29 мая 2014

На главную страницу
Отправить сообщение

29.05.2014>
О предприятии
Кадры
Прогноз погода
Карта погоды
Метеографики
Новости
Конкурсы и торги
Статьи
Обзоры
ЕСИМО
Критерии ОЯ
Заповедные места
Фотографии
Наши услуги
Сотрудничетво
Контакты
Для клиентов



Рейтинг@Mail.ru


Погода в Архангельске
Информеры...


Арктическая Россия


Отпуск на море. Часть 1.
5 августа 2013
    Все новости

АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК дублера капитана

«Профессор Молчанов» Владимира Соколова о втором рейсе "Арктического плавучего университета". Июль 2013-го года.

 

Разговор о моем участии в рейсе на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» Северного управления гидрометеослужбы с его капитаном Виктором Лощевским состоялся еще зимой. Полушутя полусерьезно спросил: «Не захочет ли кто-то из моряков передохнуть летом, в разгар навигации?». И приготовился к долгому объяснению. Мол, хотелось законный отпуск провести интересно, подальше от стандартных мест отдыха: изрядно надоели восторженные рассказы о Хургадах, Лас-Пальмасах, прочих Майорках, где «все включено и полным-полно русских». Сегодня о возрождении нашей, российской, Арктики говорят много, но побывать в высоких широтах удается единицам. И пока для иностранных путешественников Русский Север остается закрытым, надо успевать: туристическая индустрия очень быстро превратит экзотику во «все включено». В ответ получил вполне конкретное предложение – готовиться к рейсу в Арктику, рассчитывая на месяц плавания. Должность на судне – дублер капитана. Рейс как на действующие, так и на бывшие полярные станции Баренцева и Карского морей. Крайняя точка – остров Визе. Плавание будет проходить в сложных погодных, навигационных, ледовых условиях. Капитану неделями находиться на ходовом мостике физически невозможно. Поэтому и введена на период таких рейсов в штатное расписание  «научника» должность еще одного судоводителя. «Мы с тобой знакомы уже лет десять. Что знаешь и умеешь, мне известно. Поэтому буду спокоен, когда время от времени меня придется заменить. Да и в некоторых случаях просто захочется посоветоваться. Собирайся!», - остановил мой монолог Виктор Александрович. 

Надо сказать, что для Северного УГМС я человек не совсем посторонний. Десять лет назад занимал на знаменитом судне-снабженце «Михаил Сомов» должность старшего помощника капитана. Побывал на нем в Карском море и море Лаптевых, участвовал в выгрузках на островные метеостанции. Позже на научном судне «Иван Петров» ходил с экспедицией в район поселка нефтяников Варандей, когда ни о погрузке танкеров с морского терминала, ни о буровой платформе «Приразломная» еще не говорили вообще. Три года назад снова на НЭС «Михаил Сомов» участвовал в первом трансарктическом рейсе. Мы прошли от Архангельска до острова Врангеля, обеспечив снабжением, продуктами, топливом все полярные станции на трассе Северного морского пути. То есть, представление о том, где и чем будет заниматься научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов», имею.

В конце июня, выполнив первую часть программы «плавучий университет», НИС «Профессор Молчанов» прибыл в Архангельск. Теплоход встал к причалу для подготовки к новому рейсу. Разумеется, я поспешил на судно.  Знал, что настоящая работа, как дублера капитана, начнется в море – в ледовом плавании, в узкостях или в плохую видимость, когда потребуется усиленная вахта на ходовом мостике. А сейчас, в порту, учитывая, что весь комсостав на короткой стоянке занят служебными делами, принял стояночную вахту. Главная задача - помощь руководству экспедиции в размещении людей по каютам, а оборудования – по лабораториям и кладовым. Отправляющихся в рейс оказалось более 50 человек, они прибывали почти ежечасно группами по 2 – 3 человека. В Арктику собрались научные сотрудники институтов: питерского - Арктики и Антарктики (ААНИИ), московских - Океанографии (ГОИ) и Рыбного хозяйства (ВНИРО),  специалисты Российской академии наук Северного управления гидрометслужбы и национального парка «Русская Арктика».  У всех, кто поднимался на палубу «Профессора Молчанова», возникал один и тот же первый вопрос: «Когда отход?»...

Ровно в полдень 2 июля на судно прибыл лоцман Афанасьев. И в ту же минуту внизу из-под палубы зашумел главный двигатель. Выполняя усиленную трансляцией команду «По местам швартовки стоять!», моряки вышли на бак и корму. Вся экспедиция поднялась выше – на шлюпочную и пеленгаторную палубу - прощаться с городом. Отданы швартовные концы. «Малый вперед!». Отошли от причала, и с каждой минутой все больше расстояние до берега, все выше скорость. Уходили назад, скрываясь за поворотом, Мосеев остров, набережная Соломбалы, поселки Маймаксы. Миновали самую дальнюю городскую окраину - грузовой район Экономия. На смене вахт второго и старшего штурманов прошли приемный буй. Катер «Бриз», приняв лоцмана на траверзе Мудьюгского маяка, отошел от борта.

Двинский залив встретил южным умеренным ветром и небольшой волной. Те, кто оказался на морском судне впервые, говорили, что началась настоящая качка. Итак, научное судно «Профессор Молчанов» начало рейс. Судя по генеральной карте, наш маршрут пролегал от устья Северной Двины через Белое и восточную часть Баренцева моря. Первая остановка запланирована у острова Колгуев, следующая – на входе в пролив Югорский шар, третья – у острова Вайгач на выходе из Карских ворот. Там расположены самые «ближние» метеостанции Северного управления ГМС: рейсовым заданием предусмотрено, что первые высадки на берег будут проходить там, где есть люди.  Дальше на карте предварительная прокладка отсутствует. И это значит, что капитан позже будет решать в зависимости от обстановки (ледовой, погодной, какой-то другой), куда идти дальше. Время терпит: возле Югорского полуострова мы будем дня через четыре. А пока «кратчайшего, безопасного и наивыгодного пути» отсюда, из Двинского залива, просто не видно.

Руководитель «плавучего университета» в рейсе № 2, заведующая кафедрой геологии и геоэкологии САФУ, Наталья Бызова прокомментировала план рейса:

- Предполагали, что из Баренцева моря наш путь ляжет на восток. Необходимо провести исследования на трех широтных разрезах по Карскому морю. Они проложены от южного острова архипелага Новая земля до острова Диксон, следующий от пролива Маточкин шар до полуострова Таймыр и последний от мыса Желания до острова Русский. Далее планировали побывать у мыса Челюскин, оттуда подняться к острову Голомянный архипелага Северная Земля, затем пойти на запад к острову Визе. Обширную и, пожалуй, самую интересную программу, посвященную Земле Франца Иосифа, мы хотели оставить на конец рейса. В практические занятия включены съемка береговой линии, отбор образцов грунта, растительности. Поэтому высадки на берег как специалистов, так и студентов должны быть часто.

Вечером миновали траверз мыса Зимнегорский, зеленый густой лес – как привет лета. Дальше к северу начиналось Горло Белого моря; по берегам - только скупая на растительность тундра и обветренные скалы. Наш теплоход, не сильно подгоняя свои 2 тысячи «лошадей»: из двух дизелей работает только один – шел со скоростью 10 узлов. И все же сумел обогнать идущий параллельно гидрограф «Сергей Кравков». Арктическая навигация только-только начиналась; его экипажу, который будет заниматься обслуживанием трассы Северного морского пути, не видеть зеленых листочков до октября.

 

Продолжение следует...


Последние новости:



Copyright © 2003—2014 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru