29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Путешествие в Чешскую губу и на Северный Тиман.
25 июня 2013
    Все новости

       Автор - Александр Обоимов

       Прибыв из очередной командировки с острова Моржовец и придя на работу, я увидел на столе командировочное предписание, в котором значилось, что мне предстоит посетить с инспекцией гидрометеорологическую станцию Мыс Микулкин. Эх, прощай запланированные выходные на Кий-острове. За два дня подготовил отчет о проделанной работе на МГ-2 Моржовец и вот я уже на борту знакомого мне судна «Мангазея». Капитан Белов Валентин Иринеевич с улыбкой встретил меня: «Что, Петрович, не успел ты отвыкнуть от нашего общества, как опять потянуло в далекие просторы?» Я отшутился: «В Архангельске мои коллеги жару обещают, а я ее с трудом переношу».

       С большой радостью встретил на борту корабля знакомых ребят из «Русской Арктики», как оказалось, они идут с экспедицией к мысу Желания на Новую Землю. Вечером наш «лайнер» отдал швартовы, и мы двинулись в путь к новым берегам, где я еще не был.

Сверкающий мыс Микулкин

       Меньше через двое суток, обогнув Канин полуостров,  мы подошли к восточной его оконечности мысу Микулкин, где и расположена одноименная гидрометеорологическая станция.

      Для справки: труднодоступная станция МГ-2 Мыс Микулкин, позывной «Бадан-14» Синоптический индекс: 22282
     Широта - 67° 48' северная.
     Долгота - 46° 40' восточная.

     Рельеф местности средне-холмистый с высотами до 8 м в районе станции. К северо-западу местность плавно повышается и на расстоянии 10 км достигает высоты 110 м. Прибрежная полоса мыса шириной 2-5 км заболочена, изрезана большим количеством мелких озер мореного происхождения и покрыта каменисто-щебнистыми россыпями и валунами. Берега извилистые, сложены из обнаженных скальных пород.

      Гидрометеорологическая станция открыта 15 сентября 1940 года по программе II разряда. 

      Не теряя времени, первым же разведочным катером я высадился на берег. Как обычно, нас встречал  весь персонал станции, а он здесь самый, что ни на есть молодежный, все одного возраста – 24-25 лет: начальник метеостанции Николаев Илья, техники-метеорологи его супруга Ксения, Лапина Наташа и Зайцев Дмитрий, все они прибыли сюда три года назад, после окончания Новосибирского училища.


МГ-2 Мыс Микулкин

Ксения, правда, через несколько месяцев уехала со станции, родила прекрасную дочурку и только недавно вернулась обратно на станцию к мужу. Все живут дружно, никаких разногласий, но вот Дмитрий недавно решил поехать на другую метеостанцию, захотелось поработать подальше в Арктике. Остальные ребята в один голос говорили, что им здесь очень нравится и эти края не променяют ни на какие другие. Смотря на хрупких девчонок, я не переставал поражаться их оптимизму. Ведь станция практически находится на самом краю материковой части Европы, а они не жалуются, рассказывают о своих кулинарных подвигах и обещают за ужином всех удивить, тем более завезли свежие овощи. Как оказалось, они не единственные жители этой труднодоступной станции Северного УГМС. Кроме них на станции жили пес Ухо и кот Пушок, которые сначала с подозрением смотрели на нас, но потом быстро привыкли и то и дело мешались под ногами.


Хозяйки метеостанции Ксения и Наталья (слева направо)

      Никогда не заходящее в этих местах за горизонт солнце в летние месяцы давало возможность работать круглосуточно, чем я и не преминул воспользоваться, тем более что на судне успел хорошенько выспаться. Погода в течение суток менялась кардинально несколько раз, вроде бы только ярко светило солнышко, а за окном уже небо хмурилось и низкие свинцовые облака затмевали весь горизонт. Затишье сменялось колючим штормовым норд-остом. И так неоднократно, радовало только то, что комаров не было.


Техник-метеоролог Николаева Ксения за работой

      Поймав момент очередного солнечного просвета, решил сделать несколько снимков станции и красивых мест. Надо сказать, что берег на мысе Микулкин в солнечную погоду просто весь сверкает, к нему очень подошел бы эпитет – «блистательный» или «сверкающий». И все это от большого количества пород, содержащих слюду.

      Мне повезло, я сразу же обнаружил очень красивый минерал флюорит, который стал очередным экспонатом моей коллекции. За мной увязался пес и кот. Ухо с громким лаем время от времени гонял чаек по берегу, Пушок перескакивал ручьи, и брезгливо тряся мокрыми лапами, упорно шел за мной,  я несколько раз ласково уговаривал его вернуться, но он ни в какую. Остановившись на мысу, я выбрал наиболее удачный ракурс для снимка, присел, и только собирался нажать на затвор фотоаппарата, как почувствовал резкий толчок в плечо. От неожиданности я даже испугаться не успел, а было от чего. Ведь по моим понятиям, рядом со мной не было ни души. Услышав мурлыкание на ухо, понял – это Пушок, все-таки, устал и решил меня использовать в качестве бесплатного перевозчика. Потрепав кота за загривок, разрешил ему немного попутешествовать на моем плече, но через пять минут понял, что матерый котяра, весит не так уж и мало. Попытки согнать его долго не могли увенчаться успехом. Кот цеплялся за мою куртку и издавал истошные вопли. В конце концов, я нежно взял его за шкирку и посадил на теплый прибрежный камень.


Кот Пушок на самом восточном мысе Канинского полуострова

     Пушок решил позировать и позволил  мне сделать несколько снимков с его участием. Обратный путь занял больше времени, потому что пришлось нести его на руках до самой метеостанции, хотя благодарностей от него я так и не дождался.


Доставка груза на метеостанцию

     Из-за постоянно меняющейся погоды выгрузка продуктов и топлива на метеостанцию продолжалось намного больше рассчитываемого времени. Мне это было на руку, потому как выбраться с этого прекрасного места намного оказалось сложнее, чем добраться сюда. И через три дня, закончив инспекцию, я с легким сердцем покинул гостеприимную метеостанцию, на которой работает настоящая молодежная команда романтиков Арктики.

МГ-2 Индига и Северный Тиман

      Несколько часов плавания и вот мы уже пересекли Чешскую губу, миновали остров Северный Тиманец, издали похожий на гигантскую подводную лодку, и ранним утром подошли к конечной точке моей командировки.

      Гидрометеорологическая станция Индига была одной из немногих на побережье Баренцева моря, где я еще не бывал. В 17 км от нее находится одноименный поселок, в котором проживает по данным переписи населения около 800 человек. Есть тут школа-интернат, больница, совхоз «Индигский», воинская часть, своя хлебопекарня и много всего другого. Короче, одним словом цивилизация. А самое главное, здесь есть аэропорт, а значит связь с Большой Землей. На территории поселка и в его окрестностях были обнаружены несколько стоянок древнего человека.


Остров Северный Тиманец издалека и впрямь напоминает подводную лодку

      Для справки: Труднодоступная станция МГ-2 Индига.

     Широта - 67° 41' северная

      Долгота - 48° 41' восточная

     Позывной - Бадан-15

     Метеорологические наблюдения в устье р. Индига организованы 15 октября 1923 года по программе II разряда. Станция Индига расположена в устье р. Индиги. При впадении в Индигскую губу река достигает ширины более 4 км и образует бухту. Окружающая местность представляет собой тундру с разбросанными по ней многочисленными озерами и ручьями и только в 5-7 км к юго-востоку равнинный рельеф сменяется холмистым с абсолютными отметками до 75-100 м.

     Я много слышал о потомственном метеорологе начальнике станции Коваленко Андрее Вячеславовиче и его супруге Ирине Николаевне, но лично никогда не встречались. Вера Павловна Коваленко, мама Андрея, уроженка Нарьян-Мара, после окончания в 1969 году свердловской гидрометеошколы приехала 19-летней девушкой на станцию Ходовариха в Печорском заливе, куда она была направлена, там и познакомилась с будущим мужем — начальником метеостанции Вячеславом  Андреевичем Коваленко.

       Потом Коваленко работали на других станциях Ненецкого автономного округа: на мысе Константиновском,  на Сенгейском Шаре. Они принимали участие в строительстве метеостанции Шапкино, а с 1982 года окончательно обосновались на метеостанции Индига на арктическом побережье Баренцева моря.    Сызмальства Андрею Вячеславовичу была знакома нелегкая работа метеоролога на Крайнем Севере, поэтому он и не раздумывал, кем стать, а решил идти по стопам своих родителей. В 1982 году они переехали на метеостанцию Индига, и после окончания школы молодой паренек уже выстукивал морзянку, сдавая погоду.


Гидрометеорологическая станция Индига

Отслужив в армии, вернулся на станцию, через три года перешел работать в Управление в ремонтно-монтажную группу. В это время он и встретил свою вторую половинку Ирину – познакомились у друзей. Андрей, как увидел ее, сразу же сказал товарищам: «Я на ней женюсь!». Через год его слова воплотились в реальность, но Арктика его не отпускала. Ему предложили возглавить станцию, где прошло его детство. Долго думал, как сказать об этом молодой супруге, боялся, что она не захочет ехать. Но Ирина на удивление спокойно отнеслась к этому: «Я не романтик, но я должна быть там, где мой муж!» С тех пор прошло уже почти двадцать лет и ни разу Ирина не пожалела о сделанном выборе. Сын Слава все детство провел тоже на станции, всегда прилетает на каникулы только сюда. Здесь ему интересно, он ни минуты не сидит на месте без дела, помогает родителям, все хозяйственные работы на нем – Арктика ленивых не любит. Еще он заядлый рыбак: «Но сейчас не сезон, августа нужно ждать», – огорченно сетует Вячеслав.


Загораем на белоснежном пляже

      На берегу Княжьей губы около метеостанции снег и ледовый припай еще не сошел, а ведь уже конец июня, температура воздуха прогрелась до 22 градусов тепла, и сфотографироваться загорающими на белоснежном пляже было заманчиво, что мы и сделали.

     В прошлом году на станции построили новый служебно-жилой дом,  в этом году строители заканчивают отделку. Невооруженным глазом видно, что идет возрождение нашей гидрометеослужбы, хоть, конечно, и не так быстро, как хотелось бы.

     Как и на всех станциях, где мне приходилось побывать, нас кормили различными разносолами. Оленина с грибами приготовленная Ириной была такой превосходной, что я попросил рецепт, чтобы дома попробовать повторить кулинарный шедевр.


Строительство нового служебно-жилого дома на метеостанции

      Я спросил семью Коваленко: «Вам не тяжело здесь вдвоем работать?»  – Ничуть, мы привыкли, тем более, сейчас сын очень помогает по хозяйству. А еще полгода назад у нас появилась мобильная связь и мы не чувствуем себя оторванными от мира, – за всех ответил Андрей Вячеславович.

       Не мог я не поинтересоваться, какие проблемы есть у них на метеостанции.

– Нам бы еще дизель-генератор, а то у нас всего один, обязательно нужен запасной, да и  мебель обновить не мешало бы. А так в принципе снабжение сейчас намного стало лучше. Передайте большое спасибо начальнику ОМТС Людмиле Ярославовне Дрикер, да и вообще всем в Управлении, что не забывают нашу станцию, – в свою очередь сказала Ирина.


Семья Коваленко на метеостанции

– А вы хотите, чтобы ваша династия метеорологов не прерывалась?

 – Сын в следующем году заканчивает 11 классов, будет поступать в  С(А)ФУ, в Институт нефти и газа, а там дальше посмотрим, может быть, еще передумает. Он же у нас парень сообразительный, до третьего класса жил с нами на станции, программу осваивал самостоятельно, учится и сейчас без троек…

       Четыре дня пролетели, как одно мгновение. Без гостинцев меня не отпустили: «Это тушенка из гуся и оленины, Ваша супруга должна обязательно попробовать»,– суетилась Ирина, укладывая все в рюкзак.  – Термос с чаем, пирог, жареный гусь отдельно в дорогу, – продолжала она. Мне было очень неудобно, говорил, что обойдусь и уж с голода точно не умру, всего-то сутки, и я буду дома, но хозяйка и слушать не хотела: «Собираешься на день – возьми с собой на неделю!». На моторной лодке меня доставили в поселок Индига, где я тепло попрощался с радушными хозяевами метеостанции.


Пос. Индига. Местная достопримечательность – подвесной мост

      В Индиге, я был приятно удивлен, увидев, что поселок развивается, идет строительство жилья, муниципальных зданий. А хлеб, который пекут в местной хлебопекарне, вообще имеет непревзойденный вкус. Познакомился с начальником аэропорта Николай Антоновичем Тетеревлевым, который оказался знатоком здешнего края и великолепным рассказчиком.

       Рейс на Нарьян-Мар был только утром, поэтому узнав, что я увлекаюсь историей и географией Крайнего Севера, он решил провести для меня экскурсию по уникальным местам Северного Тимана. Полчаса на моторной лодке и моему взору открылся сказочный пейзаж. Но, как оказалось, это только начало.

 – Дальше пойдем? – с улыбкой спросил Николай Антонович.

 –  А там еще красивее?

 – Чем выше по реке, тем прекраснее, только дальше придется намного медленнее, глубины здесь маленькие.

– Может не стоит рисковать?

– Мы осторожно, вода еще большая, не переживай.

      Но все сомнения были позабыты, когда мы доехали до места. Оно того стоило. Дух захватывало от красоты природы. Фотоаппарат щелкал без устали, я понимал, что второго такого случая может и не представится. Вернулись в поселок уже поздним вечером. Я был под впечатлением от увиденного.


Красоты Северного Тимана

      На память Николай Антонович подарил мне несколько превосходных агатов, как только узнал, что минералы это моя страсть. Что ни говори, а на Севере очень доброжелательные люди или мне просто везет на них. Нет, все-таки, скорее первое.


Перекаты

       Прекрасная погода стояла все это время и радовала нас яркими красками. Здесь земля лишь на короткий летний период оттаивает, чтобы дать жизнь скудному растительному и животному миру...

      Утром АН-2  взял курс на Нарьян-Мар, а я все еще с тоской вспоминал прекрасные мгновения прошедших дней. До свидания, Северный Тиман, я буду скучать по тебе, ты навсегда останешься в моем сердце!

Чешская Губа - Северный Тиман,

июнь 2013 г.


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru