29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Послание Генерального секретаря ВМО г-на М.Жарро к ВМД-2006. Статьи | «Разное»

ВСЕМИРНЫЙ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕНЬ 2006 г.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНОСТИ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Каждый год 23 марта Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) и ее 187 стран-членов, также как и метеорологи во всем мире, празднуют Всемирный метеорологический день. Этот день знаменует собой вступление в силу в 1950 г. Конвенции, которая создала эту Организацию. В качестве темы для празднования этого дня в 2006 г. было выбрано «Предотвращение опасности и смягчение последствий стихийных бедствий». Такой выбор сделан в знак признания того факта, что 90 % всех стихийных бедствий связаны с погодой, климатом и водой, и в знак признания той жизненно важной роли, которую играют ВМО и национальные метеорологические и гидрологические службы (НМГС) во всех странах, внося вклад в предотвращение опасности, обеспечение готовности и смягчение последствий стихийных бедствий, а также бедствий, связанных с чрезвычайными экологическими ситуациями. Сводная информация по экстремальным явлениям, имевшим место в недавнем прошлом, показывает возрастающее влияние бедствий на устойчивое развитие.

2005 г. был отмечен длительными засухами в различных частях Большого Африканского рога, а также Европы и Азии, Австралии и Бразилии. Малави пострадала от самой сильной засухи за последние 10 лет. Сильные осадки, в некоторых случаях исключительные, вызвали обширные наводнения в различных частях земного шара. Рекордное количество опустошительных ураганов наблюдалось в Атлантическом океане. Размер озоновой дыры над Антарктикой в 2005 г. был на третьем месте среди самых больших, когда-либо зарегистрированных значений после 2000 г. и 2003 г. Кроме того, разрушение озонового слоя в большей степени имело место и в Арктике.

2004 г. уже был отмечен как очень суровый год в плане стихийных бедствий. В частности, 26 декабря 2004 г. ущерб, нанесенный цунами, образовавшемся в Индийском океане, достиг исключительного уровня в плане числа человеческих жертв, количества пострадавших стран и масштаба последующей деятельности по реагированию и восстановлению.

В течение 10-летнего периода 1992-2001 гг. стихийные бедствия по всему земному шару привели к гибели более 622 000 человек и от них пострадали 2 миллиарда человек. Экономические потери от гидрометеорологических бедствий были оценены в 446 млрд долл. США, составляя тем самым 65 % от общего объема ущерба, понесенного в результате всех стихийных бедствий за этот период.

В течение последних нескольких десятилетий наблюдалась выраженная тенденция роста экономических последствий стихийных бедствий. Кроме того, развивающиеся страны, и в особенности наименее развитые страны (НРС), в большей степени поражаются этими опасными явлениями, что увеличивает их уязвимость и отбрасывает их назад в плане экономического и социального роста, иногда на десятилетия.

ВМО рассматривает деятельность по предотвращению опасности и смягчению последствий стихийных бедствий как имеющую самый высокий приоритет. Например, в контексте осуществления Декларации тысячелетия ВМО активно содействует «культуре предотвращения опасности». Следует напомнить о том, что в январе 2005 г. вторая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий была проведена в Кобе, Хиого, Япония, предоставив уникальную возможность содействия стратегическому и систематизированному подходу к снижению риска и уменьшению уязвимости в отношении опасных явлений. Конференция приняла Рамочную программу действий 2005-2015 гг.: Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и сообществ, известную также как «Хиогская рамочная программа действий». Она также предоставила рамочную основу для совместной работы правительств, международных и региональных учреждений, неправительственных организаций (НПО), частного сектора и других сторон в целях содействия культуре предотвращения опасности.

ВМО серьезно вовлечена в реализацию Рамочной программы. Активно поддерживая деятельность по предотвращению опасности и смягчению последствий бедствий, Четырнадцатый всемирный метеорологический конгресс (Женева, 2003 г.) учредил новую комплексную программу . Предотвращение опасности и смягчение последствий стихийных бедствий (ПСБ), которая базируется на учреждении координационной рамочной сети и сильном стратегическом партнерстве, в масштабах всей Организации опирающимися на все программы ВМО в комплексе, для того чтобы повысить осведомленность об отдаче от упреждающих стратегий, направленных на предотвращение опасности бедствий.

В то время как невозможно избежать опасных природных явлений, комплексная оценка рисков и заблаговременные предупреждения, наряду с мерами по предотвращению опасности и смягчению последствий, могут предотвратить превращение их в бедствия. Это означает, что могут быть приняты меры для того, чтобы существенно сократить количество жертв и социально-экономический ущерб. ВМО и национальные метеорологические и гидрологические службы вносят большой вклад на международном и национальном уровнях в определение, оценку и мониторинг рисков бедствий, а также в предоставление заблаговременных предупреждений. ВМО по-прежнему поддерживает работу с национальными органами власти и партнерами, направленную на то, чтобы сократить наполовину количество жертв стихийных бедствий метеорологического, гидрологического и климатического происхождения в течение последующих 15 лет.

Общепризнанно, что фундаментальным необходимым условием для обеспечения готовности к бедствиям, является наличие хорошо функционирующей системы заблаговременных предупреждений, которая может предоставлять точную информацию населению, подвергающемуся риску, своевременно и надежно. В этой связи ВМО координирует соответствующую деятельность НМГС, с тем чтобы каждая из них получала необходимые данные для обеспечения того, чтобы заблаговременные предупреждения по опасным явлениям, связанным с погодой, водой и климатом, предоставлялись эффективным образом и независимо от политических границ.

Центры ВМО, включая ее три мировых метеорологических центра и 40 региональных специализированных метеорологических центров (РСМЦ), предоставляют всем странам необходимую глобальную оперативную инфраструктуру для производства наблюдений, обнаружения, моделирования, прогнозирования и выпуска заблаговременных предупреждений по широкому кругу опасных явлений, варьирующихся в диапазоне от сильнейших явлений, возникающих в ограниченных географических масштабах с коротким временем существования, таких как торнадо и бурные паводки, до таких масштабных явлений, как засуха, которая может оказывать воздействие в течение месяцев, а то и лет, на целые регионы и народы, независимо от их географического местоположения.

В частности, глобальная сеть ВМО доказала свою эффективность, в особенности в отношении выпуска заблаговременных предупреждений по циклонам (ураганам и тайфунам). Шесть РСМЦ ВМО со специализацией в области тропических циклонов выпускают прогнозы и оповещения круглые сутки. НМГС выпускают свои национальные предупреждения о тропических циклонах, которые направляются лицам, принимающим решения, средствам массовой информации и населению. В каждой стране НМГС является единственным источником для таких официальных предупреждений.

Помимо работы в области опасных природных явлений, ВМО также поддерживает свои страны-члены и партнерские организации в деятельности по реагированию на такие крупномасштабные трансграничные чрезвычайные экологические ситуации, которые могут быть вызваны ядерными авариями, вулканическими извержениями, химическими авариями и лесными пожарами. В сотрудничестве с другими организациями ВМО готова к расширению своих систем заблаговременных предупреждений, с тем чтобы они охватывали другие опасные явления, помимо явлений гидрометеорологического происхождения. Однако, в то время как системы заблаговременных предупреждений существуют в связи со многими такими опасными явлениями, необходимо, чтобы они и далее улучшались и создавались во всех странах, в особенности в таковых, обладающих наименьшим объемом ресурсов. Проблема в этой связи заключается в том, чтобы обеспечить такое положение дел, чтобы каждая страна могла иметь необходимые системы, инфраструктуру, кадровый потенциал, организационные структуры и технический потенциал для того, чтобы в полном масштабе использовать и опираться на системы заблаговременных предупреждений.

НМГС также представляют жизненно важную информацию, позволяющую их соответствующим странам разрабатывать упреждающие стратегии для смягчения последствий стихийных бедствий. НМГС может использовать различные подходы в целях распространения информации для своих органов власти и населения, полагаясь в особенности на самые лучшие имеющиеся на локальном уровне технологии. Однако все еще остаются многие проблемы в плане обеспечения такого положения дел, чтобы все страны были адекватно оборудованы высококачественными системами оповещения для своевременного и эффективного потока предупреждений для общества. Страны должны также развивать потенциал для реагирования на информацию посредством действенного планирования для чрезвычайных ситуаций и эффективного реагирования. Более того, программы для образования и просвещения населения являются критически важным компонентом превентивных стратегий, необходимых для того, чтобы населению было легче понимать, что такое опасные природные явления и каковы их потенциальные последствия.

Исторические данные наблюдений за опасными явлениями также имеют критически важное значение для оценки уязвимости сообществ в отношении опасностей, связанных с погодой, климатом и водой. Климатические данные необходимы для количественной оценки интенсивности и повторяемости явлений, что характеризует потенциальный ущерб от экстремальных явлений и дает возможность прогнозировать ожидаемый ущерб. Систематические исследования данных метеорологических и гидрологических наблюдений по опасным метеорологическим явлениям и их последствиям формируют полезную базу знаний для менеджеров, занимающихся учетом факторов риска бедствий.

Посредством передачи технологии, наращивания потенциала и программ управления данными ВМО работает для обеспечения того, чтобы все НМГС и, в частности, таковые развивающихся стран, имели доступ к критически важным данным, относящимся к опасным явлениям. Проводящийся НМГС мониторинг в реальном масштабе времени позволяет представлять своевременную информацию по условиям, предшествующим бедствию, и после бедствия, что дает возможность группам, занимающимся реагированием и восстановлением, предпринимать меры в наиболее сильно пораженных районах. За счет своих наземных и космических систем наблюдений ВМО также играет ключевую роль в международной инициативе по созданию Глобальной системы систем наблюдений за Землей (ГЕОСС).

В более долгосрочном плане, согласно информации Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), спонсорами которой являются ВМО и Программа по окружающей среде Организации Объединенных Наций (ЮНЕП), изменение климата может привести к повышенному тепловому стрессу, в особенности в городских районах, более широкому распространению засухи и риску наводнений в других районах. Нехватка воды и проблемы ее качества также, как прогнозируется, будут обостряться во многих регионах земного шара со скудными ресурсами воды. Существует необходимость в более высоком уровне понимания климатической системы и развитии возможностей по предсказанию естественной изменчивости климата и изменения климата, вызванного человеком. Твердая поддержка научно-исследовательских программ в этих областях в течение длительного времени была одной из самых сильных сторон ВМО, и такая ситуация должна оставаться и в будущем.

Доказавшие свою эффективность системы ВМО предоставляют мировому сообществу бесценный оперативный инструмент для решения проблемы всевозрастающей угрозы стихийных бедствий устойчивому развитию. Любая оперативная система для работы по многим опасным явлениям может иметь преимущества и соответственно должна строиться на основе существующих успешных структур для выпуска предупреждений о гидрометеорологических бедствиях.

Поскольку мы празднуем этот День, то я надеюсь, что вклады национальных метеорологических и гидрологических служб во все аспекты деятельности по предотвращению опасности и смягчению последствий бедствий находят широкое признание и эффективно используются во всех странах. Я хотел бы, чтобы национальные органы, научные сообщества, межправительственные и неправительственные организации, частный сектор, средства массовой информации и население были широко осведомлены о роли НМГС и обеспечивали такое положение дел, чтобы последние имели возможность вносить вклад в смягчение последствий бедствий и реализацию соответствующих компонентов «Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».

 



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru