29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Второй рейс. 12 июля
15 июля 2013
    Все новости

Эти сутки можно охарактеризовать как ШТОРМОВЫЕ. Ночная смена, заступившая на разрез «о.Визе — о. Греэм-Белл» прошлым вечером подбадривая друг друга повторяла: «Нам бы только ночь продержаться!»

Шторм в 4 балла (высота волны до 2,5 метров) и сильный ветер превратили работу на корме в экстремальное мероприятие. Розету, раскачивающуюся в разные стороны, было крайне сложно зафиксировать на нулевой отметке. Волна подбрасывала прибор, усложняя первый этап спуска батометров на глубины. Но именно сегодня студенты океанологического блока (ночная смена — Илларион Миронов, Анастасия Архипова (МГУ), дневная смена — Александра Тихомирова и Артем Моисеев (РГГМУ)) начали самостоятельно отрабатывать точки. Управляли лебедкой, программировали розету, снимали с нее показания, брали пробы с поверхности воды с помощью батометра открытого типа (системы: зеленое ведро или подсолнуховый ведроид).

Утром «Профессор Молчанов» пересек границу Карского и Баренцева морей, увеличив штормовой балл на два пункта. Работа химиков и биологов была на грани срыва, т.к. приходилось держать приборы, друг друга и одновременно делать измерения — это сразу получило название «лабораторной эквилибристики». В довесок ко всему, у большинства состояние вестибулярного аппарата было на грани! Иногда приходилось делать замены, поднимая людей со второй смены, чтобы дать отлежаться коллегам, плохо переносящим шторм. Но остановить работу во время разреза невозможно, т.к. время действия реактивов ограничено, а значит, необработанная вовремя проба воды становится непригодной для анализа. Юлия Головина, руководитель гидрохимического блока с гордостью отметила: «Наши студенты, несмотря на тяжелое состояние и зеленый цвет лица, стойко продолжали отбор проб и их обработку!»

Берега острова Греэм-Белл уже четко просматривались с палубы судна. Это уже территория природного заповедника федерального значения «Русская Арктика». Но прежде чем принимать решение о дальнейшем маршруте, необходимо было закончить работу на разрезе. Утренняя океанологическая смена продлила его на несколько станций, потому что даже на последних точках температура исследуемых вод была выше нуля, а значит, атлантическая водная масса еще присутствовала. Михаил Махотин, руководитель океанологического блока пояснил: «Бессмысленно сейчас останавливать работу, так как нам важно зафиксировать границу теплой водной массы. На последней точке планового разреза, по плюсовым температурам, мы наблюдаем ее продолжение. Будем увеличивать станции до тех пор, пока на всем профиле температура воды не опуститься ниже нуля». Данные исследования можно объяснить на примере небольшого эксперимента: если в таз с водой вылить стакан масляной краски и попытаться измерить границы её распространения, то легко можно понять работу океанологов. Для них фиксация распространения атлантической водной массы в Карском море дает возможность проанализировать современное состояние климатической системы всего Арктического региона, т.к. это главный источник тепла в Северном Ледовитом океане.

В 16 часов работа на разрезе закончилась! А шторм НЕТ! Иван Любимков, студент САФУ, еще на причале в Архангельском порту съемочной группе медиа-центра «Арктический мост» признался, что больше всего хочет попасть в настоящий шторм. Сегодня группа решила поинтересоваться впечатлениями от стихии: «Больше бы не надо... Уже вчера, при 4 баллах, было достаточно впечатлений... Сегодня уже перебор! Скорее бы все закончилось» — улыбаясь, ответил Иван Иванович.

Тем временем на мостике решался вопрос о дальнейшем ходе экспедиции. Начальник рейса и капитан судна наметили следующий маршрут по архипелагу Земля Франца-Иосифа: Греэм-Белл (мыс Аэросъемки) — остров Хейса (метеостанция Кренкеля) — остров Чамп — остров Гукера (бухта Тихая, скала Рубини) — остров Нортбрук (мыс Флора) — остров Галля (мыс Тегетхоф) -остров Литке и возвращение на мыс Желания Новой Земли. Чтобы спрятаться от штормовой стихии, было принято решение идти через пролив Моргана. Постепенно волнение стихло до 2 баллов (после шторма практически не ощутимых). Все члены экспедиции наконец-то получили возможность отдохнуть и полюбоваться восхитительным видом, который открывался с обоих бортов судна, идущего через пролив. Ледники, бирюзового цвета айсберги, причудливые очертания островов, напоминающих потухшие вулканы, густые шапки облаков, скрывающие вершины — все это напоминало «картинки с плакатов»! При попытке сделать фотоснимок каждый столкнулся с проблемой выбора фона, т.к. куда бы ни направлялся объектив, везде был пейзаж достойный особого внимания!

Но окончание шторма не стало окончанием проблем с научным оборудованием. Сегодня у метеорологического блока из строя вышел озонометр. Причина была обнаружена практически сразу, а вот устранение её потребовало времени и умения сотрудников Северного УГМС Михаила Шунина и Александра Соломатова. К вечеру прибор уже был готов к работе, и вечерний срок получения данных дал полный объем информации о состоянии озонового слоя в атмосфере.

После ужина состоялась лекция Ивана Мизина, ведущего научного сотрудника национального парка «Русская Арктика». Он подробно рассказал о Земле Франца-Иосифа, истории ее освоения и природном богатстве арктического архипелага.

Вечером приятный сюрприз ожидал членов экспедиции. По правому борту судна, на припае, в бинокль можно было разглядеть медведицу с медвежатами. Это стало символическим началом праздничного события — экватора экспедиции. Его отметили вручением сертификатов о пересечении самой северной точки маршрута с координатами 81015’00’’с.ш. 64040’00’’в.д. Капитан судна Виктор Лощевский поздравил всех с «широтным» рекордом «Плавучего университета», с каждым разом поднимающегося все ближе к Северному Полюсу. А начальник экспедиции, Наталья Бызова, отметила слаженную работу научных групп в первой части рейса и пожелала продолжать в том же духе!


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru