В 10 утра «Профессор Молчанов» подошел к точке пересечения Белого и Баренцева морей. Серый цвет беломорской воды сменился на баренцевоморский бирюзовый. Солнечная штилевая погода дала повод надеяться на успешную высадку на мысе Канин Нос, куда судно планирует подойти к обеду.
У экспедиционной команды утро началось с прохождения психологического теста Тулуз-Пьерона и опросника А. М. Вейна, которые студентам предложил заполнить руководитель физиологического блока Дмитрий Потуткин. Это новое направление исследований «Плавучего университета» было в качестве эксперимента опробовано в первом рейсе 2013 года. Сейчас его выделили в отдельный исследовательский блок, куратором которого стал судовой доктор Ишеков Александр Николаевич. Опросник по психофизиологии даст возможность в динамике проследить за состоянием членов экипажа на протяжении всего экспедиционного рейса. Так же у обследуемой группы была снята кардиоритмограмма, оценивающая реакцию сердечно-сосудистой системы человека на выход в море.
Начальник рейса Наталья Бызова не без гордости говорит о двух новых научных направлениях экспедиции: «Кроме нового маршрута, который будет проходить не только в Баренцевом, но и в Карском море, у нас появились абсолютно новые направления — это психофизиологическое и судомеханическое. В этом году в Северном Арктическом федеральном университете был создан Институт судостроения морской и арктической техники, и два студента Северодвинского филиала САФУ, работают в экспедиции под руководством старшего механика судна, изучая с инженерных позиций возможности „Профессора Молчанова“, его характеристики и режимы работы в различных условиях плавания (на спокойной воде, в штормовую погоду, во льдах). О результатах их труда, мы узнаем на наших отчетных сессиях».
Заинтересованность в работе и желание до мелочей понять процесс практических исследований сегодня отметили у студентов все руководители научных блоков. На судне с утра воцарилась рабочая атмосфера научной деятельности. На первой лекции начальник экспедиции Наталья Бызова подробно рассказала о местонахождении судна, основном и запасном маршрутах на случай неблагоприятной ледовой обстановки, задачах, поставленных перед экспедицией и образовательной программе рейса. После этого прошла вторая лекция на тему «Особенности функционирования морских арктических фитоценозов», которую провела Татьяна Страхова, старший научный сотрудник ФГБУ «Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии».
В 15 часов «Профессор Молчанов» встал в дрейф у мыса Канин нос. «Зодиаки» были спущены на воду и три экспедиционных блока отправились на полевые исследования. Гляциологи взяли пробы со снежников (тундровые ложбины, где не стаял снег) и образцы песчаного грунта в прибрежной полосе с определенным шагом от воды. Географический блок сделал описание берега вокруг мыса, а физики на северном и южном склоне провели два разреза почвы, сделали их описание, отобрали пробы и отработали полевые методики исследования. Биологический блок заложил на северном и южном склоне две трансекты, для учета видового разнообразия тундровой растительности и фитоценоза мыса Канин нос. Так же была проведена подробная фото фиксация растительного покрова для геоботанического описания территории исследования. Комариным раем можно назвать цветущую тундру в это время года. Это многие члены экспедиции не учли, не взяв средств защиты от кровососущих гадов. На помощь пришли более предусмотрительные члены коллектива, предоставив мази и аэрозоли от комаров «друзьям по несчастью». Только на судне удалось избавиться от назойливых пассажиров не желающих покидать шапки и одежды полевых исследователей.
Тем временем на судне шла работа у океанологического, метеорологического и гидробиологического блоков. Настройка оборудования, знакомство студентов со спецификой и методикой исследовательской работы на океанологических разрезах, проведение эксперимента по определению первичного продукта фитопланктона — все это заметно оживило лабораторную площадку на корме судна.
После ужина работа в лабораториях возобновилась, часть экспедиционной команды переместилась в кают-компанию, продолжая обсуждать результаты работы сегодняшнего дня. Атмосфера в экспедиции доброжелательная и творческая!
Порадовал день и появлением стаи белуг, но увидеть ее посчастливилось не всем. А омрачило только одно обстоятельство — моторы лодок показали серьезные неисправности в ходе транспортировки людей на берег. Судовая команда занялась ремонтными работами. Завтра экспедиция подойдет к о. Колгуев, чтобы высадится для полевых исследований в Бугрино. Способ доставки пассажиров на берег и обратно должен быть решен к утру завтрашнего дня. Все уповают на профессионализм судовой команды!
Последние новости:
|