ОТЧЕТ о результатах ознакомления с деятельностью Бюро метеорологии Австралии.
|
Статьи | «Разное»
|
Л.Ю.Васильев - руководитель Северного УГМС
В соответствии с указанием Росгидромета от 16 октября 2006г. N 80-10/237 в период с 10 по 17 декабря мною, в составе делегации Росгидромета, была проведена работа по ознакомлению с деятельностью Бюро метеорологии Австралии. Во время пребывании в Австралии были посещены Бюро метеорологии и Мировой метеорологический центр в Мельбурне, региональный метеорологический центр в Сиднее, авиационная метеорологическая станция в аэропорту Сиднея, допплеровская радарная станция и гидрологическая станция в районе Сиднея.
Руководством и ведущими специалистами метеорологической службы Австралии была предоставлена подробная информация о различных видах деятельности службы, сопровождающаяся показом - презентацией материалов.
1.Бюро метеорологии входит в состав министерства окружающей среды Австралии. В каждом штате имеется региональный центр (всего 7). Региональные центры являются оперативными подразделениями Бюро и не имеют хозяйственной самостоятельности.
Общая численность Бюро метеорологии составляет 1385 человек. Метеорологическая служба содержится преимущественно за счет государственного бюджета, который составляет около 247 млн.австралийских долларов в год. Более 200 млн.австралийских долларов выделяется из бюджета страны, 14,5 млн. австр. долларов поступает в службу от министерства транспорта за метеорологическое обеспечение авиации. Доходы от специализированного гидрометеорологического обеспечения составляют около 17 млн. австр. долларов, т.е.около 7% от общего объема финансирования.
Договорная деятельность ведется коммерческим отделом при Бюро в Мельбурне. Все договора заключаются централизованно по всей территории.
Работа по платному СГМО потребителей не является профилирующей, хотя в последнее время это направление усиливается.
В последние годы наблюдается резкое увеличение объема предоставляемых услуг через Интернет. Количество обращений на WEB-сайт Бюро достигает до 1млрд.в месяц (скорость на канале 100 мб/сек.).
Обслуживание авиации и других отраслей экономики осуществляется не на коммерческой основе и все расходы покрываются бюджетом.
Деятельность метеорологической службы базируется на одном из основных законов Австралии-Законе об общественном благе. Отмечается повышенный интерес общества и соответственно формируется запрос к метеорологической службе по глобальному изменению климата и росту количества засух, пожаров, наводнений, торнадо и других опасных явлений. По данным Бюро метеорологии средняя температура на территории Австралии повышается. Тенденция в изменении количества осадков выражена менее ярко, однако в целом количество осадков уменьшается и возрастает продолжительность засушливых периодов.
Деятельность Бюро метеорологии осуществляется в соответствии с Законом о метеорологической службе от 1906г. с небольшими поправками, внесенными в 1957 и в 1970гг.
Деятельность в области метеорологии не лицензируется. Оценка качества предоставляемых услуг метеорологической службой осуществляется гражданскими институтами - прессой, обществом, судом.
По оценкам независимых экспертов объем рынка метеорологических услуг составляет около 450 млн. австр. долларов. Рассматривая организационную структуру Бюро метеорологии, следует отметить соответствие структуры службы решению поставленных обществом задач по предоставлению услуг населению и отраслям экономики. Органы управления службы централизованы, создана понятная вертикаль управления оперативными подразделениями. Служба содержится в основном за счет бюджета.
Законодательная основа определяет сферу деятельности метеорологической службы и ее роли в предоставлении услуг обществу. Следует отметить консервативность законодательной базы и ее относительную независимость от политической и экономической конъюнктуры.
Вместе с тем в силу ограниченности бюджета и расширения круга решаемых нестандартных задач в области СГМО отраслей экономики, отмечается расширение сектора платных услуг и развития коммерческой деятельности через специальные подразделения службы (аналог Метеоагентства Росгидромета).
2. Большое внимание метеорологической службой Австралии уделяется совершенствованию системы оповещения населения об угрозе возникновения ОЯ. Система предупреждения об ОЯ (warning services), включает предупреждения о возникновении пожаров, тропических циклонов, сильных штормах, резких изменений погоды, наводнений(информация передается через административные органы управления штатов и МЧС),явлений, приносящих ущерб агрикультурам(заморозки, распространение заболеваний животных под влиянием метеоусловий),цунами и др. Основной упор делается на прогноз опасных явлений, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям, оценке нанесенного ущерба. Были приняты конкретные меры по совершенствованию системы предупреждений об ОЯ после чрезвычайной ситуации в 1981г. в Сиднее (цунами) с большим количеством человеческих жертв.
Площадь Австралии составляет примерно одну седьмую часть территории России.80% населения проживает на 1% территории страны. Основная часть населения сконцентрирована на южном и восточном побережье, где расположены наиболее крупные города . Мельбурн, Сидней, Канберра, Перт, Аделаида. Брисбен и др. Именно в этой части страны функционирует наиболее плотная наземная наблюдательная сеть и обеспечивается сбор максимального количества информации, необходимой для обеспечения системы предупреждений об ОЯ.
Имеется вся необходимая нормативная база по прогнозу опасных явлений и чрезвычайных ситуаций, связанных с неблагоприятными погодными условиями, оформленная соответствующими законодательными актами. Определены все необходимые процедуры, регламенты, отчетность,
критерии, порядок подготовки консультаций и предупреждений населения (по согласованию с органами МЧС).
К опасным явлениям относятся гроза, град, наводнения, торнадо, шквалистые усиления ветра, погодные условия, приводящие к лесным пожарам(критерий сухости почвы). Ежегодно на территории Австралии отмечаются большое число торнадо, выпадения града(отмечались случаи, когда размер градин достигал 12см),сильных осадков(800мм за 48часов,600мм за 6 часов),шквалистых усилений ветра(230км/час). Большая часть опасных явлений отмечается на расстоянии 100км от крупных городов на южном и восточном побережье. Бюро метеорологии тесно сотрудничает с другими ведомствами по наблюдениям за ОЯ и доведения информации об ОЯ до потребителей. Проводится обучение сотрудников МЧС и других служб по этим вопросам. Все услуги по прогнозу и предупреждениям об угрозе возникновения ОЯ клиентоориентированы.
На всю страну распространен один и тот же подход к прогнозированию и предупреждениям об ОЯ, который заключается в преемственности и непрерывности при прогнозировании.
Все штормовые предупреждения размещаются в течении 10 минут в Интернете на WEB-сайте, а также передается в СМИ(радио). Вся работа осуществляется во взаимодействии с МЧС. Интернет становится одним из основных источников информации о возникновении ОЯ. Вся работа по предупреждениям об ОЯ, снижению последствий от стихийных бедствий координируется специальными группами в каждом штате(аналог КЧС в субъектах РФ).Существуют специальные планы и схемы действий. Порядок действий определен в так называемых настольных книгах(Handbook), имеющихся у всех специалистов Бюро.
Оповещения об угрозе возникновения ОЯ составляются непосредственно в Бюро (Мельбурн) и доводятся до органов управления штатов централизованно. Широко используются для информации об ОЯ SMS сообщения через компании связи. Ответственность за прогноз и доведение информации по всем ОЯ несет Бюро, за исключением информации о наводнениях.
Информация о наводнениях доводится через администрации штатов. Бюро на безвозмездной основе также передает информацию частным компаниям, на основании заключенных соглашений, которые затем обслуживают население информацией о погоде и предупреждениями об ОЯ.
Для доставки информации используются различные способы - факсимильная связь, Интернет, СМИ, телефонная запись (голос), текст.
Существует так называемое VIP-обслуживание(более 500 клиентов), к которым относятся МЧС и др. Дается регулярно большое количество интервью для СМИ. Существует выражение - нет ограничений по времени доставки, есть стандарты которых мы должны достигнуть. Информация по паводкам и наводнениям доводится до населения через МЧС и администрации штатов.
В Бюро (Мельбурн) и региональных центрах имеются специально оборудованные помещения, где установлены видеокамеры и большие экраны для записи выступлений синоптиков с информацией о текущей погоде, прогнозу. Этот опыт взаимодействия со СМИ может быть использован и в организациях Росгидромета.
При ознакомлении с порядком передачи информации об ОЯ было обращено внимание на отсутствие схем передачи с подробным перечнем
Адресатов получения информации, порядка взаимодействия служб при передаче информации (по аналогии с системой принятой в Росгидромете). Хотя, как отмечалось выше, общая координация деятельности при возникновении ОЯ осуществляется специальными органами в штатах.
При подготовке оповещений об ОЯ не указываются градации явлений.
Информация об ОЯ направляется зачастую в виде SMS сообщений. При доведении штормовых оповещений до клиентов широко используются графические изображения.
В том случае, если частная компания планирует заниматься деятельностью в области метеорологии, она должна доказать свою состоятельность в суде(так называемое прецендентное право). Если же компания начинает заниматься деятельностью в области метеорологии без заключения соглашения с Бюро, на нее подается исковое заявление в суд и деятельность ее прекращается. По всей территории Австралии имеется порядка 12 компаний, которые занимаются предоставлением услуг в области метеорологии. Существуют консалтинговые группы, которые оказывают услуги в области метеорологии, но они не занимаются прогнозированием.
Справки о фактической погоде доставляются потребителям по запросу в основном по электронной почте. При обращении страховых компаний, судов данные предоставляются на официальных бланках с использованием факсимильных аппаратов и по почтовой связи. В случае, если потребителя не устраивает информация с сайта Бюро, то готовятся платные справки, стоимость которых определяется по затратам на их подготовку и доставку.
Если же требуется большой объем специализированной информации, то заключаются договора через коммерческий отдел.
Для сбора метеорологической информации с территории Австралии, а также информации о возникновении ОЯ широко используются услуги волонтеров (добровольные наблюдатели), услуги которых не оплачиваются (расходы по передаче данных компенсируются) и услуги кооперативных клиентов (труд их оплачивается, при проведении наблюдений соблюдаются стандарты ВМО).
Специалисты Бюро за неоправдавшийся прогноз ОЯ, что привело к значительному ущербу, могут быть отстранены от работы и направлены на переобучение. Более строгих мер, как правило, не принимается.
Существует институт независимых экспертов, которые оценивают внутренние нормативные документы Бюро на высоком научном уровне.
Вышестоящие органы (МПР), как правило не вмешиваются в деятельность Бюро, деятельность которого определяется законодательством. Бюро функционирует как самостоятельное исполнительное агентство.
Проводится большая разъяснительная работа в обществе по деятельности метеорологической службы, в части ограниченной возможности прогнозирования погоды (прогноз является мнением, но не утверждением). По оценкам руководства Бюро велика доля так называемых ложных тревог по предупреждениям об ОЯ - около 70%. Данные по неоправдавшимся предупреждениям публикуются в СМИ. Имеются нарекания общественности о большом количестве ложных тревог. Однако, ряд ОЯ по объективным причинам трудно прогнозировать(например торнадо).Синоптик зачастую прогнозирует грозу, но не может дать прогноз по возникновению торнадо.
Большое внимание в последние годы уделяется климатическому районированию территории (опасные явления, термический режим и другие метеорологические характеристики).
Высока роль общества в оценке деятельности метеорологической службы. С этой целью 2 раза в год проводится опрос населения. В составе Бюро имеется группа маркетинга, которая проводит работу в крупных городах по определению возможности развития рынка метеорологических услуг, оценивает деятельность службы.
Бюро метеорологии Австралии создана достаточно эффективная система прогноза и предупреждения об опасных явлениях погоды. Бюро работает в тесном взаимодействии с органами МЧС, администрациями штатов. Широко привлекается информация об ОЯ не только от сетевых подразделений Бюро, но и от волонтеров, кооперативных клиентов. Заслуживает внимания разнообразие способов доставки информации. Отмечен высокий уровень общественного интереса к деятельности службы, работе со СМИ ,оценке работы путем экспертных опросов населения.
Представляет интерес организация доступа частных компаний на рынок метеорологических услуг. Вместе с тем следует отметить, что действующая в системе Росгидромета аналогичная система в целом также соответствует решению задачи по прогнозу и предупреждению населения об ОЯ. Проводимая в настоящее время работа по проекту технической модернизации службы позволит улучшить этот важнейшее направление деятельности Росгидромета.
3. Наблюдательная сеть Бюро метеорологии Австралии состоит из 64 радаров (из них 2 допплеровских радара, которые установлены в Аделаиде и Брисбене), 38 аэрологических станций (12 производят радиозондирование в автоматическом режиме), спутниковых станций приема космической информации(установлены в региональных центрах), 570 автоматических станций,6700 полевых станций (постов) по измерению осадков.
Метеорологическая информация поступает также от волонтеров и кооперативных клиентов. Действует сеть наблюдений за уровнем моря, глубоководных радиобуев, входящих в систему предупреждений о цунами.
Наземная сеть в основном сосредоточена по побережью Австралии и ,в особенности, в густонаселенных районах вблизи крупных городов на южном и восточном побережье материка. В центральной части Австралии сеть наблюдений достаточно редкая. Около половины общего числа радаров установлены в комплексе со станциями радиозондирования, датчиками ветра и осадков в радиусе до 50км от радара. Это позволяет проводить калибровку радара и корректировать полученные данные.Длина волны радара от 5 до 10 см.С помощью радаров обеспечивается обзор пространства и определения опасных явлений, связанных с облачностью(грозовые, ливневые очаги, зоны интенсивных осадков, града и т.д.). Данные, полученные с помощью радаров используются в основном как графическое изображение. Вычислительные методы для определения количества осадков не применяются. По данным сети радаров строится стыкованная (композитная )карта по всей территории.
Для получения космической информации используются данные, получаемые со спутников .ТЕРРА., японских спутников, одного австралийского спутника. Данные используются для получения различной природо - ресурсной информации. Имеется специальная сеть слежения за грозами (грозопеленгаторы).
Штат обслуживаемых метеорологических станций в зависимости от объема работ составляет от 1 до 5 человек. Зондирование производится от 1 до 4 раз в сутки. В связи с тем, что наземная сеть в значительной степени автоматизирована, количество персонала минимальное. Например в Сиднее (аэропорт) на АМСГ (группа наблюдений) работает один сотрудник ,который обеспечивает весь комплекс наблюдений, работу приборов и проводит запуск радиозондов и шар - пилотов. Продолжительность смены 12 часов. Количество работников на аэрологических станциях сокращается с 2-3 до одного человека. Сеть радиозондирования оснащена аэрологическими комплексами производства фирмы .Вайсала.-DIGICORA(обслуживаемые и автоматические системы зондирования). Применяются оболочки производства Японии. Водород добывается с помощью электролизеров, а также доставляется в баллонах Расходы по эксплуатации аэрологического комплекса приведены в Таблице 1.
На наземной сети Австралии установлены автоматические метеорологические станции производства фирмы .ALMOS.(Австралия).
Таблица 1
- Radiosondes = AUD$2,700,000
- Ballones = AUD$450,000
- Radar Targets = AUD$250,000
- Parachutes = AUD$30,000
- Total = AUD$3,450,000
Метрологическое обеспечение осуществляется инспекторами-наблюдателями. Автоматические метеостанции поверяются один раз в 6 месяцев, автоматические измерители осадков 1 раз в 5 лет.
Опыт эксплуатации автоматических станций, увиденный нами в Австралии может быть использован при установке и эксплуатации аналогичных станций в системе Росгидромета при реализации проекта технической модернизации, что позволит существенно сократить штатную численность на наземной сети.
Для изучения гидрологического режима в Австралии создана специальная сеть наблюдений за паводками и наводнениями. В состав сети входят 2 тысячи пунктов наблюдений за осадками и 2 тысячи расходомеров. Вся информация собирается и анализируется на региональном уровне. На сети применяется осадкомер с качающимся сборником осадков(ведром).
Для измерения уровня воды применяются в основном установки, основанные на пузырьковом методе измерения уровня. Наряду с ними используются и привычные нам поплавковые уровнемеры. Передача информации с постов производится по радиоканалам.
Измерения расходов воды осуществляется не метеослужбой а другим ведомством.
Основными проблемами в содержании наземной сети является постепенное сокращение бюджетного финансирования, увеличение износа оборудования. Эффективно проводимая в последние годы работа по сокращению трудовых и материальных затрат иногда входит в противоречие с задачами по получению метеорологической информации необходимой полноты и степени качества, позволяющей на необходимом уровне изучать климат и обеспечивать население информацией. Для решения этой задачи в настоящее время разработана программа модернизации службы на 2006-2016 гг.
Эта программа составлена с учетом ряда внешних факторов, в том числе с учетом глобального изменения климата, роста количества ОЯ и стихийных бедствий, связанных с погодными условиями. Принимались во внимание такие факторы, как глобальное потепление, уменьшение объема водохранилищ, увеличения рисков для населения в связи с переселением из крупных городов и центральной части материка на побережье.
Основная задача плана- развитие работы по предоставлению услуг населению. Этот план отвечает национальной стратегии Австралии - иметь достойную и безопасную жизнь в стране с устойчивой экономикой.
В плане приведен перечень услуг, которые должны быть предоставлены населению. Задачи, поставленные в плане увязаны с планируемым выделением бюджетного финансирования. В плане предусмотрено бесплатное предоставление климатической информации и информации о водных ресурсах через интернет всем пользователям. Предусмотрено увеличение числа АМС (автоматические метеостанции). В области прогнозирования погоды планируется переход на Британские математические модели. Предусмотрен переход к графическому способу доставки прогноза (американская модель).
Состояние наземной наблюдательной сети Австралии заслуживает самой высокой оценки. Следует отметить рациональность ее построения, высокую технологичность, экономичность содержания. Большая часть метеорологических станций автоматические, количество персонала на обслуживаемой сети ограничено 1 - 2 наблюдателями. Построение сети также отвечает задачам не только изучения климата, но и оперативному обеспечению региональных центров и населения информацией для прогнозирования ОЯ. Заслуживает внимания подход к составлению плана развития службы на 2006-2016гг. Подход к вопросам содержания и развития сети может быть использован по нашему мнению и в системе Росгидромета.
4. В ходе ознакомления с метеослужбой Австралии был посещен региональный центр в Сиднее с осмотром АМСГ (группа наблюдений),радара, гидрологической станции.
На примере организации работы регионального центра отмечена централизация в работе службы. Основная прогностическая продукция поступает из Бюро (Мельбурн). Из Мельбурна также направляются прогноз ОЯ. Полученная информация интерпретируется в центре и доводится до потребителей. Отмечена проводимая работа по сокращению персонала ,совмещению должностей, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. Подробная информация по этому вопросу была дана руководством центра. Проводимая работа в этом направлении, по мнению руководителя центра, позволила повысить эффективность работы центра.
Сеть станций, закрепленных, за центром ,включает 1400 уровенных и осадкомерных постов, 100 обслуживаемых станций, более 100 АМС, 3-х профилометров, 9 радаров. Количество обслуживаемых станций неуклонно снижается. Существенный прогресс в автоматизации наземной сети достигнут за последние 16 лет. Планируется совершенствование работы АМС, с тем чтобы иметь информацию с интервалом 1 мин.Намечено расширить сеть наблюдений за температурой почвы, учету молний, пунктов наблюдений за интенсивностью солнечной радиации(небесные камеры).
В перспективе планируется сокращение наземной сети радиозондирования и более широкое применение для изучения вертикального строения атмосферы спутниковых систем, профилометров, наблюдений с самолетов.
По предоставлению услуг отмечен рост объемов передачи информации по Интернету(сайт центра) и сокращение передачи информации по эл.почте, факсу, телефону. Для передачи информации используются каналы телефонной связи, сотовая связь, радиосвязь, спутниковые системы связи. Информация передается в пакетном режиме. Предусматривается внедрение IP-телефонии, с присвоением каждому пункту наблюдений IP адреса.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Работа наземной наблюдательной сети организована на высоком технологическом уровне. Построение сети рационально и отвечает задачам как изучения климата ,так и информации населения о текущем состоянии погоды и информацией об ОЯ.
2. При передаче информации широко используются современные технологии - интернет, сайт службы и др.
3. Метеорологическая служба Австралии финансируется в основном из бюджета страны. Информация населению и компаниям предоставляется в основном на безвозмездной основе.
4. Метеорологическая сеть оснащена приборами и оборудованием как собственного производства,. так и зарубежного.
5. Опыт работы Бюро метеорологии Австралии может быть использован при реализации проекта по модернизации и техническому перевооружению Росгидромета.
|