100-летию гидрометслужбы Севера посвящается...89 регион.
28 августа 2012
|
Все новости
|
Среди седых широт полярных, Где вьюги правят вечный бал, Героем былей легендарных Встаёт заснеженный Ямал!
Девиз твой — всё для человека! И, к новым подвигам готов, Решаешь ты задачи века, Храня традиции отцов!
Земля открытий и дерзаний! Бескрайней тундры властный зов, Где спорят с северным сияньем Огни ямальских городов!
Суровый край! Оплот Державы! Ты с каждым годом всё сильней. Ямал — сокровище и слава И гордость Родины моей!
Перед тем, как лететь в свою очередную командировку (в этот раз на Ямал), я всегда досконально изучаю историю края, обычаи и традиции людей, которые проживают в тех местах. Этот гимн, как нельзя более точно отражает действительность этого сурового и прекрасного края.
Добраться на Ямал делом оказалось не таким уж и простым. Чтобы утром прилететь в Новый Уренгой, пришлось ночью вылетать из Москвы.
Но Новый Уренгой это только промежуточная точка. Еще шесть часов на «Газеле» и вот я в поселке Тазовский. Первым делом зашел в кассу местного аэропорта, узнав, что вертолет в Антипаюту только завтра, пошел устраиваться в гостиницу. Администратор встретила меня с доброжелательной улыбкой: «Мест нет! Только номер повышенной комфортности!»
- А что делать, не ночевать же на улице, давайте свой номер повышенной комфортности.
- Четыре тысячи!
Я чуть не поперхнулся: «Сколько?»
- Четыре тысячи!
Да, уж! Цены, покруче архангельских. Прикинув, что если мне придется задержаться здесь на обратном пути, то командировочных денег может и не хватить.
- Воду из-под крана не пить!- крикнула вдогонку мне милая женщина.
Спасибо за предупреждение, хотя я и не собирался этого делать. Мне больше всего хотелось принять душ и завалиться на боковую. Дорога меня утомила. Но мысль с комфортным отдыхом пришлось на время оставить. Комаров в номере оказалось немногим меньше, чем на улице.
- Фумигатор есть?- с надеждой я спросил администратора.
- В магазине, - последовал короткий ответ.
Все ясно. Нам здесь очень рады. Чисто русский сервис, чтобы мы не расслаблялись.
Утром винтокрылый аппарат доставил меня в пос. Антипаюту. Подлетая, в иллюминатор я увидел, что представляет собой это место. Пока летели на высоте 400-500 м, все казалось не таким уж страшным, спустившись ниже, мое благодушное настроение упало «ниже плинтуса» - кругом грязь и болото. Я посмотрел на свои начищенные до блеска туфли. Это даже не село Несь, где есть деревянные тротуары на всех улицах.
Здесь в туфлях не пройдешь
С надеждой я смотрел на встречающих. И она меня не обманула. Ко мне подошел пожилой мужчина с седой бородой. Как говорится: «Рыбак – рыбака…»
- На метео? Вы Александр Петрович? Я и.о. начальника метеостанции Наварин Игорь Геннадьевич.
Кивнув головой, я с облегчением вздохнул, когда увидел, что Геннадьевич достает из пакета «болотники».
- А что здесь так глубоко? – поинтересовался я.
- Местами еще как!
Преодолев жижу из «няши» (грязь по-нашему), мы вышли на местный проспект – насыпь из песка и щебня. Жаль, что через полкилометра пришлось свернуть опять в грязь.
Еще пятнадцать минут ползли по чавкающей почве и наконец, мы пришли к метеостанции. Вовремя, потому, как зарядил ливень, понятное дело, что сейчас новое место для станции искать не стоит (а это было основным моим заданием здесь). Будем ждать окончания стихии, а пока можно заняться поверкой барометров и познакомиться со станцией поближе. Работы много, а времени не очень…
Справка: полярная станция Антипаюта была открыта в 1959 году году по программе 2 разряда на северо-западной окраине поселка с одноименным названием.
Метеостанция Антипаюта расположена на юге Гыданского полуострова в месте слияния рек Анти-Паюта и Паюта-Яха в трех километрах к северо-востоку от берега Тазовской губы.
Окружающая станцию местность входит в зону тундры, рельеф представляет собой слабоволнистую равнину. Низменные участки заболочены и заняты пресноводными озерами. Вечная мерзлота создает условия для заболачивания почвы и бедности растительного покрова. Глубина оттаивания в летний период не более 50 см. Растительность скудная и представлена мхами, лишайниками и низкорослыми кустарниками.
В весенний период в результате заторов льда в устье реки Анти-Паюта (при впадении ее в Тазовскую губу) территория вокруг поселка и станции, в т.ч. метеоплощадка, затапливаются водой в течение трех-пяти дней. В этот период для передвижения жители поселка используют плавсредства с малой осадкой.
Причиной открытия станции в данном месте послужило активное освоение природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа в районе Гыданского полуострова, богатого нефтью и природным газом…
Закат на реке Паюта-Яха
Ветер к вечеру немного стих, дождь ослабел, а вскоре и совсем прекратил барабанить по подоконнику.
- Ну, что, вперед! – предложил Игорь Геннадьевич.
Я не заставил себя ждать. Взял свою «Лейку», JPS-навигатор и мы вышли на просторы антипаютинской тундры.
Несколько часов длился наш поход. Силу уже покидали меня. Но место для новой метеостанции, которое нам подходило бы, пока было миражом.
На следующий день я решил поближе познакомиться с местным населением – ненцы в тундре каждую травинку, каждую кочку знают. Может, и подскажут, что-нибудь дельное.
- Вы только не говорите, что метеостанцию переносить будем, а то ничего не скажут, - советовал Наварин.
- Скажу, что кино снимать будем, все расскажут, - на ходу придумал я.
Хотите верьте – хотите нет, а ведь сработала моя идея. Место нам быстро показал местный житель Иван Вануйто (самая распространенная фамилия у местных жителей - в переводе означает «корень»).
Оленевод Иван Вануйто
Разговорились, он пригласил зайти к нему в гости, и я с радостью согласился. Сам он коренной житель, родился здесь же. Ведет кочевой образ жизни и ни за что не променяет свою кочевую жизнь на блага цивилизации. Конечно, отказываться от всего нового и то, что упрощает жизнь человеку, не стоит, но основа должна остаться, так считает Иван Вануйто. Вот взять например чум – жилище северных народов (ненцы его называют «мя»). Это уникальная конструкция. Его конусообразная форма спасает от дождя, ветра и снега. Чум, кстати, у ненцев собирают только женщины. Перевозить его очень удобно.
В центре чума горит костер – вечный символ благожелания и благополучия. Приветствие у ненцев своеобразное и очень красивое по своей сути: «Мяд'ту нёя хабтю!», что в дословном переводе на русский означает: «Пусть не гаснет огонь в Вашем чуме!»
Около чума
Зимой в чуме ставят печь-буржуйку. От нее больше тепла. Спят все на оленьих шкурах, подушки делают из малиц и ягушек (шубы). Малыши спят в колыбельках, дно которых усыпано березовой стружкой, сверху мох, пеленки из оленьих шкур.
В рационе питания преобладает сырая оленина (айбаш) и рыба (строганина). Также эти продукты варят в котле. Сырую рыбу едят не всю. Щука, налим и осетр считаются священными – из них варят уху и разделывать их могут только мужчины. Когда ненцы каслают (кочуют), то в дороге ненцы едят нерпичий жир, обвалянный в рыбной муке. Не очень вкусно, но это блюдо придает силы.
Подойдя к чуму, не надо спрашивать разрешения войти. По дыму видно, дома ли хозяева. Ненцы народ гостеприимный, всегда накормят гостя и угостят чаем (чай они очень любят).
После окончания трапезы, ты обязан перевернуть чашку, это напомнило мне обычаи киргизов, когда в 80-е годы бывал у них в гостях. Если хозяйка не убрала со стола – вставать нельзя. Чтобы не забрать с собой благополучие чума…
А какую одежду шьют женщины – настоящие произведения искусства. Они вкладывают всю любовь в каждое изделие, которое они изготавливают.
Жилой дом
Жаль, что мне не удалось попасть в то время, когда в тундре проводится праздник «День оленевода». День оленевода традиционно отмечают на Ямале с последней декады февраля до конца апреля и его с нетерпением ждут во всех муниципальных образованиях региона. Этот праздник давно вышел за рамки местного, стал популярным не только на Ямале, но и за его пределами. Это поистине народные гуляния, объединяющие представителей двух цивилизаций – городского населения и жителей ямальской тундры. А разгуляться действительно есть где. Недаром Ямал в переводе с ненецкого языка – «край земли».
Большой интерес вызывают соревнования по национальным видам спорта – борьба, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки. Проводятся конкурсы национальной одежды, и лучшей женской оленьей упряжки. А кульминацией праздника, конечно, являются гонки на оленьих упряжках и снегоходах.
В эти дни женихи присматривают себе невест. Проводятся ярмарки с изделиями народных промыслов. Гостей праздника добродушные хозяйки угощают ароматным чаем, строганиной, малосолом, отварной и копченой олениной, ухой.
Также в Ямало-Ненецком автономном округе живет добрый волшебник по имени Ямал Ири («Ири» в переводе с ненецкого – «дедушка»). Без этого старца с седой бородой невозможно представить любой праздник будь то - Новый год, День Оленевода и Рыбака, Вороний день.
Все это мне рассказал Иван Вануйто. После чаепития мы вышли из чума. Солнышко выглянуло из-за облаков, светило ярко, сочные краски так и просились в объектив.
- Лучшего места для вашей станции не найти,- указал мне новый знакомый на поляну неподалеку от своего чума. Я устыдился своей попытки обмануть этого простого человека с открытой душой. О переносе станции они уже давно знали и каждый новый человек у них на виду. Так что историю о съемках кино они восприняли с улыбкой…
Вид поселка с высоты птичьего полета
Ямал – кладовая России. Сама тундра многогранна, удивительна и разнообразна. Суровость климата не сказалась на богатстве и разнообразии растительного и животного мира. На бескрайних просторах тундры выпасается около 600 тысяч северного домашнего оленя — самое большое стадо в мире. В бесчисленных водоемах нагуливается крупнейшее в мире стадо ценных сиговых пород рыб. Природа укрыла здесь 70 процентов мировых запасов сиговых пород. Знаменитая северная белорыбица — нельма, муксун, чир, пелядь, пыжьян, ряпушка.
Здесь можно встретить природу в ее первозданном виде. И наша задача, задача человека сохранить эти места в таком виде для наших потомков.
Задание по командировке я выполнил, место для метеостанции было найдено, инспекция была проведена. А главное, как и всегда, я встретил людей, от которых узнал много нового и интересного.
Посадка вертолета в Антипаюте
Александр Обоимов, июль 2012 год.
Последние новости:
|