Ночью судно подошло к берегам острова Хейса, где находится метеостанция им. Кренкеля. Сильный прибой и массивные льдины, дрейфующие у берегов острова, не позволили сделать массовую высадку. На остров отправилась лишь одна группа, в сопровождении Ивана Мизина, научного сотрудника «Русской Арктики». Он подробно рассказал о заброшенных объектах самой легендарной советской метеобазы.
Справка: Остров Хейса (Земля Франца-Иосифа) открыт в 1901 году экспедицией Болдуина-Циглера и назван по имени известного американского исследователя Гренландии и Канадского Севера Исаака Хейса (1832-1881). Остров расположен в центральной части архипелага Земля Франца-Иосифа в Северном ледовитом океане и имеет незначительные размеры, примерно 10×15 км. 22 октября 1957 года здесь был осуществлен первый запуск метеорологических ракет. В декабре этого же года начата регистрация всех компонентов электромагнитного поля Земли. Аэрологические и озонометрические наблюдения начались в январе 1958 года. На о. Хейса находилась единственная в России геофизическая обсерватория в области геомагнитной полярной шапки. В 1972 г. ГМО"Дружная" была переименована в обсерваторию им. Э. Т. Кренкеля, проработала до 2001 года и законсервирована в связи с произошедшим 26 сентября пожаром в служебно-жилом доме. В июне 2004 г. определено место для строительства нового служебно-жилого комплекса станции им. Кренкеля.
Сегодня остров Хейса входит в состав национального парка «Русская Арктика» и есть надежда, что «могильник ржавеющей техники» в скором времени будет утилизирован и вместо него появится музей освоения арктических территорий. И обсерватория «Дружная» займет в нем свою почетную историческую нишу. Ведь в советские времена у большинства людей слово «ракета» ассоциировалось, прежде всего, с атомной боеголовкой, разрушением, смертью. У хейсавских метеоракет было «мирное» предназначение — они запускались для исследования верхних слоев атмосферы. Без этого было невозможно составлять надежные ледовые прогнозы для трассы Северного морского пути, чтобы четко планировать арктическую навигацию и эффективно использовать флот, а не бросать суда в неизвестность.
Сегодня на службу пришли другие технологии, и ГМО «Дружба» может быть восстановлена лишь как туристический объект. Впрочем, для многих заброшенные объекты являются вполне экзотичной картинкой. Нефтяные вышки, пустые шахты для запуска метеоракет, склады, аэродром, заброшенные служебные и жилые помещения — все это уже стало историей эпохи Советского Союза.
В настоящее время на острове работает метеостанция, сотрудники которой проводят метеорологические и аэрологические исследования. Архив наблюдений был передан членам экспедиции для отправки в головной офис Севгидромета.
А гляциологический и биологический блок провели на о. Хейса полевые работы. Биологи обследовали антропогенно —трансформированные участки, где растительность была уничтожена, благодаря деятельности человека. Елена Чуракова, завкафедрой ботаники и общей экологии Института естественных наук и биомедицины САФУ пояснила: «Изучение таких участков тоже представляет большой интерес, так как можно видеть, как происходит восстановление территорий. На острове Хейса есть места, где полностью уничтожена растительность и видно какие виды появляются первыми и начинают восстановление растительного покрова. Мы выявили, что самыми активными являются камнеломка проникающая и ясколка Регеля-типичные арктические виды»
Во время стоянки судну «Профессор Молчанов» приходилось лавировать между дрейфующими айсбергами. Усиление ветра заставило поторопить полевую группу и сняться с дрейфа.
Следующей точкой остановки стал остров Чамп. Начальник экспедиции Наталья Бызова первоначально планировала высадку всех, но вновь погодные условия, порывистый ветер и дождь, не позволили членам «Плавучего университета» вблизи увидеть удивительные сферолиты, прославившие остров. Это большие и маленькие камни идеально сферической формы, насчет происхождения которых до сих пор существуют самые разные версии.
Одну из них озвучил Иван Мизин, научный сотрудник нацпарка «Русская Арктика»: «В основе большинства этих сферолитов лежит органическое ядро, принадлежащее ранее какому-нибудь ископаемому округлой формы, например моллюску. Считается, что большинство отложений на ЗФИ принадлежит к верхнему Юрскому периоду, когда этот участок земной коры находился на дне океана и дрейфовал где-то совсем в иных широтах. Спрессованные раковины моллюсков состоят из кристаллов кварцита и марказита — минерала, являющегося соединением в результате химических реакций железа и серы. Вот этот марказит и мог быть главным соединяющим материю элементом, притягивая железосодержащую породу подобно магниту к круглому ядру. Изначальный размер ядра, особенности его строения, условий залегания и окружающих пород определили дальнейший рост шаров. Как видно только единицы выросли до размера гигантов, большинство шариков легко помещаются на ладони руки». Но как бы наука не объясняла происхождение сферолитов, находясь рядом с ними, не можешь поверить, что это исключительно творение природы.
На ощупь камни теплые, и кажется, что с их легкостью можно сдвинуть с места. Некоторые из них словно шляпки белого гриба, спрятавшегося в лишайнике. Другие похожи на окаменелые яйца для сохранности закопанные в песчаный грунт. Впрочем, ассоциаций множество, вплоть до самых мистических. Группа гляциологов, закончив работу на леднике острова, успела увидеть самый большой сферолит этого побережья, а биологическому блоку времени подняться к достопримечательности не хватило. Судно «Профессор Молчанов» не раз было атаковано дрейфующими айсбергами небольших размеров и усиление ветра не оставило никаких надежд другим группам высадиться на берег мистического острова.
Последние новости:
|