29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Хроника плавания НИС «Профессор Молчанов» в Баренцевом море.
11 июля 2012
    Все новости

      10 июля из рейса по проекту "Плавучий университет" возвратилось научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов" . Дублером капитана на НИС был  Соколов Владимир Павлович. Являясь корреспондентом газеты "Архангельск", Владимир Павлович во время рейса написал хронику плавания НИС "профессор Молчанов" с 1 июня по 10 июля.

      Сегодня пресс-служба Северного УГМС начинает публиковать материалы В.П. Соколова:

Возвращение в Арктику

Хроника плавания НИС «Профессор Молчанов» в Баренцевом море.

Соколов В. П.

 

Завершился первый в 2012 году экспедиционный рейс. Пройдено четыре тысячи миль, из них 350 в ледовых условиях. Специалистами Севгидромета, института Арктики и Антарктики, института океанографии проведены исследования на огромной акватории Баренцева моря. На архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Новой Земли выполнены работы по съемке местности, взяты пробы грунта, водорослей, льда. Наравне с научными сотрудниками НИИ - метеорологами, гидробиологами, океанологами, в исследовательской работе участвовали студенты САФУ. Проект с названием «плавучий университет» на деле подтвердил свою жизнеспособность.  

Чуть-чуть истории

Впервые о создании «плавучего университета» на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» заговорили прошлым летом. В ходе рабочей встречи руководства Росгидромета и ректората Северного (Арктического) федерального университета возникла идея создать на одном из судов-научников «летнюю школу» для студентов.  Цель – объединить научную деятельность и образовательный процесс, готовить будущих специалистов для Арктики не только в учебных кабинетах, но и в условиях  плавания.

Очень скоро подходящее по многим параметрам судно нашлось… в Антарктиде. Почему так далеко? НИС «Профессор Молчанов» в 1983 году был построен в Финляндии. До 1997 года Мурманское управление гидрометеослужбы использовало теплоход для гидрологических и океанологических исследований. А затем судно, оснащенное комплексом научной аппаратуры, сдали в аренду туристической фирме. Вместо того, чтобы изучать полярные широты, корабль науки переоборудовали в пассажирское судно. В течение 14 лет он катал иностранных туристов вдоль шестого континента по полсотни человек за рейс. Причем, в  бюджет государства не попадало ни копейки. Логично и закономерно, что решением Росгидромета НИС «Профессор Молчанов» был передан добросовестному судовладельцу, Северному УГМС.

Своеобразной проверкой для него летом прошлого года стал рейс по маршруту: Архангельск — Певек — остров Врангеля. На его борту было вновь установлено необходимое оборудование, а само судно приведено в соответствие, как научно-исследовательское. В экспедиции приняли участие ученые института Арктики и Антарктики, международная команда палеонтологов и, конечно, специалисты Севгидромета. По трассе Севморпути в том рейсе прошли и несколько работников САФУ. Отзывы о судне у них были самые лестные. Вот один из них. «С созданием «плавучего университета» на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов»  появляется уникальная возможность воплотить в жизнь многие до сих пор несостоявшиеся арктические проекты».

С окончанием навигации флот Северного управления  гидрометслужбы был переведен в режим зимнего отстоя. На место моряков-мурманчан на судно пришли архангелогородцы, формировался практически новый экипаж. Будущие рейсы «плавучего университета» не раз были темой обсуждения на совещаниях  руководителей СУГМС и САФУ. Выполнение первого, экспериментального, наметили на июнь. Определились со сроками и маршрутом – за 40 суток пройти по всему Баренцеву морю, включая прибрежные зоны Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Большеземельской тундры. Весной проект «плавучего университета» получил поддержку Русского географического общества. На расширенном заседании РГО в Санкт-Петербурге начальнику Северного управления ГМС Леониду Васильеву был вручен грант на его реализацию.

«… а телегу – зимой»

Крестьянскую поговорку про сани, которые готовят летом, в полном объеме можно отнести к теплоходу «Профессор Молчанов». В минувшем феврале после четырех месяцев относительно тихой стоянки на судне начался ремонт. Правила технического надзора таковы, что любое плавсредство должно быть проверено на годность к плаванию.  В марте теплоход поставили на стапеля плавучего дока. За две недели работники судоремонтного центра «Звездочка», завода № 176,  проверили подводную часть корпуса, винт и руль, донные кингстоны. Внешний осмотр, диагностика, замеры показали - повреждений нет. Затем ремонт продолжили у причала. Ежедневно в машинном отделении и на палубе работали по 10 – 12 человек; слесаря, монтажники, трубопроводчики. Шлюпбалки, вельботы, брашпиль, цистерны пресной воды, грузовые краны, оба главных двигателя – вот перечень механизмов и систем, требовавших ревизии или ремонта. Кроме того, на судне монтировали новое оборудование: дизель-генератор, гидрологическую лебедку.

Ведомость ремонта молчанов

Соломбальские мастера судоремонта не раз замечали, мол, в пассажирском прошлом «Профессора» есть кое-что хорошее; корабль периодически наводил косметический лоск, и не где-нибудь, а в Голландии. Каюты, салоны, коридоры выглядят эффектно, красиво, жить в таких - удовольствие. Но есть и обратная, скрытая, сторона: из технических возможностей теплохода арендаторы постарались выкачать все. Потому и появлялись в ремонтной ведомости заявки на работы, о которых раньше не подозревали.

К середине мая на судне наступил натуральный аврал. Раньше такую работу называли самоотверженной. Казалось, что на «Профессор Молчанов» вернулись времена развитого социализма и две бригады соревнуются за право носить звание коммунистического труда. Нередко рабочий день в полночь не заканчивался.

Но не зря говорят в народе: «Глаза бояться – руки делают». В последний день весны пароход приобрел вполне приличный вид и со стороны выглядел, как игрушечка.

Долгие проводы, лишние слезы

У причала ОМРВ

Ранним утром 1 июня НИС «Профессор Молчанов» отошел от острова Мосеев с расчетом, чтобы к 8 часам уже стоять у морского-речного вокзала. В половине девятого судно подошло к причалу. К 10 часам члены экспедиции и провожающие заполнили не только каюты, но и все внутренние помещения. Вместе с ними появились шум, гам, суета. О том, что в рейс собирается не просто пароход и не совсем с обычными пассажирами, можно было увидеть и на причале.

Проводы нач гмс

Вдоль борта выстроились студенты САФУ, воспитанники кадетского  корпуса. Флаги и шары украсили их ровные ряды. Организаторы проекта постарались сделать так, чтобы Архангельску отход «Профессора Молчанова» в море запомнился. В назначенный час специально приглашенные лица и просто любопытствующий народ собрались возле теплохода.

Проводы губернатор

Под звуки государственного гимна подняли на мачту вымпелы Гидрометеослужбы, Русского географического общества, «плавучего университета». Благословение рейсу дали священнослужители Архангельской и Холмогорской епархии. Выступления губернатора области Игоря Орлова, начальника Северного УГМС Леонида Васильева, ректора САФУ Елены Кудряшовой транслировались напрямую в эфир. Экипажу и экспедиции желали счастливого плавания, семь футов под килем, попутного ветра.

Проводы

А на судне продолжалась не видимая постороннему глазу будничная работа. Пока за иллюминатором продолжались торжества, в каюте капитана шла обязательная процедура проверок. Их итогом стал штамп на судовой роли - «Выход в рейс разрешен».

К тому времени и программа проводов подошла к концу: студенты поднялись на судно. Мамы и папы с причала последними наставлениями старались перекричать гул двигателя. Над судном разнеслось: «По местам швартовки стоять! Трап убрать!». Оркестр заиграл традиционное «Прощание славянки». Следом прозвучала еще одна команда: «Отдать швартовы!» и последнее, что еще связывало судно и берег, матросскими руками было убрано и смотано на вьюшки. «Плавучий университет» отошел от причала. Вахтенный помощник капитана сделал запись в судовом журнале: «На отход - экипаж 22 человека, экспедиция 53 человека».

Отход

Плавание - день первый

Теплоход возвращается в Арктику. Впереди работа, прерванная на полтора десятка лет.  План рейса такой: следуем в район Кольского залива, оттуда идем на север до 77-й параллели с остановками для пробы воды и грунта, затем заходим на Шпицберген и  Землю Франца-Иосифа, потом - Новая Земля. При высадке на острова будут взяты образцы водорослей, грунта, льда. С борта будет производиться съемка и описание берегов. Огромный круг по Баренцеву морю закончится у острова Колгуев.

Поморы еще в старину не зря назвали это море Студеным; и летом здесь штормы, холод, льды. Так кто же пошел в рейс, совсем не простой даже на первый взгляд? Большая часть экспедиции – это университет. Всего 32 человека, из них 20 студентов, кто морской пароход видел только на картинке. Российская академия наук отправила в рейс пять своих сотрудников, Институт Арктики и Антарктики – семерых, Государственный океанографический институт - двух. Судовладелец, Северное управление гидрометеослужбы, командировал в море троих.

Помощник по науке

В состав экспедиции также вошли три работника национального парка «Русская Арктика». Они, как и все другие, проведут исследовательские работы во время плавания, но конечная точка их пути находится на  Новой Земле, на мысе Желания.

Малым ходом, будто нехотя, теплоход следовал вниз по Северной Двине. Шел вдоль городской набережной и Соломбалы, мимо Маймаксанских лесозаводов и судов под погрузкой. Поворот за поворотом с каждой милей - все дальше от дома, все ближе к морю.  Оно появилось неожиданно, когда многие, всматриваясь в причалы Экономии, еще прощались с Архангельском. Морской простор завораживал и влюблял в себя сразу. Голубая полоска неба, прочертив на горизонте синюю линию, снова переходила в голубую воду. Солнечные лучи рассыпались в коротких волнах на миллион «зайчиков», и каждый из них старался понежиться на лице. В едином порыве студенты выскочили на полубак, столпились там, откуда до моря всего ближе - у форштевня.

Вечером теплоход вышел за приемный буй. Сдали лоцмана на дожидавшийся его катер. И  тут же, возле острова Мудьюг встали на якорь. Нет, ничего непредвиденного с судном не случилось. Но причина была: каждый, кто отправляется в море, должен знать правила по которым живет морской флот. Остановка сделана, чтобы провести техучебу, тренировки и учебную общесудовую тревогу. Сначала старший помощник капитана Роман Булава  собрал членов экспедиции в самом большом помещении, которое раньше называлось  рестораном. Ликбез по судовой организации начался с того, что на судне «нельзя».  Например, заходить в ходовую рубку и на камбуз, отвлекать вахтенных от выполнения обязанностей, находиться в районе судовых работ, выбрасывать мусор за борт. Затем по судну несколько раз прозвучали сигналы тревог. Судовая команда, искренне надеясь, что полученные знания не пригодятся, провела учения по оставлению судна. Новички учились правильно надевать спасательные жилеты и гидрокостюмы. Сухопутный народ был посажен в шлюпки. Еще бы минута – спустили плавсредства на воду.

Учения шлюпки

Но дрогнуло сердце у старпома: пожалел, видя, что экспедиция усвоила главное - как быстро пройти к шлюпкам, какое место занять. А экипаж продолжил выполнение других программ - «Борьба с пожаром», «Борьба с водой», «Человек за бортом». Когда прозвучала команда «Отбой», кажется, поверили все, что находятся в надежных руках.

С берега поступила приятная новость – по указанию руководителя СУГМС Васильева, «Молчанову» разрешено стоять на якоре до утра. Мол, выполнена большая работа, впереди много важных дел и потому экипажу и экспедиции необходим отдых. Почти сразу на судне наступила тишина; сказалась недельная усталость. Студенты наоборот и не думали расходиться по каютам. Молодежь, стараясь никому не мешать, бодрствовала до утра. Новое место, новые люди. И пока еще работает телефон, хочется поделиться впечатлениями с теми, кто остался на берегу. Завтра ниточка радиосвязи уменьшится до размеров ежедневной диспетчерской информации о рейсе. О «мобильнике», Интернете и простом телевизоре будет забыто до конца плавания.

О тех, кто в море

Ранним утром для короткого совещания на ходовом мостике собрались (и это стало правилом в течение всего рейса) капитан Виктор Лощевский, начальник экспедиции Александр Дрикер, руководитель «плавучего университета» Константин Боголицын и старший группы ААНИИ Михаил Махотин. Для обсуждения маршрута, плана работ, решение организационных вопросов было достаточно 10 – 15 минут. А в 8 часов теплоход снялся с якоря, лег курсом на выход из Двинского залива. В морской распорядок жизни экипаж включился без напряжения: штурмана и механики перешли на ходовые вахты. Палубная команда занялась наведением чистоты на палубах и в кладовых. Со стороны камбуза разносились аппетитные запахи.

Ученый совет

Ходовой мостик поэтические натуры как-то назвали мозгом корабля. На «Профессоре Молчанове» им заведует 3 помощник капитана с адмиральской фамилией Нахимов. Максим всего второй месяц на пароходе. Но он не совсем юный судоводитель, ему уже тридцать. Закончил Архангельскую «рыбку», получил 10 лет назад диплом, но работал матросом где-то у греков. А значит, до однофамильца-знаменитого флотоводца ему далеко.

Капитан и 3 штурман

И потому капитан Лощевский с ходового мостика не уходил. Он - личность известная в рыбацком флоте: один из самых молодых капитанов 26 лет командовал траулером. Достиг определенных высот, занимал в траловом флоте должность заместителя директора по производству. В Северное управление гидрометеослужбы позвали, чтобы он принял НИС «Профессор Молчанов». Прежний капитан давно просил расчет. Виктор Александрович  рассказывал: «Теплоход, несмотря на тридцатилетний возраст, оказался совсем неплох: неограниченный район плавания, мощность машин в три тысячи «лошадок», почти 60 пассажирских мест. В прошлом ноябре с судном расстались почти все из мурманчан, что возили пассажиров. Из прежнего состава пошли в море трое - 2 штурман Евгений Мартынов, повар Марина Казанцева и буфетчица Таисия Кузнецова. Они на судне так давно, что считают его своим домом. «Архангельск» написано на корме или «Мурманск» - им без разницы. Есть «старожил» из наших, бывший школьный учитель, моторист Музыкантов. Алексей пришел на «Молчанов» прошлом летом, сходил в рейс до острова Врангеля, не сбежал во время зимнего отстоя. За этих людей спокоен - пароход знают, работать умеют. Остальные вышли на этом судне в море впервые, и главная у нас задача - как можно быстрее стать полноценным экипажем, то есть, сработаться».

Ближе к морю

А пока, по-прежнему, со скоростью семь узлов теплоход «Профессор Молчанов» шел  вдоль Зимнего берега. По просьбе представителей науки отвернули в сторону от рекомендованных морских путей и ближе к Зимнему берегу. Старинная поморская деревня Зимняя Золотица оказалась совсем рядом. Золотица - малая родина старшего механика Анатолия Седунова. Ему 66 лет, вся жизнь проведена на море. Из деревни уехал, чтобы поступить в мореходку, после окончания учебы работал в Северном морском пароходстве. Когда флот СМП стали делить на русские и подфлажные суда, оказался в норвежской компании. На судах фирмы «Вилсон» отработано 20 лет, а недавно ему  намекнули - нам пенсионеры не нужны.

На северо-запад - в сторону Мурманска

Погода радует: тепло и светло, почти не качает. Вечером «плавучий университет» пересек Северный полярный круг. Любой из моряков и не заметил бы, подумаешь - прошли остров Сосновец. Но чтобы студенты запомнили такое событие, их вызвали на верхнюю палубу, объявили, отныне они - полярники, Чтобы закрепить «высокое звание», угощали солидной порцией забортной водой прямо из ведра.

Чем ближе к Кольскому полуострову, тем холоднее. И уже без свитера, без куртки на палубу выходить никто не рискует. 3 июня в полдень вышли в Баренцево море. Линию разделения от Белого моря, естественно, видно только на карте. От мыса Святой Нос она идет на северо-восток и через 80 миль упирается в мыс Канин. Слева по борту среди заснеженных сопок стоит когда-то очень секретный поселок Гремиха. И как признак, что в нем еще есть люди, пароход вошел в зону действия их антенн телефонной связи. Экипаж и экспедиция высыпали из кают, постарались занять самые высокие места.

Уступи дорогу

С мостика, с пеленгаторной палубы ветер доносил обрывки разговоров «Как откуда? Из моря. Погода хорошая. Хорошо кормят». Скрылся за кормой поселок, пропала связь, опустела палуба.

Теперь слева - скалы, справа - рыбацкие траулеры. И тут появился повод убедиться в правдивости поговорки, что рыбак рыбака видит издалека. На ходовой вахте старший помощник капитана Роман Булава. Архангельский рыбакколхозсоюз  еще недавно был местом его работы. С коллегами, кто сегодня находится на промысле, он говорил на их рыбацком языке: ваера, тралы. И даже поделился информацией, какую рыбу под килем  показывает наш, далеко не рыбопоисковый, эхолот. О своем трудоустройстве на судне говорил с улыбкой. Услышал, что в Архангельск пришло «новое» научное судно, из любопытства зашел в Базу флота СУГМС. А получилось, что забронировал себе место.

Члены экспедиции, работавшие на корме, попросили час – полтора не менять курс и скорость: проверяли гидрологическую лебедку. Она установлена незадолго до отхода, и в деле еще не была. Тонкий, но прочный трос длиной в три километра стравливали с барабана прямо в воду. Специалистам Питерского научного института и Севгидромета помогали  наши моряки. Электромеханик Сергей Олейник регулировал обороты и нагрузку на двигателе. Матросы во главе с боцманом Ильей Лягиным ровными шлагами укладывали трос на барабан. Илья, кстати, так и не отпраздновал в тот день свой 41-й день рождения, времени нет.

Розетта в воду

Глубоководный аппарат для взятия проб воды, в обиходе называемый «розетта», тоже в работе не был, его даже пока не опускали в воду. Помощник капитана по науке Ольга Балакина объясняла: «Розетта – прибор новый, мы им работаем впервые. После  настройки на нужные глубины 50, 100, 150, 200 и 250 метров, батометры заполняются водой автоматически. Соленость, температуру, наличие примесей определяем тут же: лаборатория находится на корме. Начнем работать по вековому разрезу - «Кольский меридиан»; всего - 19 «станций».

Точки-станции выбраны не случайно: 400-мильный «забор» перегородил Баренцево море. Впервые вдоль него прошел гидролог и будущий профессор Николай Книпович в начале XX века. Затем в 20-е и 30-е годы здесь пролегали морские пути научного судна «Персей», первого плавучего института - парохода «Малыгин». Ходил по «Кольскому меридиану» и НИС «Профессор Молчанов», пока не переквалифицировался в «пассажиры». Анализ воды, полученный на станциях, давал ответ - как живет Гольфстрим. С середины 90-х в исследованиях наступило затишье. Итогом нашей работы будут данные, которые внесут в базу исследований Мирового океана. Их используют для составления долгосрочных прогнозов погоды, а также определения характеристики водной поверхности, волнения моря и сроков ледообразования.

До входа в Кольский залив остается 6 часов ходу. Капитану доложили о том, что кормовая лебедка в рабочем состоянии и о том, что механики закончили режим обкатки двигателя. Очень вовремя! Ход полный, скорость 10 узлов.

4 июня под утро подошли к внешнему рейду порта Мурманск. Здесь, на траверзе мыса Сеть-наволок находилась первая точка погружения «розетты». Судно легло в дрейф. Слабый бриз медленно сносил нас в сторону Мотовского залива. Начало разреза так близко от берега, что удалось рассмотреть избушку на вершине скалы. Пост наблюдения и связи Северного флота. Здесь во время войны служил отец. Давным-давно он рассказывал, как, обнаружив немецкие корабли и торпедные катера, они, сигнальщики, поднимали по тревоге штаб, береговые батареи. Задача поста с тех пор не изменилась – в пределах своей видимости фиксировать движение судов и кораблей. Только беда, что главным оружием,  хотя техника ушла далеко вперед, здесь остался бинокль. На 50 миль в округе из радиоприемника днем и ночью слышно голос «защитника» Заполярья: «Кто находится в координатах…? Я - Восход». Будь в той древней избушке хотя бы простенький идентификатор судов, знал бы служивый и название, и флаг судна, и куда оно идет. Сам бы не надрывался, и другим ходить по морю не мешал. Как издевательство над Северным флотом годами молча пасется у острова Кильдин норвежское судно-шпион «Марьята».

 

 

Продолжение следует....


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru