29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Влюбленный в Арктику.
24 июня 2013
    Все новости

В мире существуют тысячи профессий, все они разные и непохожие друг на друга. В основе одних лежат физика и математика,  в основе других – химия и биология,  в основе третьих – история и литература. География стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география – удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.

Кто из нас в детстве и юности не мечтал о путешествиях в далекие неведомые края? Эти мечты подкрепляются наблюдениями природы, первыми прочитанными книгами, талантливыми учителями по географии и истории. Однако со временем мало кому все это удается реализовать, часто мечты вытесняются реальной жизнью. Лишь целеустремленным людям с сильным характером, открытой душой и пылким сердцем удается достичь своей цели и осуществить практически невозможное. 


Оценка ледовой обстановки

К числу таких счастливчиков можно с полным основанием отнести капитана легендарного научно-экспедиционнного судна «Михаил Сомов» Юрия Алексеевича Настеко. 22 июня у него день рождения. С первых мгновений общения с этим человеком понимаешь, что перед тобой неординарный, харизматичный и яркий человек.

 Родился он на Днепропетровщине в 1966 году, детство протекало вдали от Арктики. В школе был сорвиголова, учеба давалась легко, но никогда не был «круглым» отличником, хотя некоторые предметы его все же привлекали. Особенно увлекался  географией. Часами мог рассматривать карты и атласы. Ему очень хотелось побывать во многих странах и увидеть мир. Сколько себя помнит, всегда мечтал о морях, причем о северных морях, об Арктике. Поэтому после армии поступил не в ближайшую к дому одесскую мореходку, а в Архангельское училище и в результате стал судоводителем. Начало трудовой деятельности оказалось связано с рыболовным флотом, был штурманом рыболовного траулера. Это было настоящей школой для него, как судоводителя и как человека. Избороздил многие моря, но его по-прежнему тянуло в Арктику.


Во льдах Арктики

Потом работал на разных судах Росгидромета, пока не пришел на НЭС «Михаил Сомов» дублером капитана, затем некоторое время был старпомом и, когда выходили первый раз после ремонта в рейс в 2000 году, уже в качестве капитана.  С тех пор он совершил более пятидесяти рейсов по северному завозу в различные секторы Арктики.

«Сомов» стал его домом и часто, как, иногда, шутит Юрий Алексеевич: «Скорее не вторым, а первым домом!». Командовать таким кораблем нелегко, но очень интересно. Его работа там, где на сотни километров только ледяная пустыня.  Мне самому неоднократно приходилось наблюдать с капитанского мостика, как ювелирно полярный капитан находит наиболее нужный маршрут среди тяжелых арктических льдов. Поверьте – это захватывающее зрелище.

«Михаил Сомов»  – корабль очень надежный, и к тому же с великой историей. Кто его понял, проник в его душу, тот ощутил неповторимую ауру  –  устремленность к достижению цели, преданность трудной романтике высоких широт. Капитан с теплотой говорит о судне, как о живом человеке. Если долго не был на корабле, то обязательно ласково погладит фальшборт, поздоровается с ним, спросит: «Как дела?»

Ежегодно научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» используется для завоза жизненно важных грузов на полярные труднодоступные станции Росгидромета и погранзаставы Федеральной пограничной службы в западном и центральном секторе Арктики, а с недавних пор  регулярно ходит и до берегов Чукотки. Кроме этих задач на борту дизель-электрохода выполняются научные исследования по программе Российской Академии наук и Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, он служит плавучей базой для ученых многих отраслей. Несколько лет назад снимали с льдины специалистов и оборудование  дрейфующей станции «СП-35». Для экипажа корабля это был первый опыт такой операции в нелегких условиях сурового Крайнего Севера. Также выполнялись ответственные государственные задания по изучению льдов и айсбергов в районе Штокманского газового месторождения. В последние годы судно привлекается для участия в федеральной целевой программе по очистке Арктики. 


В каюте капитана

В каюте капитана можно увидеть множество различных интересных экспонатов, каждый из них имеет свою историю. Все они не просто украшения, а память об экспедициях разных лет. Юрий Алексеевич с удовольствием рассказывает о них посетителям, когда у него находится на это свободные минуты. Есть там  зуб и бивень мамонта,  китовый ус, окаменевшие деревья, аммониты, минералы и камни со всей Арктики. Большая часть экспонатов музея на борту НЭС «Михаил Сомов» представлена предметами, найденными самим капитаном.

Командовать таким судном, конечно, почетно, но и ответственность соответствующая. Поэтому на капитанском мостике Юрий Алексеевич проводит до двенадцати часов в сутки, а при сложной ледовой обстановке, я вообще не знаю, когда он отдыхает. Ведь ротация рейса расписана чуть ли не по часам, полярные станции должны быть обеспечены всем необходимым точно и в срок.

– Сейчас, когда на корабле есть интернет и спутниковое телевидение, экипаж и члены экспедиции  не чувствуют себя оторванными от дома. Модернизация, наконец-то, добралась и до нас. Теперь хоть в курсе, что творится в мире, – смеется капитан. – А главное, конечно, что теперь можно спокойно посмотреть карты погоды и в ледовую обстановку. Для нас это очень важно.

Юрий Алексеевич ни разу не пожалел, что променял южные моря на Арктику. Он в нее просто влюблен, и его супруга Жанна, иногда, даже немного ревнует, а дочка Соня очень жалеет, что в ее день рождения папа всегда находится далеко за Полярным кругом, в мире льда и холода, в самом северном океане нашей планеты.

В его каюте всегда на столе увидишь много книг о крае белого безмолвия, есть и очень редкие издания. Совсем недавно капитан поведал мне историю об одном случае, который произошел на шхуне «Святой Великомученик Фока» экспедиции Георгия Седова. Оказывается, недалеко от мыса Флора корабль утерял якорную цепь с якорем, и это место ему стало известно благодаря дореволюционной документальной книге о Седове. В современных изданиях этот эпизод упущен. Теперь его мечта – поднять этот раритет со дна Северного Ледовитого океана. Зная характер капитана и привычку все доводить до конца, я уверен, что он своего добьется.

Когда я первый раз пошел на корабле в Арктику, я поинтересовался у капитана: «Какие места ему нравятся больше всего в Арктике?»

 – Красивых мест очень много, но самые красивые места на Новой Земле и на архипелаге Земля Франца-Иосифа. А вообще, каждый остров в этих краях запомнится тебе навсегда, лишь бы с погодой повезло!

Во время экспедиций на борту корабля часто проводятся учеными различного ранга лекции на интересующие темы, и Юрий Алексеевич всегда выбирает время, чтобы присутствовать на них, задать вопросы лекторам. Иногда эти лекции превращаются в дискуссии, скучно не бывает. Человек он многогранный и сведущий не только в судовождении. Ну и, конечно, он очень сильно увлечен историей освоения Арктики.


Вот он – первый голец!

А какой капитан рыбак – я видел сам лично. Спиннингом владеет не хуже прославленных рыболовов спортсменов. И  мало кому удается поймать рыбы больше него. В эти редкие минуты, когда можно немного расслабиться, в нем просыпается первобытный инстинкт, он становится сосредоточенным и целеустремленным. Каким-то шестым чувством он угадывает, где в данный момент есть рыба. Арктический голец очень сильный противник и взять его очень непросто. Тут надо применить и хитрость и умение. При мне капитан поймал гольца на 7 кг, но по его рассказам я знаю, что ловил он экземпляры и покрупнее.

На мой вопрос: «Какой рейс был самым трудным?» Юрий Алексеевич ответил сразу же: «Когда первый раз самостоятельно повел корабль во льдах океана. Ведь подсказать уже было некому, и все тонкости работы приходилось познавать в процессе. Это сейчас мне все кажется знакомым, каждый член экипажа знает, что делать, а тогда было, действительно, тяжело. А вообще, работа в Арктике заставляет каждого человека всматриваться в звезды, вслушиваться в ветер, в шум в торосах. Нужно быть частью суровой природы, иначе здесь нельзя».

Экипаж очень уважает своего капитана, готов за него «хоть в огонь, хоть в воду». А он верит в свою команду и к каждому имеет свой подход. Может быть как суровым, так и по-отечески ласковым, но всегда справедливым.

– Слабаков и любителей «длинного рубля» на корабле нет, у нас и не платят большие деньги, плохие люди на «Сомове» как-то традиционно не задерживаются, на нем трудятся настоящие полярные романтики – сильные духом, с такими ребятами можно хоть на край света. В высоких широтах условия для работы исключительные по трудности и суровости, но именно здесь в экстремальных ситуациях быстрее всего проявляются все лучшие черты человеческого характера, – утверждает Юрий Алексеевич. – А экспедиционный состав, как правило, оптимисты. Они, конечно, наиболее общительны и раскованы, полны энтузиазма, особенно, кто впервые попадает в Арктику, но за ними нужен глаз да глаз, ведь, как на судне, так и на берегу много своих нюансов.

На капитанском мостике, в штурманской рубке на стене висит карта Арктики, на ней отмечены все бывшие и существующие полярные станции. Практически на всех побывал капитан, но  его по-прежнему тянет в неведомые дали, в край северного сияния и безграничных ледяных просторов.


Капитан всегда на посту

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации за большой вклад в организацию и обеспечение безопасного судоходства в районах Арктики капитан научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» ФГБУ «Северное УГМС» Настеко Юрий Алексеевич награжден нагрудным знаком «Почетный полярник».

Сейчас капитан готовится к новым рейсам, в конце июня «Михаил Сомов» отправится в очередную экспедицию. Традиционно пожелаем ему: «Семь футов под килем!»      

   Александр Обоимов                                                                   

 Все фотографии из архива автора


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru