Е. И. Новикова, специалист по
связям с общественностью
ГУ «Архангельский ЦГМС-Р»
Традиционно в преддверии 9 мая работники Северного УГМС поздравили своих ветеранов, участников войны, тружеников тыла с Днем Победы! Старались прийти к каждому, никого не забыть, ведь в этот день наши ветераны достойны особого внимания. Это их праздник!
Многие погибли – но память о них будет жить в наших сердцах до тех пор, пока мы их потомки будем говорить о них, передавать свои знания из поколения в поколение. С 1941 по 1944 гг. в Архангельском УГМС было мобилизовано 358 человек (в том числе 23 женщины). Сейчас остались живы лишь немногие. Но каждого из них отличает большое желание жить и радоваться любому прожитому моменту.
Пребышевская Мария Матвеевна собирается поехать в Рязань – проведать родных. Пребышевские Николай Иванович и Анна Александровна планируют прожить вместе до 100 лет. Участник Сталинградской битвы - Павел Михайлович Чурносов не сдается и добивается, чтобы ему дали квартиру на другом этаже. На первом ему с женой сыро, темно и холодно. Евдокия Семеновна Звягина доделывает ремонт. А Коноплев Владимир Александрович ремонт уже доделал. В этом году они с супругой отметили бриллиантовую свадьбу.
Все наши ветераны не унывают, с юмором, а иногда со слезой рассказывают свои истории военных лет. И у каждого из них своя ни на кого не похожая судьба с удивительными событиями.
Нина Георгиевна Дерман - коренная соломбалочка. А как говорят, на Севере – соломбалочки – самые красивые. Такая и есть Нина Георгиевна. Красивая статная женщина с огромной черной косой и яркими глазами. Такой ее помнят и знают жители Соломбалы и работники Северного УГМС. Родилась она в 1923 году 8 декабря, училась в 12 школе, потом в 52-ой школе. Доучилась до 9 класса, и началась война. Пошла работать на Конвейер в лыжный цех. Проверяла лыжи, которые делали заключенные. И до сих пор вспоминает Нина Георгиевна то время. Все заключенные – враги народа – раскулаченные крестьяне и несогласные интеллигенты – но такие красивые, а какие образованные! Потом завод перешел на военную продукцию - делали формы для мин. Проработала Нина Георгиевна до 42 года и пошла добровольцем в армию. Втайне от мамы, которая в это время была в пионерском лагере. Мама работала учителем. Сначала отвезли в Росту под Мурманск, стали проверять здоровье, выяснилось, что у Нины Георгиевны - идеальный слух. Она с 5 лет пела и участвовала в самодеятельности – распределили в радисты. Отправили на учебу в школу связи в район Варламовой Губы. В школе учились одни девчонки – 70 человек. Жили в бараке, спали на двухъярусных нарах. Кормили хорошо. В столовой кроме всего прочего давали американские мясные консервы. Больше всего запомнились учебные боевые тревоги – ночью, кто в чем выскакивали на мороз, кто в юбке, кто без юбки, в валенках на босу ногу, а потом начальник проверял, кто во что одет. Еще запомнилось, как в школе связи вызвали, иди, мол, там тебя молодой человек спрашивает. «Выхожу, стоит мужчина, в годах уже, мне-то всего 19 лет тогда было. Говорит – я ухожу на фронт, и хочу тебе сказать, что тебя люблю. И поцеловал. Это был мой первый поцелуй – на всю жизнь его запомнила». Бараки были расположены между сопками, и при обстреле караванов в Кольском заливе юные радисточки попадали под огонь. Поэтому разрешалось ходить только в касках. К счастью обошлось и никого не ранило.
После школы связи попала в штаб ВВС Северного флота в 38 роту связи на Губу Грязную под Мурманск. Служила радистом, обеспечивала связь с Москвой. А также прослушивала все волны, контролировала, где, что происходит. В одну из таких вахт поймала сигнал «SOS». Оказывается, подбили нашу «Каталину», - пилоты спаслись на резиновой лодке и давали координаты бедствия в Баренцевом море. Благодаря Нине Георгиевне их благополучно спасли. А она получила благодарность от штаба. Еще девичья память никогда не забудет тот день, когда вышла с территории части подстричься, а парикмахерская закрыта. И тут же за длинные волосы поймал патруль. Пришлось весь день маршировать – отрабатывать наказание. Уже после войны Нина Георгиевна узнает, что ее портрет висел на доске Почета – ее признали лучшим радистом ВВС Северного флота.
В 45 война закончилась. Вернулась в Архангельск и сразу же в июне поступила на работу в гидрометслужбу. Села на прием информации, работала ключом – обеспечивала связь с самолетами и давала погоду. В 50 году получила благодарность за отличные показатели в работе.
Нина Георгиевна трижды дошла от Архангельска до Владивостока и обратно. А случилось это при сопровождении судов. Так в 52 году для сопровождения деревянных пароходов «Чайковский», «Глинки» и др. до Енисея понадобился радист Гидромета и синоптик. В путь отправилась Дерман Нина Георгиевна. И, конечно же, не обошлось без приключений – деревянные суденышки попали в 9-балльный шторм и чудом не затонули. В этом путешествии проявилась еще одна замечательная способность Нины Георгиевны – ее никогда не укачивает. И еще два раза перегоняли суда на Дальний Восток – 800-сильные финские грузовые и немецкие комфортабельные пассажирские. Проработала в гидрометеослужбе до 1962 года. А демобилизовали Нину Георгиевну только в 68 году. Встретила своего мужа – моряка в Соломбале и в 84 году переехали в Молдавию. Прожили там 16 лет. Поначалу очень хорошо – и ведро вишни за 20 копеек и климат теплый. Но Молдавия отделилась, и наступили полная разруха и безвластие: пенсия 78 рублей, льгот на коммуналку нет. А тут еще юнцы повадились обзываться на приезжих русских – оккупанты. Пришлось уехать, вернуться в старый, добрый Архангельск. Муж умер в 2000-м. Но остались двое детей, три внука и подрастает правнук – Илья. Нина Георгиевна не унывает. Хоть и со здоровьем плохо, и живет одна, но всегда рядом дочь Галина и кот Тишка. «В этом году отметим 88 лет – подшучивает Нина Георгиевна – а доживу до 101!». Раскрыла Нина Георгиевна и свой секрет молодости – пение! Будешь петь, будет голос всегда молодой, душа еще моложе!
|