«Смак» Хатанги и сердце Сибири – плато Путорана.
4 сентября 2013
|
Все новости
|
Автор - Александр Обоимов.
Хатанга – «большая вода».
После приятных путешествий по Белому морю – судьбе, в лице моего руководства, угодно было, чтобы я побывал на далеком и самом большом полуострове России – Таймыре. И хотя на самой северной точке Евразии – мысе Челюскине, где находится наша объединенная гидрометеорологическая станция, я бывал неоднократно, но на восточную сторону обширного Таймыра, в Хатангу – конечную точку моего визита на эти бескрайние арктические просторы, я попал впервые.
Хатанга — по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». Своим рождением Хатанга обязана Мангазейскому морскому ходу, открытому поморами в 16 веке и связавшему Енисей с Обью. В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю. Хатанга была основана в 1626 году. Основной причиной выбора именно этого места стал недоступный для наводнения высокий речной яр, с которого хороший обзор реки. Такие высокие обрывистые полуострова, или мысы, на реках и морях землепроходцы называли «носами» или «носками». Высокое речное урочище, на котором стоит поселок Хатанга, долгане и ныне называют «Наско». После Дудинки и Диксона Хатанга - третий по значению речной и морской порт на Таймыре.
Для региона характерны устойчивые низкие температуры, а также значительная продолжительность зимы - от 235 дней на юге и до 285 на севере. Средняя температура января -28 градусов в районе Дудинки и -34° - в окрестностях Хатанги. В зимнее время частыми гостями Таймыра бывают ветры огромной силы, от 30 до 40 метров в секунду. Осадков выпадает мало, не более 400 миллиметров в год. Основное количество их приходится на летне-осенний период. Высокоширотным положением округа обусловлены и такие закономерности радиационного режима, как явления полярного дня и полярной ночи. На Северной Земле полярный день, к примеру, длится 138 суток, а полярная ночь - 122. На менее высокой широте (в районе Дудинки) день уменьшается до 83 суток, ночь - до 65…
После длительного перелета с пересадками Архангельск – Москва – Красноярск – Игарка – Хатанга плюс разница во времени 4 часа, моим единственным желанием было быстрее добраться до гостиницы, кстати, в Хатанге их три. В первый день остановился в отеле «Заполярный», комфорта никакого, но меня привыкшего к различным трудностям, такие нюансы в данный момент интересовали меньше всего, хотя цена неприятно удивила.
Три тысячи за номер без удобств, по-моему, дороговато, плюс ржавая вода из-под крана. После теплой Москвы температура в гостиничном номере не выше + 12, хорошо хоть без снега. Долго искал чайник на этаже, нашел, но радость была преждевременной, он не работал. Пришлось идти в магазин за кипятильником, заодно решил и цены в местных супермаркетах посмотреть. Главная улица – Советская, асфальта нет, и все дороги посыпаны угольной крошкой и шлаком. Каждая машина поднимает за собой клубы пыли, но иногда по дороге ездит машина и поливает эту крошку. Ресторан «Хатанга», единственное место общественного питания. Стоимость комплексного обеда около 400 рублей, как раз мои суточные.
Цены в магазинах оказались близки к космическим: 2-х литровая бутылка «Спрайта» 490 рублей, селедка – 450, картофель – 210, яблоки – 300, арбуз – 210, колбаса варенная от 600, хлеб – 50, яйца – 150, молоко – 160, ну и все остальное в этом духе. Просроченные продукты также продаются, на них честно висит табличка, что срок реализации закончился, зато цена в полтора раза ниже. Никто не возмущается.
Моим заданием на командировку было обеспечение мероприятий консервации аэрологической станции и организации гидрологического поста в данном месте. Времени на все это было в обрез, но побывать здесь и не посетить местный музей природы и этнографии – это было бы непростительно с моей стороны.
Музей был создан в 1993 году и располагается на первом этаже административного здания заповедника «Таймырский». Его экспозиции рассказывают, как о природе заповедника и Восточного Таймыра в целом, так и о традиционном образе жизни коренного населения Таймыра - долган и нганасан. Евдокия Афанасьевна Аксенова одна из основателей музея встретила меня очень радушно, и провела для меня очень познавательную экскурсию. Здесь представлены коллекции чучел птиц, замечательная фотовыставка флоры и фауны, работавших в заповеднике орнитологов и фотохудожников из Франции, великолепная палеонтологическая и геологическая коллекции. Собраны также многочисленные предметы быта, культуры долган и нганасан. Имеются научная библиотека, видеотека. Проводятся лекции, пресс-конференции, праздники, встречи с интересными людьми.
Куда больший интерес у меня вызывал Музей мамонта, созданный в леднике (здесь называют "лЁдник" - с ударением на первом слоге, поскольку это не ледник в привычном для нас смысле слова, а вырубленная в вечной мерзлоте пещера). В ней сохраняется минусовая температура даже летом, а зимой для поддержания температуры достаточно просто открыть дверь на улицу.
Подобные ледники очень распространены на Таймыре, в этих "естественных морозильниках" хранят оленину и рыбу. Музей открыт французским предпринимателем Бернаром Бюигом совместно с администрацией Хатангского района в 1999 году. Но оказывается, несколько лет назад он закрылся, мне было очень жаль, что не удалось там побывать.
Напоследок, Евдокия Афанасьевна, видя, как я внимательно рассматриваю коллекцию минералов, подарила мне на память о музее очень красивый минерал сердолик, разновидность халцедона.
На пятом этаже гостиницы расположена АМСГ Хатанга, я, конечно же, посетил коллег. В кабинетах по-домашнему чисто и уютно. Меня встретили радушно, напоили чаем, долго расспрашивали о жизни на Большой Земле, и тут меня осенило: «А Вы не знаете, кто бы хотел по совмещению работать наблюдателем гидрологического поста?» Ответ одной из сотрудниц последовал незамедлительно: «Моя свекровь с удовольствием согласится. Сейчас я ей позвоню». Через несколько минут разговора, я понял, что поручение начальника гидрологии – Светланы Михайловны Ружниковой будет выполнено. Не откладывая дела в долгий ящик, я тут же договорился о встрече, чтобы показать новому технику-гидрологу участок поста и рассказать об особенностях работы, да и самому нужно было сделать серию фотографий репера и свайного ряда.
Но основной моей задачей, конечно, было выполнение демонтажа узлов и блоков радиолокатора АВК-1 и подготовка к отправке расходных аэрологических материалов и ценных приборов. В условиях жесткого дефицита времени все это выполнить было непросто. Исполняющий обязанности начальника аэрологической станции Троицкий Сергей Владиленович сразу сказал, что в срок мне не уложиться. Трудности в первую очередь заключались в нехватке контейнеров на станции. Необходимо было еще, как минимум два контейнера, плюс нужны были люди для производства погрузочных работ.
Работа по консервации станции продолжалась с утра до позднего вечера, сам не отдыхая, я никому не давал присесть на перекур. Зато результат не заставил себя ждать – еще до прихода судна, которое должно было доставить груз на Диксон, контейнеры стояли уже на причале.
Был один момент, когда мы сделали небольшой перерыв на несколько часов – это День Хатанги. 24 августа все население поселка и гости находились на центральной площади, Хатанга отмечала очередной свой день рождения. Дата не круглая – 387 лет, но отметили динамично, с задором и энтузиазмом. Все торжества проходили в формате народного гулянья. На предназначенной для этого площади была установлена красочно убранная мобильная сцена. Стартом празднования послужило традиционное разжигание и кормление огня в центре площади.
Торжество получилось действительно народным. Благо, погода способствовала, площадь была наполнена людьми. Среди них были и представители поселков поселения. В стилизованных чумах, подготовленных коллективами заповедника «Таймырский» и Центра народного творчества, можно было отведать искусно приготовленные блюда национальной долганской кухни. Здесь же, в чумах, хлебосольные хозяйки угощали ароматным горячим чаем, вскипевшим на огне в центре чума.
Большого внимания удостоились установленные на площади столы. И немудрено: на них соблазнительно расположились конкурирующие блюда, приготовленные в соответствии с конкурсной программой «Смак Хатанги». Участницы конкурса призывно приглашали отведать творение своих рук. Отказаться было трудно, каждый мог подойти, попробовать, оценить и отдать свой голос в пользу «самого-самого» кушанья. Отдать предпочтение затруднительно. В итоге каждая из участниц победила в своей номинации. Были определены и победители в состоявшейся накануне праздника выставке цветов.
Сами именинники подготовили интересную концертную программу, представленную тут же. Вся она была посвящена родному селу, таймырской земле, людям. Любители спорта могли поучаствовать или поболеть за соревнующихся в национальных видах спорта. В результате, в метании маута самым метким оказался мастер спорта по северному многоборью Валентин Уксусников, а в прыжках через нарты – кандидат в мастера спорта по этому же виду спорта Андрей Уксусников.
Заключительным в калейдоскопе праздничных мероприятий стал массовый забег на полтора километра, выполненный в рамках Второй Спартакиады трудовых коллективов сельского участников из коллективов восьми хатангских предприятий. На фоне небольшой Хатанги это впечатляющее и красивое зрелище.
Путораны – край озер и водопадов
Рейс самолета был отменен и перенесен на следующий день, но я не унывал. Еще вчера вечером в гостинице я познакомился с вертолетчиками, и они меня уговаривали с ними слетать на плато Путорана. О таком можно только мечтать.
В глубинах Сибирских просторов несут к самому Ледовитому океану свои могучие воды две великие реки – Лена и Енисей. Громадное пространство лежит между ними, называемое Среднесибирским плоскогорьем. Не зря называется оно Среднесибирским, ведь в самой сердцевине Сибири находится. И не зря называется плоскогорьем, нет тут особо высоких гор и могучих хребтов, как в Восточной Сибири к востоку от Лены. Но это и не равнина, как Западная Сибирь, к западу от Енисея. Пологие и плоские возвышенности чередуются с впадинами и понижениями.
Само название «Путорана» переводится с юкагирского как «горы без вершин». И действительно, плато отличается исключительным своеобразием рельефа: сочетанием плоских вершин с обрывистыми ступенчатыми склонами, врезанные долины рек и озер, где относительные превышения нередко достигают 1000 - 1200 метров с террасированными, ступенчатыми, сильно изборожденными водотоками склонами, обилие порогов, водопадов, покинутые древние русла рек, останцы, курумы. Максимальная высота плато — 1701 метров.
Всего на плато более 25 тысяч озер. Путораны можно смело назвать страной водопадов. Каждая, уважающая себя река, имеет их. А уж о порогах и говорить не приходится. Да и если наблюдать обрывистые склоны долин со дна их, то не счесть числа водным струям, срывающимся с края плато и каскадами устремляющимся вниз.
Еще одной характерной чертой Путоран, привносящей особое очарование, нельзя не признать большое количество совсем не маленьких озер, особенно в западной части. Все они, в основном, вплетены в речную сеть, а значит проточные. Их глубина может быть более 200-300 метров, т.е. иногда дно озера оказывается ниже уровня моря. Поражает чистота и прозрачность воды в них, минерализация даже ниже чем в Байкале.
В озерах и реках ещё полно рыбы, здесь обитают голец, хариус, сиг, щука, налим. Жаль, что на рыбалку совсем нет времени.
Вспоминаются те первые ощущения, которые так сильно поразили, стоило только затихнуть винтам вертолёта после выгрузки. Это был берег озера Кета. Всепоглощающая тишина и первозданность вдруг поглотила нас, растворила в себе. От озера веяло какой-то невероятной свежестью и прохладой. А отражающиеся в озере обрывистые горы всей своей могучей силой, будто враз остановили течение времени. Просто упасть на колени захотелось перед всем этим величием и чистотой.
Геологи, которые и заказывали этот рейс, занимались своим делом, не обращали внимания на эти красоты. Через полчаса взлет и наш винтокрылый друг перемещает нас в другой мир.
Плато Путорана по праву можно назвать краем водопадов – здесь встречаются и семидесятиметровые каскады, рядом с которыми десяти -пятнадцатиметровый слив выглядит весьма скромно. Вблизи водопадов образуется свой микроклимат – повышенное содержание кислорода, влажность – и произрастает своя, часто уникальная флора.
В солнечную погоду над пенящейся среди желто-коричневых утесов водой встают десятки маленьких радуг. Дух захватывает, слова восхищения просто блекнут перед этим совершенством и торжеством ПРИРОДЫ.
Мы побывали в восьми местах, и мне тяжело было определить, какое же из них красивее. Наверное, это и бессмысленно.
Плато Путорана - горы без вершин. На Таймыре говорят, что горы эти недосягаемы, непокоримые – ведь как можно взойти, покорить гору, у которой нет вершины?
Через двое суток я прибыл на родную архангельскую землю, но ощущение, что побывал в другом неведомом мире меня не покинет теперь никогда!
Сентябрь, 2013 год.
Последние новости:
|