Встреча с интересным человеком – это открытие целого мира.
5 августа 2013
|
Все новости
|
Александр Обоимов.
Как только я узнал, что в Архангельск пришла знаменитая яхта «Апостол Андрей», то сразу же, хоть и без особой надежды, написал письмо капитану Николаю Литау о возможной встрече, зная, что у него все расписано, практически, по минутам. На удивление, уже через несколько минут меня пригласили на яхту, которая пришвартована на «Красной пристани» около Северного морского музея. Встреча с интересным человеком – это открытие целого мира. От общения с такими людьми всегда чувствую себя разбогатевшим и счастливым.
Немного справки: Николай Литау родился в 1955 году в северном Казахстане. После срочной службы в Советской Армии переехал в Москву. Работал в строительном управлении Главмосстроя. Закончил Московский Государственный открытый университет. Увлекался туризмом: водным, горным, конным. Парусным спортом начал заниматься в московском яхт-клубе "Буревестник" в возрасте 32 лет. Участвовал в парусных регатах и дальних спортивных плаваниях. Николай Литау - автор идей кругосветных плаваний под парусом по всем четырём океанам планеты. В 1993-1996 гг. руководил строительством яхты, заложенной специально для этих проектов в г. Твери. В 1996-1999 гг. экипаж яхты "Апостол Андрей" во главе c капитаном Литау впервые в истории мореплавания осуществил под парусом сквозной переход по Северному морскому пути и совершил первое кругосветное путешествие в меридиональном направлении.
Российский яхтсмен, заслуженный мастер спорта, Кавалер Ордена Мужества, Действительный член Русского географического общества награжден двумя престижными наградами мирового яхтинга: медалью "За искусство мореплавания" (Medal for Seamanship, Великобритания) и медалью "Голубая вода" (The Blue Water Medal, США).
– Прошу на наше судно, – гостеприимно пригласил меня прославленный капитан. Мы спустились в кают-кампанию, где Николай Андреевич любезно угостил меня ароматным чаем. – Настоящий цейлонский, не местный, – предвосхитил он мой вопрос о происхождении удивительного напитка. Стесненным я себя в обществе знаменитого путешественника не чувствовал и разговор быстро перешел в русло дружественной беседы. Предварительно я вручил Николаю Андреевичу памятный вымпел ФГБУ «Северного УГМС», и мне понравилось, что он его сразу же повесил на видное место.
– Спасибо за подарок, в Арктике будет приятно напоминать о хорошей погоде в Архангельске.
– Николай Андреевич, какие планы сейчас стоят перед экипажем яхты?
– Наша задача сейчас дойти до Диксона, взять на борт съемочную группу и дальше пойти на архипелаг Северная земля, посетить также острова Геркулес и Попова-Чухнина, вообщем все, что связано с экспедицией Владимира Александровича Русанова.
– Экипаж подобран?
– В этом году, возникли определенные трудности по подбору команды. У кого-то жена рожает, кто-то заболел в самый неподходящий момент. Вот у нас сейчас, на данный момент нет кока, исполнять его обязанности будет врач экипажа. А Вы не хотите присоединиться к нам? Сейчас, конечно, не успеете, потому, как завтра уже отплытие. А вот 20 августа в Диксон прилетайте. Будем рады видеть на борту нашей яхты. Вот здесь все телефоны для связи с нами, – протянул визитку Николай Андреевич.
– Спасибо огромное за предложение, я бы с огромным удовольствием, но работа меня не отпустит. А каких морях было сложнее всего?
–Труднее всего нам пришлось среди льдов Арктики и айсбергов Антарктиды. Вечный холод, постоянная сырость — только и мечтаешь о том, как бы поскорее забраться в спальный мешок. Температура воды — ноль, минус два.
– А Вы всегда мечтали о море?
–Вы удивитесь, но в детстве я и не думал становиться мореплавателем. Это позже у меня проснулась страсть к морским путешествиям. А пробудили её во мне замечательные книги писателей-маринистов. От корки до корки, на одном дыхании я зачитывался историями Тура Хейердала о плавании на разные острова. Вот тогда и захотелось мне тоже плыть навстречу приключениям, но осуществить мечту и стать яхтенным капитаном удалось достаточно поздно, в 36 лет, после пяти навигаций, после занятий в яхт-клубе, сдачи теоретических и практических экзаменов. А потом, набравшись опыта, я загорелся идеей кругосветного путешествия. Оставалось одно — построить яхту. Сделали её наши тверские умельцы на вагонзводе. Судно вышло на славу. Осталось только дать ей название.
–Мы долго не могли выбрать имя, — вспоминает капитан Литау. — Хотелось, чтобы в названии сочеталось сразу всё: и идея кругосветного плавания, и Северный морской путь, по которому нам предстояло пройти, и 300-летие со дня основания Российского флота, так как старт должен был состояться как раз в этот день. В одной из газет мы даже объявили конкурс на лучшее имя для нашей яхты. Но оно никак не придумывалось. И вот уже чуть ли не перед самым стартом нам посоветовали обратиться за благословением к Патриарху, который посоветовал назвать яхту «Апостол Андрей» в честь покровителя моряков.
– Насколько я знаю, что 9 августа это особенная дата в истории русского яхтенного мореплавания, именно в этот день появились на свет две легенды – Вы и яхта "Апостол Андрей.
– Спасибо, конечно, за столь изысканный комплимент. Да, действительно, этот день для меня всегда двойной праздник. Стараемся его отмечать экипажем на берегу. Вы, кстати, не подскажете, кто на острове Белом начальником метеостанции трудится? Мы в аккурат в это время будем в тех широтах.
– Конечно, подскажу, – улыбнулся я. – Мой очень хороший знакомый Николай Иванович Никонов. Тоже очень интересный человек, у которого за плечами кроме долгих лет в Арктике также две зимовки в Антарктиде.
– Значит найдем общий язык, – в свою очередь улыбнулся капитан.
На полках в кают-кампании я увидел очень много книг о знаменитых путешественниках.
- Я смотрю у Вас тут есть очень интересные экземпляры.
- Вот посмотрите, книга о знаменитых мореплавателях, она вышла в свет, когда я еще не родился. Написана очень толково и занимательно, но некоторые факты искажены. Такое время было, что имена предавались забвению.
Разговор плавно перешел о спасательной экспедиции А.В. Колчака 1903 года. И я понял, что Новосибирские острова очень интересуют знаменитого капитана. Места там действительно красивые и очень сложные для мореплавания. Но ведь Литау легких путей не ищет.
- Завтра уже отправляемся в путь, на востоке обстановка еще сложная, море еще во льдах. Надеюсь пока будем в пути изменится в лучшую сторону.
Николай Андреевич посматривал на часы и я понял, что не стоит злоупотреблять гостеприимством. И так два часа в разговорах и дискуссиях провели.
- Доброй поветери Вам!
- Первый раз так нам желают.
- Это старинное поморское слово, которое дает надежду на благополучное плавание. Поветерь — по ветру, попутный ветер.
- Спасибо, запомню.
Мы тепло попрощались, пожали руки и я с некоторым сожалением покинул легендарную яхту.
Фирменный знак которой носит имя «Восьмёрка Литау», в память о кругосветных путешествиях.
2 августа 2013 года
Последние новости:
|