Утром судно «Профессор Молчанов» пришло в Русскую гавань. Морось и серое небо не испортили впечатления от панорамы берегов, около которых дрейфовали айсберги, окрашенныев удивительную цветовую палитру синего цвета. Именно они стали главной достопримечательностью и объектом фотосъемки во время ознакомительных рейсов научных групп по акватории залива.
Но первыми на осмотр берегов гавани отправились рейнджеры экспедиции Павел Бахарев и Павел Феклистов, чтобы проверить их на безопасность — белые медведи не лучшие спутники научных исследований. После чего биологи, почвоведы и гляциологи были высажены на берег для проведения полевых работ.
На первый взгляд острова кажутся каменистым пространством, лишенным растительности. Но это обманчивое впечатление. Елена Чуракова , во время сбора проб рассказывает: «Тут не меньшее буйство растительной жизни! Только все миниатюрное. На самом перегибе склонов встречаются красиво цветущие и самые яркие в тундре растения (мытники, крупки, копеечник, камнеломки, синюха, незабудочник, некоторые виды лютиков). На склонах можно увидеть маки, родиолурозовую. На щебнистых участкахпреобладают накипные лишайники, образующие причудливые ярко оранжевые узоры-разрастания на камнях, а листоватые и кустистые лишайники занимают участки оголенного грунта между камнями. Красота!»
В разгар сбора проб по рации пришло сообщение об опасном соседстве- на острове появился белый медведь. Группа свернула работу,отправившись к «Ямарану», дежурившему у берега на случай экстренной эвакуации.Гляциологи тоже успели взять пробы снега с прибрежных склонов на разном расстоянии от моря, но главная цель сегодняшних работ —айсберги!
Биологи решили не высаживаться на судно и отправились с коллегами к голубым ледяным замкам, дрейфующим в море. С приближением к заветным объектам изучения, появлялось все больше версий, как отколоть кусочек для проб. Сложность не только в том, что к айсбергу не так просто подойти, его подводная часть может распороть лодку, но и в том, что в любую минуту ледяная глыба может перевернуться или расколоться, обрушившись на лодку с исследователями. Сделав несколько неудачных попыток подхода к айсбергу, приняли решение нацелиться на более мелкие экземпляры. Но и эта задача оказалась не простой. Сперва они плавно ускользали, не даваясь в руки, потом с такой же грациозностью уходили под воду не позволяя подцепись себя. Так что, охота за айсбергами превратилась в настоящее родео, только вместо лассо выступала лопата, а под конец и цепкие руки Сергея Попова. Именно он смог добыть прозрачный, отточенный морской водой мини-айсберг причудливой формы, напоминающей лебедя, а с другого ракурса-оленя! С победным трофеем команда поднялась на борт «Профессора Молчанова»!
Тем временем на корме судна гидробиологи проводили эксперимент по определению первичной продукции фитопланктона. Внешне это выглядит следующим образом: в большой прозрачный контейнер с забортной водой помещены шесть скляночек с водой из батометра. Три из них, находятся в черных мешочках, не пропускающих свет. Дело в том, что процесс развития фитопланктона происходит только на свету, и сколько кислорода за три часа эксперимента онвыработает, укажет на его активность. Спрятанные от солнца склянки напротив начнут терять кислород, т.к. фито и зоопланктон в темноте, поддерживая свою жизнедеятельность, начинает его активно потреблять. «Метод светлый и темных склянок» через три часа должен показать, какой в светлых баночках произошел прирост кислорода, и сколько в темных склянках произошло его потребления. Татьяна Страхова поясняет: «Мы помещаем пробы в склянки, т.к. в замкнутом пространстве проще всего определить, какое количество органики вырабатывает фитопланктон. Как любое растение на земле он производит кислород, дающий жизнь обитателям океана. Плюс, является кормовой базой для зоопланктона, рачков и креветок, а по цепочке и более крупныхпредставителей фауны. Так что, определение их активности напрямую указывает на состояниепродуктивности данного района. За короткий промежуток арктического лета водоросли должны пройти все фазы развития и обеспечить все морское сообщество первичным органическим веществом». Основная работа с методом начнется на океанологических разрезах, пока же идет его апробация, а заодно и закрепление практических навыков у студентов-членов группы гидробиологов.
Уже на выходе из Русской гавани с мостика поступило сообщение, что с левого борта судна можно увидеть хозяина Арктики! Матёрый белый медведь стоял на склоне острова, словно охраняя границы своих владений посетить которые, было позволено исследователям лишь по его милости. Впрочем, эта лирика не так далека от правды. Все намеченные исследования были проведены и «Плавучий университет» продолжил свой путь к островам Гольфстрим, где расположен Ледник Легздина.
Ледяной многокилометровый каскад можно было в подробностях рассмотреть с борта «Профессора Молчанова». Небольшая группа ученых отправилась к леднику на «Зодиаке», чтобы насладиться этим грандиозным чудом природы. Студент САФУ, Сергей Попов так описал увиденное: " Я впервые в Арктике! И впечатления от айсбергов, которые я думал должны быть белого цвета, а они голубые с зеленоватым отливом, снежный каскад ледника Лезгина, вершина которого была скрыта нависшим туманом — все это останется в моей памяти надолго. Это незабываемо!"
После ужина все собрались на лекцию Дмитрия Ковалева, ведущего инженера Центра космического мониторинга Арктики САФУ, по теме «Использование космической деятельности в жизни человека». Но события экспедиционного дня на этом не завершились. Впереди бессонная ночь с выгрузкой на Мысе желания группы геоинформационного блока с оборудованием для энергетического комплекса, прием на борт рейнджера Национального парка «Русская Арктика» и начало работ океанологического блока на разрезе. Все это было подробно обсуждено на вечерней планерке руководителей экспедиционных групп.
Последние новости:
|