29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Заслуженному гидрологу Андрею Яковлевичу Попову-Введенскому 120 лет
27 октября 2009
    Все новости

28 октября 2009 г. исполняется 120 лет со дня рождения А.Я. Попова-Введенского (15.10) – гидролога-гидропрогнозиста, к.г.н., старейшего работника Северного УГМС (с 1915 г. по 1959 г.), руководителя гидрометслужбы в г. Архангельск в 1929-1931 гг.

Родился А.Я.Попов-Введенский в Вологде в 1889г. В 1916г. окончил физико-математический факультет Петроградского университета. В период учебы в университете закончил в 1915 г. курсы при Гидрометеорологической части Отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности по специальности метеорология и гидрология. В ноябре 1915г. А.Я.Попов-Введенский приступил к обязанностям судового наблюдателя и вычислителя Центральной станции Гидрометслужбы Северного Ледовитого океана и Белого моря в г. Архангельске работал здесь в период Первой мировой и Гражданской войн при неоднократной смене власти в городе.

С июня 1920 г. в связи с реорганизацией гидрометслужбы в Архангельске Андрей Яковлевич работал в Гидрометеорологическом отделе Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях (Убеко-Север). С августа 1922 г. был слушателем Военно-морского гидрографического училища в г.Ленинграде, которое окончил в июле 1923 г.

В 1924 г. встал вопрос об экспорте из Сибири лесоматериалов. Раньше такой вопрос не возникал, так как Карский морской путь еще не был реальным для экспортных операций. Карский морской путь имел перспективу стать дешевым.
В 1924 г. был осуществлен первый опыт вывоза сибирского леса на мировой капиталистический рынок по Северному морскому пути.
По решению правительства, осенью 1923 г. на Балтийском судостроительном заводе в Петрограде для нужд Карских экспедиций были заложены два больших стальных лихтера, постройка которых закончилась следующей весной.
Для обслуживания морских судов стали привлекать ледокольные пароходы. Существенные изменения произошли и в тактике проводки судов через лед. Раньше при встрече с тяжелыми льдами их форсировал линейный ледокол. Теперь в подобной ситуации грузовые суда, сопровождаемые ледокольными пароходами, должны были выжидать перемены ледовой обстановки. В новых условиях возросла роль и значение ледовых разведок и гидрометеорологической службы. На очередь дня встал вопрос о составлении не только долгосрочных, что делалось раньше, но и краткосрочных ледовых и метеорологических прогнозов. Неизмеримо повысилась тем самым роль научного обслуживания арктической навигации.

Судя по отчету начальника гидрологической партии А. Я. Попова-Введенского, в навигацию 1924 г., гидрологи занимались, главным образом, разведкой льдов.
Умело организованные гидрографические работы, и участие ученых в научном обслуживании арктической навигации способствовали успеху экспедиции.
С 1924 г. Комитет Северного морского пути начал тщательно анализировать результаты каждой Карской экспедиции. Обобщением этих материалов занялся и созданое Бюро Северного морского пути. В 1924 г. впервые на флагманском судне находились гидрологическая и биологическая группы, возглавляемые А.Я. Поповым-Введенским.
 В августе 1928 г. Андрей Яковлевич стал помощником начальника Гидрометеорологического отдела и заведующим Бюро погоды, а в августе 1929 г.- начальником Гидрометеорологического отдела Убеко-Север.

В мае 1931 г. А.Я.Попов-Введенский перешел на работу в Северное управление единой гидрометслужбы страны, созданной согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1929 г., на должность заведующего Бюро погоды.

С февраля 1934 г. Попов-Введенский специализируется на развитии методов морских гидрологических прогнозов для северных морей.

В годы Великой Отечественной войны Андрей Яковлевич работал в должности специалиста ледовой службы, обеспечивал проводку караванов грузовых судов через льды Белого моря в порты Архангельск и Молотовск (Северодвинск). В 1942 г. на базе эвакуированной из Ленинграда группы сотрудников морской группы Государственного гидрологического института была организована Беломорская научно-исследовательская обсерватория под руководством известного ученого В.В.Тимонова. А.Я.Попов-Ввведенский совместно со специалистами этой группы занимался разработкой методов прогнозирования ледовых условий в Белом море.

А.Я.Попов-Введенский был награжден знаком  «Отличник ВМФ» и медалями  «за оборону Советского Заполярья» и  «За победу над Германией».

В 1949 г. Андрей Яковлевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Краткосрочные и долгосрочные ледовые прогнозы для Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря».

Разработанные им методические работы до настоящего времени используются в оперативной практике, очень ценным являются обзорные характеристики ледового режима морей во взаимосвязи с синоптическими процессами, полученными в результате многолетних экспедиционных данных.

Андрей Яковлевич был деликатным, благожелательным специалистом, настоящим русским интеллигентом.

Скончался А.Я.Попов-Введенский 30 декабря 1974 г. в Архангельске.

Подборка выполнена Е.Н.Скрипник

 


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru