптики Климович, Скворцов, Шлыков и  Латухина. Евгения Андреевная Латухина, наверное, первая из женщин, приехавших в Хатангу работать в качестве синоптика.  В группе метеорологов – наблюдателей того периода наиболее продолжительное время  работали Л.П. Смирнова, И.В. Серебрякова,  Т.Н. Безносова.

      С конца пятидесятых и в начале шестидесятых годов авиационную метеостанцию в Хатанге возглавлял Анатолий Иванович Ожгибесов, квалифицированный и опытный специалист, который позже был назначен начальником авиационной метеостанции в п. Тикси Якутской АССР.     Рабочая атмосфера на авиационной метеостанции в шестидесятых годах  существенно отличалась от современной. Сводки погоды от Диксонского бюро погоды передавались на авиационные метеостанции азбукой Морзе при помощи обыкновенного и надёжного ключа радиста. Затем полученные данные наносили чёрной и красной тушью на контурные карты района. А синоптики авиационных метеостанций скрупулёзно обрабатывали эти синоптические карты и составляли прогнозы  развития погоды в  зоне их ответственности.   

      С 1961 года в штате авиационной метеостанции «Хатанга»  появились первые специалисты-гидрологи и наблюдения за ледово-гидрологическим режимом реки Хатанга приобрели системный характер. Программа наблюдений, выполняемых гидрологами Н.В. Поповым, Б.П. Алексеевым была обширной: изучались ледовый, уровенный и температурный режимы реки, величина расходов воды в различные сезоны года.

        21 февраля 1962 года  в аэрологическом павильоне произошел пожар. По трагической случайности погиб молодой аэролог Петр Морозов. РЛС «Малахит» также была выведена из строя.  Через несколько месяцев в Хатангу доставили и смонтировали вторую по счёту РЛС «Малахит».

      В связи с переездом А.И. Ожгибесова в Якутию, руководство станцией принял   Борис Александрович Трофимов. Б.А. Трофимова на посту начальника авиационной метеостанции станции сменил выпускник Ленинградского арктического училища Борис Сергеевич Цветков.  Азартный рыбак и охотник, он отработал начальником станции более 15 лет. Б.С. Цветков – последний мужчина в хронологическом ряду  руководителей этой авиационной метеостанции.  В дальнейшем её возглавляли  и возглавляют по сей день женщины.

      До 1965 года авиационной метеостанции предписывалось вести наблюдения за полярными сияниями. Метеостанция имела специальную фотокамеру для съемки полярных сияний и свою фотолабораторию для проявки снимков.

     Факты, зарегистрированные в документах, говорят о том, что авиационная метеостанция проводила наблюдения не только за погодой. В архиве станции есть скромная папочка с надписью «НЯ» - неопознанные явления. Сейчас они более известны как НЛО – неопознанные летающие объекты.

   Интересно, что лет двадцать-тридцать назад метеорологи наблюдали НЛО весьма часто. Как описывают метеорологи - наблюдатели, НЛО они наблюдали разные, но чаще всего это – светящийся шар.

     Кроме метеорологов, НЛО над небом Хатанги наблюдали и другие свидетели. Так, 22 октября 1979 года синоптик Людмила Кузьменко, руководитель полетов Александр Баязитов и его смена наблюдали «… на северо-западе, примерно в 15 километрах от посёлка на высоте 200-300 м светящийся шар с ореолом в виде серебристой спирали диаметром порядка одного метра. Шар двигался на юго-восток в течение десяти минут, затем стал бледнеть и, превращаясь в лёгкое облако, исчез».

     В это же время с борта самолета ИЛ-62, следующего по маршруту Петропавловск-Москва на эшелоне 10800 м, находящегося на удалении 300 км от Хатанги, сообщили, что «… наблюдают в нашем районе НЯ» по описанию такой же формы, каким видели его наблюдатели с земли. Это явление наблюдал также экипаж самолёта АН-26 Норильского объединённого авиаотряда.

     А 30 октября 1987 года группе Хатангских метеорологов удалось зафиксировать необычное явление другого характера. «На северо-западе на угловой высоте 60 градусов неопознанный объект снижался от зенита за реку Хатангу и, не дойдя до горизонта на 10-20 градусов, исчез в зоне плохой видимости». Наблюдатели отчётливо видели «металлическую конструкцию блестящего стального цвета. Объект представлял собой цилиндр сложной формы с куполом наверху. Движение объекта сопровождалось дымным шлейфом, тянущимся за куполом». Наличие неопознанного летающего объекта подтвердила также смена диспетчеров УВД  Хатангского авиапредприятия (руководитель полётов Е.М. Насонов). При обнаружении этого НЛО были подняты в воздух боевые вертолёты, но никаких следов НЛО найти не удалось…

        К 1969 году, т.е. к моменту образования Хатангского объединённого авиаотряда,  авиационная метеостанция «Хатанга» представляла собой уже полностью сформировавшуюся опорную метеорологическую станцию, выполнявшую полный объем климатических, авиационных, аэрологических, гидрологических и других видов наблюдений. В её центре – синоптическая часть (синбюро) – для прогностического обеспечения авиации и народного хозяйства.  Штат станции насчитывал в те годы около 70 человек. Все подразделения работали в теснейшей связи между собой и со службами аэропорта.

       Двадцать лет авиационная метеостанция «Хатанга» участвовала в прогностическом обеспечении  высокоширотных экспедиций (ВШЭ), проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) совместно с Министерством обороны СССР в Центральной Арктике.  На дрейфующих льдах ежегодно создавалось несколько баз с ледовыми аэродромами  и парком самолётов АН-2, обеспечивающих доставку научных работников к намеченной сети точек.  Основными задачами таких экспедиций было получение информации о метеорологическом и ледово-гидрологическом режимах и  загрязнении Центрального арктического бассейна.

          В этот период на смену морзянке со сводкой погоды, которую «на слух» передавали и принимали радисты, пришли фототелеграфные аппараты (ФТА), обеспечивавшие синоптиков готовыми синоптическими картами, а в штатном расписании авиационных метеостанций появилась группа по обслуживанию ФТА. Позже к фототелеграфным аппаратам добавилось новое оборудование – телетайпы.

     В начале 80-х годов из аэропорта на мысе Косистом в Хатангу перевелась  опытный  синоптик Раиса Васильевна  Кармазина, не мыслившая себе жизни без любимой работы. В кругу работников Хатангской метеослужбы Р.В. Кармазина очень быстро  заслужила репутацию «лучшего синоптика Хатанги и Хатангского района».  Когда Б.С. Цветков закончил  полярную карьеру и уехал в родной Ленинград, Р.В. Кармазина стала начальником станции.   

        К тому временем интенсивность движения воздушных судов через аэропорт Хатанга стала столь высокой, что регулярные запуски шаров-зондов  в непосредственной близости от ВПП стали мешать полётам и даже представлять для авиации  некоторую опасность. Поэтому в 1980 году руководством Диксонского УГМС было принято решение о переносе аэрологического комплекса на  5 километров от аэропорта, за  поселок газодобытчиков «Губина Гора»: берег реки, необжитый людьми, живописный участок лесотундры. Руководить строительством нового объекта было поручено работнику авиационной метеостанции опытному аэрологу Николаю Андреевичу Шабалину.                                                                   

        К строительному участку подвели ЛЭП, и на некогда пустынном берегу реки в сжатые сроки был построен полностью автономный и уютный городок с единственной улицей, получившей название «Лесная». Инфраструктура городка включала двухэтажное здание для РЛС, балок ВПЛ, аэрологический павильон с газогенераторной, резервную ДЭС,  котельную и насосную станции,  большой кирпичный гараж с ремонтной мастерской, оснащенной различными станками и инструментами. Поблизости от гаража установили несколько емкостей для ГСМ. Для специалистов возвели четыре комфортабельных коттеджа, а затем двухэтажный жилой дом на берегу реки.  На втором этаже дома в комфортных условиях проживали полярники и их семьи. От насосной станции к реке протянули водовод. В каждое жилое и производственное помещения были подведены холодная и горячая вода.        «Государство в государстве» - так говорили жители Хатанги о построенном под руководством Н.А. Шабалина этом крохотном, но очень комфортабельном полярном городке.

       Перенос аэрологического комплекса на столь значительное расстояние от аэропорта и поселка Хатанга потребовал позже  и других решений: 

     - о выводе аэрологических и гидрологических наблюдений из обязательной программы наблюдений авиационной метеорологической станции «Хатанга»;

    - о создании нового сетевого подразделения Диксонского УГМС на территории Хатангского района  – полярной станции «Хатанга» с программой работ, состоящей из аэрологических наблюдений ( трёхразовое радиозондирование атмосферы) и наблюдений за гидрологическим режимом реки Хатанга.

     Так на восточном Таймыре образовались сразу два подразделения Диксонского УГМС с одинаковым названием -  авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) «Хатанга» под руководством Р.В. Кармазиной   и полярная станция «Хатанга», начальником которой был назначен Николай Андреевич Шабалин.  Ветераны называют семидесятые и  восьмидесятых годы  золотой порой  для гидрометслужбы.

     Работники полярной станции «Хатанга», или  «граждане государства в государстве», которое создал Н.А. Шабалин,  -  а их было более 20 человек -  тоже жили своей особенной интересной жизнью.  Любимая работа: три раза в сутки над Хатангой взлетали шары-зонды. В свободное время летом – река, лес, рыбная ловля, грибы, ягоды. Зимой – библиотека, телевизор, дружеские вечера отдыха, которые регулярно устраивала молодёжь.

     Начальником полярной станции «Хатанга» Н.А. Шабалин проработал до 1985 года, а затем передал своё  «наследие» Юрию Сергеевичу Верле, бывшему преподавателю Московского гидрометеорологического техникума, которого хорошо знали и уважали все аэрологи из числа выпускников МГМТ. 

      Опытный  аэролог, автор одного из учебников по радиотехнике для СУЗов,  Ю.С. Верле был начальником станции всего полтора года: он  был вынужден уехать на «Большую землю» по семейным обстоятельствам.       После Ю.С. Верле п/станцию «Хатанга»  возглавил опытный полярник Олег Николаевич Петров, 13 лет отзимовавший аэрологом на гидрометеорологических обсерваториях имени  Т.Э. Кренкеля  (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и имени Е.К. Федорова на мысе Челюскина.   О.Н. Петров  рассказывал с юмором, что он и его жена Татьяна с мыса Челюскина никогда не уехали бы:  работать в обсерватории, штат которой превышал сто человек, а инфраструктура включала  даже детский сад, им  очень нравилось.  Возглавить полярную станцию «Хатанга» его заставили по партийному приказу - в те годы О.Н. Петров был членом КПСС.    В 1987 г на п/станции «Хатанга» установили новый для того времени аэрологический вычислительный комплекс  АВК-1, который эксплуатируется  аэрологами до сих пор.                                  

       Круг обязанностей начальника полярной станции «Хатанга» был широк.   Географическое положение посёлка Хатанга с крупнейшим в Арктике аэропортом, развитое морское и речное судоходство, наличие морского порта  обусловили, что станция  стала узловой для снабжения целого куста сетевых подразделений Диксонского УГМС, дислоцированных на Таймыре.  Кроме этого, благоустроенная и располагавшая  комфортабельным жилым фондом «полярка»  стала использоваться как промежуточная база  для экспедиций Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Ленинградского института водного транспорта, советских и зарубежных научно-спортивных и туристических экспедиций к Северному полюсу.  На станции постоянно  находились «гости»,  которым полярникам поручалось содействовать» и оказывать помощь…

       О.Н. Петров руководил полярной станцией «Хатанга» 15 лет и сделал  для развития гидрометеорологических наблюдений на  Таймыре очень много.  Под руководством О.Н. Петрова, в 1992  году   п/станция «Хатанга» была признана лучшей среди сетевых подразделений Диксонского УГМС.   О.Н. Петров был награжден знаком «Почётный полярник», а большинство специалистов станции – почётными грамотами.

       Примечательно, что в начале девяностых годов на основе  созданной Н.А. Шабалиным и О.Н. Петровым полярной станции «Хатанга» Диксонское УГМС было намерено организовать крупную  обсерваторию с обширной программой гидрометеорологических наблюдений. Некоторое время начальник полярной станции в официальных документах именовался  «директором гидрометеорологической обсерватории «Хатанга».

        Но потом на страну накатилась «перестройка»…

       В те тяжелые для отечественной Гидрометслужбы годы  авиационную метеорологическую станцию возглавляли две Нины:  синоптики Нина Ильинична Ковальчук и Нина Александровна Виссарионова.

        Что касается Н.И. Ковальчук, руководившей АМСГ Хатанга восемь лет, то эта уникальная и талантливая женщина в формат «квалифицированный синоптик, хороший руководитель» не вписывается. Она глубже и выше этих определений.  Нина Ильинична  - не только крупная частица истории АМСГ, но и «литературная визитка» Таймыра. От хатангчан нередко слышишь: Нина Ковальчук – это наша Таймырская Цветаева.

        Н.А. Виссарионова также оставила о себе память как одна из самых значительных и колоритных фигур в истории авиационной метеослужбы. Будучи человеком острого ума и незаурядных способностей, обладая огромной внутренней энергетикой, Н.А. Виссарионова в кризисные для России  90-е годы горой стояла за свой коллектив, стараясь смягчить для работников станции  удары пресловутой «перестройки.

        Из-за отсутствия специалистов-гидрологов в 1995 г были прекращены наблюдения за режимом реки. А затем на городок полярников обрушился настоящий удар: по недосмотру одного из дежурных возник пожар, погубивший все котельные установки. Лишенный теплоснабжения полярный городок  был обречён.   К 1998 году  полярную станцию  были вынуждены покинуть почти все её обитатели: квалифицированные аэрологи, специалисты по РЛС, механики, дизелисты, водители.

         Но докладывать в Росгидромет о закрытии полярной станции «Хатанга» руководителям Диксонского СЦГМС не пришлось: над замороженным и опустевшим городком аэрологические шары-зонды продолжали взлетать…

     Слабых людей трудности ломают, сильных закаляют.  Много лет спустя начальник Диксонского специализированного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды почётный полярник Николай Михайлович Адамович сказал: «В 90-е годы наш Центр ничем не мог помочь этой полярной станции,  даже на регулярные поставки расходных материалов для радиозондирования  у Центра не было средств. Аэрология в Хатанге сохранилось только благодаря мужеству двух женщин – Нины Павловны Ивановой и Татьяны Александровны Петровой».

       С 1996 года авиационной метеорологической станцией «Хатанга» руководит Наталья Аркадьевна Шульга, мудрая и спокойная женщина, душа станции, непременный участник трудовых будней и организатор праздников.

«Наша Аркадьевна» - так зовут её сотрудники.

       В 2008 г АМСГ «Хатанга» передана в юрисдикцию Северного метеоагентства. Нынешний коллектив синоптиков АМСГ – «ветеранский», все они работают на станции 20 и более лет. Самая заслуженная среди них – инженер-синоптик Любовь Тимофеевна Лютая. Другой заслуженный ветеран АМСГ, Татьяна Анатольевна Сидорова,  начинала свою трудовую деятельность в качестве техника-метеоролога, заочно закончила Ленинградский гидрометеорологический институт и уже много лет работает инженером-синоптиком.

           На метеорологической площадке трудится коллектив метеорологов-наблюдателей: Е.А. Аршинская, В.А.Орешкова, С.А. Чернавцева,  Л.А. Порицкая во главе с опытным специалистом И.Н. Ивановой.

            В 2003 г был назначен новый начальник станции - Игнатьев С.В.,  изысканы денежные средства на регулярные поставки расходных материалов для радиозондирования и выполнения частичных восстановительных работ.

       В марте 2004 г  С.В. Игнатьевым были возобновлены гидрологические наблюдения (уровенные, ледовые, отбор проб воды на кальций и стронций).

       Кроме этого, в порядке гидрологического обслуживания муниципального предприятия «ЖКХ с.п. Хатанга» С.В. Игнатьев  выполняет промеры толщины льда на реках Хатанга, Хетта и Котуй для обустройства снежно - ледяных дорог (СЛД), по которым осуществляется доставка грузов из п. Хатанга в отдалённые населённых пункты  Хатангского района. 

            В 2004 – 2005 годах на полярной станции были выполнены частичные ремонты здания АВК, аэрологического павильона и газогенераторной, приведены в порядок балок для обработки оболочек и балок ВПЛ. В рабочих помещениях был задействован  электрообогрев.

        В 2006 г аэрологи полярной станции «Хатанга» Иванова Н.П. и Петрова Т.А. были награждены знаком «Почётный работник Гидрометслужбы России».

        В настоящее время на п/станции «Хатанга» работают всего три специалиста: Игнатьев С.В., Иванова Н.П., Петрова Т.А.  Полярники очень сплочены и называют себя командой.

        В трудных обстоятельствах, которых не избежать при работе в Арктике, специалисты  Хатангской службы погоды всегда приходят друг к другу на помощь. Ими исповедуется первая заповедь полярных подразделений Росгидромета:  «Не хлюпать носом, когда мёрзнут уши!»



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru