29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Резолюция конференции «История изучения и освоения Арктики - от прошлого к будущему» .
31 октября 2012
    Все новости

В 2012 году в Российской Федерации отмечается ряд юбилейных событий, связанных с изучением и освоением Арктики: исполняется 75 лет первой дрейфующей станции «Северный полюс», 100 лет со дня образования гидрометеорологической службы Севера, 100 лет трем русским арктическим экспедициям по северным морям, 80 лет с момента создания Главного управления Северного морского пути.

Согласно Указу Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 09.01.2012 г. № 49 «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» и во исполнение решения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Минобрнауки России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, при участии институтов Российской академии наук и Архангельского центра Русского географического общества 12 - 13 сентября 2012г. провели научную конференцию с международным участием «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему».

Цель конференции - осмыслить исторические процессы, связанные с изучением и освоением Арктики и определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития исследований.

Главной задачей конференции было обсуждение следующих вопросов:

  • выявление, освещение и обсуждение недостаточно изученных вопросов, этапов изучения и освоения Арктики;
  • обсуждение проблемы интерпретации исторических фактов изучения и освоения Арктики различными государствами;
  • необходимость популяризации истории российских исследования Арктики;
  • рассмотрение проблемы сохранения культурного наследия Арктики;
  • выработка рекомендаций для разработки концепции создания фундаментального труда по истории исследований и освоения Арктики, начиная с первых арктических исследований, связанных с организацией Северной научно-промысловой экспедиции и Плавучего морского института.

Работа Конференции была организована в формате пленарных заседаний, 8 тематических секции и 2 круглых столов:

Секции конференции

  1. История географических открытий Арктики
  2. История освоения Арктики
  3. История научных исследований Арктики
  4. Изучение и сохранение культурного наследия Арктики
  5. Коренные народы — хранители истории Арктики
  6. История арктического судоходства
  7. История международного сотрудничества в Арктике — от противостояния к сотрудничеству
  8. Изучение Арктики: арктические кинопутешествия"

Круглые столы

  1. Вайгач — остров арктических богов
  2. История межрегиональных отношений в Арктике

Конференцию открыли сопредседатели оргкомитета Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды А.В. Фролов и ректор Северного (арктического) федерального университета Е.В. Кудряшова.

С приветствиями к участникам Конференции обратились губернатор Архангельской области И.А. Орлов и от имени Губернатора Ненецкого автономного округа - заместитель Губернатора Я.Э. Берлин. С докладом и пожеланиями успешной работы Конференции выступили Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике А.Н. Чилингаров и посол по особым поручениям МИД России А.В. Васильев.

В работе конференции приняли участие более 300 человек - представители России, Великобритании, Финляндии, Норвегии, Германии и США. Ученые различных российских учреждений представили более 150 секционных докладов. На пленарном заседании были заслушаны 11 докладов по основным темам конференции: история исследований, развитие международных отношений, современное состояние и проблемы коренных малочисленных народов Севера, история Северного морского пути и арктического судостроения.

На стендовой сессии представлено более 20 докладов.

История открытия, исследований и освоения Арктики богата яркими, масштабными, порой драматическими событиями, благодаря которым северная полярная область стала достаточно изученной, более доступной областью планеты. Современные средства мониторинга обеспечивают регулярные наблюдения природных процессов, новые технологии позволяют добывать минеральные ресурсы и осуществлять морские транспортные операции в труднодоступных районах морской Арктики. В Арктической зоне живут люди, развиваются производства, реализуются планы по использованию природного и транспортного потенциала Арктики в интересах человечества. Планируя будущее Арктики, важно помнить и осознавать пройденные пути и полученный исторический опыт.

Отмечено, что если будущее освоения и научных исследований в Арктике вполне обоснованно можно считать вполне обеспеченным с точки зрения предстоящих событий, адекватных по своей исторической значимости событиям прошлых лет, то будущее географических открытий не столь перспективно. Однако, если понимать под географическим открытием не только открытие новых островов, земель, океанов и прочих географических объектов, а относить к этой категории открытие и обнаружение новых материальных свидетельств истории прошлого, открытие новых возможностей исследований и установление новых механизмов взаимодействия природных объектов, то будущее таких открытий выглядит не столь пессимистично. Подтверждением этому является недавнее обнаружение следов экспедиции Альбанова на земле Александры.

Представляются очень важным прозвучавшие в представленных докладах выводы о приоритетах русских исследователей в некоторых прошлых географических открытиях, доселе не считавшихся таковыми.

Продолжены работы по историческому осмыслению обширнейшего наследия результатов исследований всех участников Великой Северной экспедиции. Заслуживает поддержки инициатива проведения специальных историко-географических экспедиций, подобных реализованной в рамках проекта «Путь Ориона», в состав которых входят специалисты самых разных областей науки, - наиболее гибкого и перспективного способа поиска и сбора новых данных как в районах расположения известных исторических памятников, так и по маршрутам исторических экспедиций.

Успешным и перспективным признан проект «Арктический плавучий университет», который был реализован в 2012 году на НИС Росгидромета «Профессор Молчанов» со студентами Северного (Арктического) федерального университета на борту. Полученный опыт позволяет надеяться на новые открытия, которые могут совершить молодые ученые, использующие самые современные методики и аппаратуру.

Конференция особо отметила, что культурное наследие является уникальным материальным свидетельством освоения российской Арктики.

Доклады, представленные на секции «История освоения Арктики», охватили практически весь временной диапазон освоения Арктики - от древнейшего этапа (ок. 50.000 лет назад) до начала XXI века.

Значительная часть докладов была посвящена истории Поморья и роли поморов в становлении российской государственности. Наибольший интерес вызвали рассказы о торговом мореплавании поморов в XVI-XVIII вв., о Мангазейском морском пути. Также внимание слушателей привлек доклад о поселениях и промыслах поморов на Шпицбергене в XIX веке. Живую дискуссию вызвал доклад о социальной структуре Поморья и роли в освоении Севера зарождающейся в XVI-XVII вв. буржуазии. Группа докладов была посвящена промысловой деятельности на Новой Земле, Шпицбергене, в Белом море. В этих докладах была высоко оценена роль промысловых экспедиций в освоении Арктики. Третья группа докладов была посвящена роли полярных исследователей в освоении Арктики. В докладах прозвучали как известные, так и вновь открытые факты деятельности Седова, Брусилова, Русанова, Вилькицкого и др.

Наука внесла огромный вклад в исследования северной полярной области, что нашло отражение в докладах секции «История научных исследований Арктики». Рассматривался вклад ведущих российских научных организаций в становление и развитие арктических работ, таких как ААНИИ, ПИНРО, ГОИН, ИО РАН, Русское географическое общество и др. Ряд докладов был посвящен деятельности отдельных полярных исследователей, таких как К.Э. Бэр, Г.Я. Седов, М.А. Рыкачев, Н.М. Книпович и Н.И. Зубов, которые создали новые направления и заложили основы научных школ, обеспечив расцвет советской арктической науки в XX веке.

Был отмечен значительный вклад зарубежных ученых в исследования отдельных районов российской Арктики, таких как Земля Франца-Иосифа. Рассматривалось становление и развитие системы гидрометеорологических наблюдений и ее отдельных компонентов (метеорологические станции, аэрологическое зондирование, радиационные наблюдения и др.), а также история отдельных направлений исследований - климатических, геокриологических и др.

Отмечена исключительно важная роль международного сотрудничества, особенно в современных условиях, которое способствовало бурному прогрессу в понимании природы Арктики и ее изменений.

Ярким примером является история реализации таких масштабных проектов, как Международный полярный год (МПГ): МПГ 1882-83, 1932-33, МГГ (Международный геофизический год) 1956-57 и МПГ 2007-2008, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальный исследований, позволили создать региональные и глобальные системы наблюдений, развить системы прогнозирования опасных явлений, существенно повысить гидрометеорологическую и экологическую безопасность населения и арктических территорий. Необходимо дальнейшее развитие созданного научно-технического потенциала, одной из форм которого может стать Международная полярная инициатива, широко обсуждаемая научным сообществом в последние годы.

Обращалось внимание на актуальность расширения работ, посвященных истории научных исследований Арктики, привлечению к таким работам более широкого круга профессиональных ученых.

Кроме того, назрела необходимость в подготовке фундаментальных изданий по указанной тематике, что особенно важно в условиях активизации деятельности в Арктике различных стран, в том числе неарктических.

При обсуждении докладов секции «Коренные народы - хранители истории Арктики» было отмечено, что сохранение и устойчивое развитие коренных народов Арктики - необходимое условие дальнейшего успешного освоения Арктики как территории, имеющей исключительно важное значение для социально-экономического, культурного, политического развития России. Коренные народы являются хранителями имеющего общечеловеческое глобальное значение исторического опыта освоения природы в арктических регионах, уникальных этнокультурных технологий адаптации человеческой жизнедеятельности к экстремальным природно- климатическим условиям Арктики.

Сегодня большая роль отводится комплексным междисциплинарным исследованиям истории и современного состояния коренных народов Арктики, выработанных веками этнических систем жизнедеятельности, традиционного природопользования, этнокультурных традиций, духовного потенциала, этноментальной картины мира.

Участники конференции констатируют необходимость повышения уровня современного научного комплексного осмысления проблем истории и современного состояния коренных народов Арктики, что требует преодоления междисциплинарной разобщённости исследований, координации деятельности различных исследовательских центров, интеграции естественнонаучных и гуманитарных научных подходов.

Требуют уточнения и научно обоснованной дефиниции понятия «коренные народы Арктики» и «коренные малочисленные народы Арктики» с учетом их связи и отличий, географических границ, этнологических критериев, обусловленных расселением этносов, а также преобладающего хозяйственно-культурного типа (оседлые и полуоседлые морские охотники, кочевые оленеводы тундры и лесотундры, оседлые и полуоседлые рыболовы и охотники зоны тайги и тундры).

Дальнейшие исследования истории Арктики предполагают также исследования этногенеза отдельных коренных арктических народов (коряки, чукчи, эскимосы, ненцы, саамы и др.) и этнических групп как части северных этносов (северные якуты, северные эвенки, северные ханты, северные селькупы, коми-ижемцы и др.), а также русского старожильческого населения Арктики. Здесь необходимы координация усилий специалистов в области этнографии (этнологии), археологии, истории, культурологии и др. областей знания, достижение теоретико- методологического консенсуса в решении сложных этногенетических проблем.

Перспективы устойчивого развития коренных народов Арктики в значительной степени зависят от сохранения их этнической идентичности, этнокультурного своеобразия, родных языков. Сохранение и развитие у новых поколений северян этнической идентичности необходимо рассматривать прежде всего и как необходимое условие формирования гражданской (общероссийской) идентичности.

Была отмечена необходимость придания статуса коренного малочисленного народа Севера всем этническим группам, ведущим традиционный образ жизни.

Решающую роль в формировании этнической идентичности коренных малочисленных арктических народов, её интеграции с идентичностью гражданской, по мнению участников конференции, должна играть система образования. Между тем модернизационные акты Минобрнауки России последних лет в значительной степени усугубили кризисную культурно- языковую ситуацию в арктических регионах: значительно сокращается преподавание родных языков и культур, закрываются малокомплектные школы, усиливаются ассимиляционные процессы.

Это связано с тем, что модернизация образования на федеральном уровне не учитывает этнокультурную специфику арктических регионов, особые образовательные потребности детей, представляющих арктические этносы, потребности сохранения этнической идентичности. В связи с этим участники конференции заявляют о необходимости разработки и реализации специальной государственной программы развития образования коренных народов Арктики, построенной на принципах современного инклюзивного (включённого) образования, имеющей в качестве основного приоритета сохранение языков и культур этих народов, их этнической идентичности.

На секции «История арктического судостроения и судоходства» была представлена тема освоения Северного морского пути и других трасс и маршрутов в Российской Арктике. Были представлены две точки зрения о путях транспортного освоения арктических и приарктических регионов.

С одной стороны - это главенствующая роль железнодорожного транспорта в создании условий для последующего освоения природно-сырьевых ресурсов трансполярных территорий.

С другой точки зрения, базовой структурой в решении транспортных проблем российского Севера и Арктики должен стать Северный морской путь (СМП). На базе СМП в дальнейшем будут развиваться инфраструктуры железной дороги, автомобильного, речного транспорта. Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.

Подобное столкновение точек зрения имело место в конце 30-х годов прошлого века, когда по инициативе Госплана СССР была проведена дискуссия о выборе пути освоения советского Крайнего Севера и Сибири.

В ряде докладов была довольно детально рассмотрена перспектива развития СМП с позиции расширения районов плавания, включая приполюсные, правового обоснования возможностей пользования трассой для различных государств и компаний.

Наряду с обсуждением различных исторических аспектов арктического мореплавания, таких как деятельность пароходных компаний, рождение исследовательского экспедиционного флота, проведения арктических экспедиций на судах маломерного флота, на конференции были представлены разнообразные по тематике доклады, касающиеся арктического судостроения: от поморского коча и других традиционных судов коренных жителей Севера до истории формирования теории ледокольного корабля.

Среди докладов были и весьма специфические, например, о роли корабельных лесов Севера в пионерном освоении Арктики и субарктических территорий.

Особое место занимали сообщения по истории деятельности военного флота в северных водах. Освещались неизвестные аспекты военных действий в Арктике в годы второй мировой войны, события послевоенного периода, в частности, связанные с развитием российского атомного подводного флота в эпоху противостояния великих держав и в период реформирования российского государства. Особо подчеркивалась насущная необходимость сохранения объектов морского наследия, таких как первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол».

Ряд докладов был посвящен деятельности выдающихся людей своего времени. От судостроителя В.Ф. Гастева, создателя первого советского научно-исследовательского судна «Персей», до династии капитанов Николаевых и адмирала де Траверсе, морского министра России в XIX веке.

При обсуждении докладов, посвященных истории международного сотрудничества в Арктике секции «От противостояния к сотрудничеству» было отмечено, что современную ситуацию в Арктике определяют политические и природные факторы.

Завершившийся период стратегического военно-политического противостояния «холодной войны», когда Арктика воспринималась почти исключительно как зона траекторий полетов стратегических ядерных ракет и бомбардировщиков, трасс следования стратегических подводных ракетоносцев сменился оживлением интереса к использованию арктических пространств с мирными целями.

Изменение климата и быстрое таяние арктических льдов серьезно изменило ситуацию в арктическом регионе. Появляются новые вызовы и новые возможности. Становятся более доступными арктические природные и минеральные ресурсы, а также морские водные пути. Понятно, что это привлекает к себе растущее внимание как самих арктических государств, так и неарктических стран.

Россия стала первым арктическим государством, принявшим в 2008 г. долгосрочную стратегию в отношении региона в новых исторических условиях. В ней ясно сформулированы четыре российских национальных приоритета: использование ресурсов Арктики для обеспечения социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира, стабильности и сотрудничества; сбережение хрупких арктических экосистем и защита интересов коренных народов Севера; использование преимуществ Северного морского пути - национальной транспортной артерии России.

Главным является констатация того, что национальные интересы каждого арктического государства могут быть в максимальной степени реализованы только через разноплановое и разноформатное сотрудничество с другими арктическими государствами. Возможности дальнейшего международного сотрудничества в Арктике огромны.

Конференцией отмечено, что культурно-образовательное международное сотрудничество в регионе существенно опережает экономическое. Это явление является закономерным и естественным для современного этапа развития, однако дальнейшее использование ресурса трансграничного сотрудничества в интересах регионов требует усиления экономических связей и новых бизнес-проектов при активном участии государств.

Сотрудничество в области культуры уже продемонстрировало существенные успехи и нуждается в дальнейшем развитии в качестве инструмента поиска и строительства общей идентичности и взаимопонимания.

Дальнейшее развитие международных связей в Арктике является стабилизирующим фактором и отвечает интересам северных регионов, однако их переход на качественно новый уровень требует активного участия и поддержки государства.

Участники конференции обратили внимание на необходимость вовлечение молодежи в реализацию проектов в Арктике. Удачной моделью для реализации этой задачи может служить опыт международной Ассоциации молодых полярных исследователей.

Участниками была выражена признательность организаторам за созданные условия приема и работы Конференции, особая благодарность была высказана хозяевам конференции, руководству и сотрудникам САФУ им. М.В. Ломоносова.

Предложено:

1.       Сопредседателям конференции (Росгидромету и САФУ им.М.В.Ломоносова) в целях выполнения Указа Президента Российской федерации от 09.01.2012 года №49 доложить о результатах Конференции на Морской коллегии Правительства Российской Федерации.

2.       Поддержать инициативу Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации о создании морского историко-культурного центра «Поморская гавань».

3.       Рекомендовать организациям Росгидромета, Российской академии наук принять активное участие в подготовке САФУ им. М.В. Ломоносова в 2013 году Концепции сохранения и использования культурного наследия в Арктике с механизмом реализации через существующие и планируемые государственные программы.

4.       Просить РГО рассмотреть вопрос создания «Атласа культурного и природного наследия Арктики».

5.       Поддержать идею Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева по реализации программы «Память российской Арктики» (создание по единой методике и установка памятных знаков первопроходцам Арктики на островах и архипелагах Российской Арктики»).

6.       Предложить Росгидромету и САФУ им. М.В. Ломоносова обратиться от имени участников Конференции в Минкультуры России и Минприроды России по вопросу создания на острове Вайгач национального парка «Хэбидя Я» («Святая Земля»).

7.       Предложить Росгидромету и САФУ им. М.В. Ломоносова обратиться от имени участников Конференции в мэрию г. Архангельска по вопросу разработки проекта и установки памятника «Исследователям Арктики» в Архангельске на Красной (Соборной) пристани.

8.       Поддержать инициативу Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации о сохранении а/л «Арктика».

9.       Рекомендовать САФУ им. М.В. Ломоносова организовать работу студентов по сбору информации, записей живых воспоминаний известных полярников и ученых Архангельской области, имеющих отношение к истории Арктики.

10.   По итогам конференции издать сборник трудов (с учетом требований к статьям, предъявленных в журналах), а также организовать публикации в различных изданиях России.

11.  Проводить конференции по истории Арктики регулярно - раз в 3-4 года.


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru