29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


В Северном управлении гидрометслужбы помнят и чтят А.К. Бурке.
16 ноября 2012
    Все новости

Режим льдов в Белом море для мореплавания до сих пор является изученным не полностью. Поэтому всегда чувство глубокой благодарности будет к тем людям, кто преданно изучал и оставлял свои знания будущему.

          Исполнилось 70 лет со дня смерти Бурке Артура Карловича         (1891–1942) -  ледового капитана, внесшего существенный вклад    в теорию и практику ледового судовождения.

       Родился Артур Карлович в Латвии в семье батрака, окончил Рижскую мореходную школу. В 1915г. Бурке оказался                   в Архангельске в команде судна, прибывшего из Англии.              В декабре этого же года он был зачислен в состав экипажа          л/п «Г.Седов». С этого момента и начались его арктические плавания.

Базовое образование Артур Карлович получил в Архангельском торгово-мореходном училище, которое окончил в 1919г. с дипломом штурмана дальнего плавания. Огромное значение он придавал изучению опыта судовождения поморов, используя весь полученный багаж знаний в своей практической деятельности. До конца 1930-х годов он работал на ледокольных пароходах сначала штурманом, а затем капитаном. Участвуя в промысле морского зверя в Белом море, доставке грузов в промысловые становища в Карском море, Бурке много времени уделял изучению льдов, условий ледового плавания, перспективам развития промыслового хозяйства на Таймыре, сбору материалов по гидрографии и лоции юго-западной части Карского моря.

А.К.Бурке руководил восстановлением л/п «Садко», который Россия купила в 1915г. в Канаде. В июне 1916г., наскочив на камни в Кандалакшском заливе, «Садко» получил пробоину длиной 18 метров и затонул на глубине 22 метра. Было предпринято несколько неудачных попыток поднять «Садко», прежде чем это удалось. 15 октября 1933 года, после почти 17-летнего пребывания на дне морском, «Садко» был поднят на поверхность.  На понтонах его отбуксировали на мелкое место, заделали пробоину, а затем буксиром доставили в Архангельск, где и восстановили на заводе «Красная кузница». А.К. Бурке в декабре 1933г был назначен его капитаном. В 1934г.  л/п «Садко» вновь вошел в строй.

В первом рейсе планировалось провести научные исследования в Карском море      и организовать полярную станцию на архипелаге Северная Земля. В случае невозможности из-за ледовых условий достижения Северной Земли, предусматривалась организация ее на о.Уединения в центре Карского моря. В итоге был реализован именно этот запасной вариант.

В 1936г. капитан А.К.Бурке совершил два рейса на л/п «Русанов» из Архангельска к северному острову ЗФИ – о. Рудольфа, где была создана база для обслуживания советской воздушной экспедиции на Северный полюс.

Арктическая навигация 1937г. началась сверхранним рейсом «Садко» под командованием А.К.Бурке. 29 июня судно было уже у о.Рудольфа, доставив туда грузы для экспедиции на Северный полюс, а 8 июля вернулось в Архангельск. После похода «Садко» А.К.Бурке назначили капитаном л/п «Русанов», на котором он в конце навигации провел на ЗФИ два парохода с грузами для воздушной экспедиции М.И.Шевелева, организованной для поиска экипажа С.А.Леваневского. Суда были успешно проведены в бухту Тихая, где им пришлось зазимовать. Это был первый случай вынужденной зимовки судов у ЗФИ.

Перу Артура Карловича принадлежат работы о морских льдах, опыте арктического судовождения, которые и сегодня сохраняют большое научное и практическое значение. Наиболее ценным из его трудов явился Атлас карт состояния льдов в восточной части Белого моря на каждый час, относительно полной воды на о.Сосновец. Артуру Карловичу удалось кажущуюся хаотичность состояния льдов в Белом море в смысле из сжатий и разрежений привести в некоторую систему. Большую, если не главную роль в этой систематизации сослужил, составленный в 1928г. Северной Гидрографической экспедицией,  атлас карт приливо-отливных течений Восточной части Белого.  До этого времени точного знания приливо-отливных течений этой части моря  отсутствовали, изучение льдов для навигационных целей происходило «вслепую». В Атласе были учтены данные приливо-отливных течений, расположение береговой черты и рельеф дна, а также опыт и наблюдения за время многолетних плаваний во льдах самого капитана дальнего плавания. Этот Атлас был издан в Северном Гидро-Метеорологическом институте  (сейчас ФГБУ «Северное УГМС) 1 февраля 1932г.

           В Атласе были применены термины, которые выработались у промышленников-зверобоев для обозначения различных состояний ледяного покрова в Белом море: колоб, острога, лед косит, пайда, раздел, рынчара, съем, забой, что позволяет не забывать поморскую топонимику.

Атлас был предложен мореплавателям как предварительное издание с запасными бланками карт для внесения корректировки. Впоследствии это послужило материалом для лоции Белого моря, которая является коллективным трудом мореплавателей.

Этот труд представляет собой научную работу большого значения и навигационное руководство. Эта книга стала настольной книгой каждого капитана и штурмана, идущего в ледовое плавание и каждого гидролога, работающего на наших Северных морях.

С конце 1930-х годов в связи с болезнью А.К.Бурке был вынужден прекратить работу на судах. Его огромный опыт и знания использовались на посту члена Совета при начальнике Главсевморпути. В годы войны А.К.Бурке уже тяжело болел, но был зачислен консультантом по беломорским льдам.

Похоронен А.К.Бурке в Архангельске на Соломбальском кладбище.

 

Ведущий океанолог Гидрометцентра Е.Н.Скрипник


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru