Юрий Настеко - капитан судна, которое осуществляет северный завоз по всей западной и восточной части российской Арктики. Работа на научно-экспедиционном судне Северного УГМС «Михаил Сомов» очень ответственная и напряженная. И только что завершившийся рейс не был простым. Пройдено 13440 миль, из них во льдах 1100 миль, доставлено более 2500 тонн на полярные станции. Маршрут рейса пролегал по Белому, Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям. В районе о. Визе и Новосибирских островов наблюдался лед сплоченностью до 8 баллов. Продвижению судна мешали туманы и шторма. Тем не менее, рейсовое задание НЭС «Михаил Сомов» выполнено. Экипаж судна отработал хорошо.
Произведен ремонт полярной станции Визе с устройством служебных и жилых помещений современного модульного типа, установлена геофизическая антенна на полярной станции им. Кренкеля, о. Хейса; выполнен ремонт помещений и установка геофизического оборудования на полярных станциях Белый Нос, Колба и другие работы. По программе модернизации и технического перевооружения Росгидромета на полярные станции доставлены и установлены полуавтоматизированные и автономные метеорологические комплексы АМК и АМС. Произведена смена зимовщиков. Рейс занял 102 дня. «Михаил Сомов» прибыл в порт Архангельск 30 октября и через неделю снова ушел в рейс.
В ночь с 7 на 8 ноября капитан Юрий Настеко повел судно «Михаил Сомов» в заключительный в этом году рейс по маршруту Архангельск-Диксон-Архангельск .
Накануне, удалось задать несколько вопросов легендарному капитану:
- Юрий Алексеевич, насколько сложно с июня по декабрь находиться в рейсах и только несколько дней видеться с семьей?
- Для меня длинные рейсы не испытание! Я ходил и по 9 и по 11 месяцев подряд. Замечено, что только на 4-м месяце экипаж начинает по-настоящему работать. Он уже живет на судне, привыкает к механизмам, устанавливается судовой порядок. 4 месяца – это только начало рейса. Конечно, для вновь прибывших такое выдержать нелегко. Но для бывалых – это сама жизнь. Поэтому рвется душа из рейса в рейс. Мы сами выбираем эту профессию. Для того и работаем, чтобы максимально выложиться в эти несколько месяцев навигации.
- Не боитесь, что судно может затереть льдами. Ведь из рейса вы придете уже в декабре?
- Сейчас еще не тот сезон, чтобы создавались большие трудности для плавания. В этом году обещают позднее ледообразование. Но я не исключаю, что придется воспользоваться помощью ледоколов. Поэтому мы сразу идем на Диксон, а затем уже на обратном пути заходим на все остальные метеостанции.
- Что больше всего порадовало в рейсе №2, из которого вы только что вернулись?
- В этом рейсе пробные испытания прошла аппаратура связи, разработанная г-ном Кузьмичевым. Она позволила оперативно принимать карты ледовой обстановки в любой точке Арктики. До этого мы получали информацию только там, где работал Интернет, и платили огромные деньги за связь. Эта КВ-связь – бесплатная. Нужно лишь обеспечить приемниками наши станции.
- Были ли места, через которые вы прошли впервые?
- Да, в этом рейсе мы впервые прошли возле о. Генриетты в Восточно-Сибирском море. В 60-х годах здесь была закрыта метеостанция. Нам удалось найти архив этой станции. Его мы привезли в Архангельск и обязательно представим в экспозиции нашего музея.
Из рейса в рейс ходит по Арктике научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» почти без перерывов 7 месяцев в году. Надо успеть прийти на каждую станцию. «Сомова» метеорологи - полярники ждут раз в год, как «манну небесную». Судно везет все для того, чтобы жизнь на станциях не угасала: топливо, продукты, одежду и т.д. Более того, «Сомов» доставляет строительные материалы и модули для возведения новых зданий – благоустроенных и современных, новое супер-оборудование. За сезон «Михаил Сомов» обеспечивает полярников всем необходимым, и Русская Арктика постепенно оживает.
Последние новости:
|