«Профессору Молчанову» - 30 лет
28 декабря 2012
|
Все новости
|
Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» появилось в Архангельске полтора года назад - было передано Росгидрометом из Мурманского УГМС в Северное УГМС. На его борту было восстановлено необходимое для исследований оборудование, а своеобразной проверкой стал научный рейс по маршруту: Архангельск — Певек — о. Врангеля — Певек — Архангельск в июле – августе 2011 года.
Начало навигации 2012 года для «Профессора Молчанова» стало пиком популярности. Судну и экипажу доверили воплотить в жизнь уникальный проект, который подразумевал создание на его борту научной лаборатории с современным оборудованием для обучения студентов в суровых условиях Арктики. Судовая команда без преувеличения самоотверженно выполнила все подготовительные работы на судне в короткий срок.
И наконец, 1 июня 2012 года экспериментальный рейс с названием «Арктический плавучий университет» на НИС «Профессор Молчанов» стартовал. Плавание оказалось непростым. Ледовая обстановка не позволила подойти к Шпицбергену, только после нескольких попыток удалось подойти к Земле Франца-Иосифа. И потому не раз и не два капитан судна Виктор Лощевский выражал благодарность тем морякам, кто не только выполнял свои обязанности, но и помогал своим коллегам. Это - старший механик Анатолий Седунов, второй штурман Евгений Мартынов, моторист Алексей Музыкантов.
Экспедиционное судно успешно отработало сорок дней в Белом и Баренцевом морях, в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Научная группа численностью в 60 человек состояла из студентов и преподавателей САФУ, сотрудников Севгидромета, Арктического и Антарктического НИИ, Государственного океанографического института, национального парка «Русская Арктика». Рейсовое задание, несмотря на штормы, туманы и льды, было выполнено полностью.
В эту навигацию судно находилось в порту Архангельск (дома) практически всего несколько дней – в промежутках между рейсами. Капитан Виктор Лощевский, да и вся команда виделась с семьей лишь по несколько часов. Капитана в каждый новый рейс провожала молодая красавица жена с маленьким сынишкой. Всего в навигацию 2012 года «Профессором Молчановым» выполнено 6 рейсов в Арктику. Дважды «Профессор Молчанов» побывал у берегов Земли Франца-Иосифа и Новой Земли: в решение проблемы очистки полярных островных территорий России внес свою долю и его экипаж. Не менее значима была комплексная экспедиция «Ямал Арктика 2012» - совместный проект правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Росгидромета. За два месяца ее участники впервые за последние 20 лет провели исследования в Карском море, Енисейском заливе и Обской губе. Последний в завершившуюся навигацию рейс судно выполняло по заданию штаба Северного военно-морского флота. Сейчас теплоход встал на зимний отстой к причалу района Бакарица.
30 декабря НИС «Профессор Молчанов» отмечает 30-летие со дня подъема флага, по традиции, установившейся на флоте, это день рождения судна. Теплоход был построен в Финляндии в 1983 году по заказу Советского Союза, назван в честь русского метеоролога Павла Александровича Молчанова. Кроме обязательных для нормальной эксплуатации «построечных» документов на нем, к сожалению, сохранились только часть фотографий того времени: первый экипаж, крестная мать, вручение акта приемки. Свою благодарность моряки судна выражают заведующей музея Мурманского управления гидрометеослужбы Елене Ивановой. С ее помощью открыты несколько страниц биографии судна.
А главное,человека, чьим именем оно названо.
Павел Александрович Молчанов родился 18.02.1893 в селе Волосово Тверской губернии. В 1914 он закончил физико-математический факультет Петербургского университета и был мобилизован в действующую армию. На воинской службе ему было поручено обеспечение полетов гидроавиации над Балтийским морем. В 1919 году Молчанов поступил в Главную физическую обсерваторию. Здесь ему довелось восстанавливать пострадавшую в годы войны аэрологическую обсерваторию в Павловске под Петроградом. Вскоре он стал руководителем этого учреждения. Два десятилетия во главе Павловской аэрологической обсерватории принесли Молчанову мировую славу. При его непосредственном участии разрабатывались новые приборы, велись наблюдения - закладывались основы для многих исследований по физике свободной атмосферы и синоптической метеорологии. Благодаря инициативе и изобретательности Молчанова обсерватория создала новые образцы метеорографов — змейковый (1920), зондовый (1921), самолетный (1922), а также прибор для обработки шаропилотных наблюдений: знаменитый «круг Молчанова».
30 января 1930 года с территории Аэрологической обсерватории был запущен первый в мире радиозонд. Это означало колоссальный прорыв в технике метеорологических наблюдений — открылась возможность получать сведения о состоянии свободной атмосферы до высот в 25-30 километров. С технической точки зрения радиозонд оказался настолько совершенной конструкцией, что до 1958 года применялся практически без существенных изменений, обеспечивая достаточную точность измерений, регулярность, надежность и сравнимость результатов зондирования.
Радиозонд Молчанова стал пионером в международных исследованиях атмосферы, и прежде всего в арктических областях. В 1931 году международное общество «Аэроарктика» организовало полярный перелет на дирижабле «Граф Цеппелин» из Германии через Ленинград, Землю Франца-Иосифа, Северную Землю, Новую Землю обратно в Германию. Научную часть этой экспедиции возглавил Рудольф Лазаревич Самойлович. Для обеспечения запуска радиозондов с борта дирижабля к участию в экспедиции был приглашен Павел Молчанов. В следующем году для очередной полярной экспедиции сотрудниками Павловской обсерватории были подготовлены 12 экземпляров радиозонда, выпуск которых, как и планировалось, прошел штатно. С того времени высотное аэрологическое зондирование стало распространяться по всему земному шару.
Летом 1933 года в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа была установлена первая в мире автоматическая метеорологическая станция конструкции Молчанова. С 1935 года изготовление радиозондов было поставлено на промышленную основу, а в Гидрометеорологической службе была организована система станций аэрологического зондирования атмосферы. В 1935 и 1936 годах сотрудники аэрологической обсерватории подготовили приборы для изучения стратосферы на отечественных стратостатах «СССР-1» и «Осоавиахим-1».В предвоенные годы профессор Молчанов работал в Ленинградском институте гражданского воздушного флота, где продолжал исследования по применению аэрологических данных для составления прогнозов погоды.
По официальным данным Павел Александрович погиб в блокадном Ленинграде при эвакуации через Ладожское озеро в октябре 1941 года. Однако есть сведения, что он был арестован органами НКВД в апреле 1941 года и в октябре того же года застрелен конвоиром при этапировании.
Павел Молчанов — советский метеоролог, ученый-аэролог, профессор.
Ученый-метеоролог прожил недолгую жизнь, уложившуюся в период между двумя войнами, но оставил яркий след в науке и истории Арктики. Имя Павла Молчанова широко известно во всем мире. В настоящее время, несмотря на прогресс в развитии спутниковых методов, радиозонды являются основным средством получения оперативной информации о состоянии тропосферы и нижней стратосферы. Мировая сеть высотного зондирования насчитывает более 900 пунктов. В России выпуски радиозондов осуществляются на 129 аэрологических станциях. В 1966 году советские полярники в его честь назвали приметную гору возле станции «Новолазаревская» в Антарктиде.
Владимир СОКОЛОВ. Капитан дальнего плавания, член союза журналистов России.
Последние новости:
|