М-2 Коноша: 100 лет работы в Гидрометслужбе на двоих.
17 марта 2014
|
Все новости
|
Автор - метеолорог 2 категории Северного УГМС
Александр Обоимов.
Всемирному метеорологическому дню и Дню работников Гидрометслужбы России ( 23 марта) посвящается...
В самом начале весны я получил задание провести инспекцию метеостанции в поселке Коноша. Много раз мне приходилось проезжать этот один из крупнейших железнодорожных узлов Северной магистрали, который является, своеобразными воротами из средней полосы России на Архангельский Север, но ни разу посетить поселок не довелось. Исторически этот район состоит из территорий, которые на рубеже 19-20 веков входили в Вологодскую, Новгородскую и Олонецкую губернии.
Прибыв утром, я без труда нашел гостиницу, которая была здесь в единственном числе. Номер приятно удивил меня комфортом и энергономичностью.
Не теряя времени, оставив вещи, я направился на метеостанцию. От центра идти оказалось не очень близко, зато я смог осмотреть местные достопримечательности. Поселок основан в 1896 году, как узловая станция и с тех пор его статус не поменялся. Старых построек совсем немного, проходя по улице, заметил вывеску районного краеведческого музея. «Надо будет обязательно посетить его», – взял я это здание на заметку.
Метеостанция находилась на самой окраине поселка, на опушке леса. Меня радушно встретили, показали все хозяйство, и я занялся своей обычной работой…
Век на двоих на страже погоды.
Первая попытка организовать метеорологические наблюдения в Коноше была предпринята еще в 1935 году, на так называемом, дождемерном посту, который действовал до 1948 года, а затем преобразован в метеорологическую станцию. На посту производились наблюдения над осадками, атмосферными явлениями и снежным покровом. Наблюдателями поста были: Лобова Августа Васильевна, бывшая учительница (1935-1938 гг.) и Сисина Александра Васильевна (1938-1948 гг.). Пост работал непрерывно до августа 1948 года.
1 августа 1948 года инспектором Кузнецовым И.С. пост был закрыт, а на его базе была создана метеорологическая станция.
Ввиду отсутствия в центре поселка Коноша подходящего помещения для станции 20 ноября 1948 года она перенесена на 1.5 км к северо-востоку от прежнего местоположения на его окраину. На метеоплощадке были установлены имеющиеся приборы и оборудование.
Станция была оснащена флюгером Вильда, ртутным чашечным барометром, самописцами температуры и влажности воздуха, осадкомером Третьякова. 15 августа 1951 года на метеоплощадке был установлен комплект вытяжных почвенно-глубинных термометров.
В дальнейшем происходила модернизация станции, были внедрены: анеморумбометр М-63М для измерений параметров ветра, ИВО «Облако» для измерений высоты облачности, приборы М-53А и М-71 для измерений метеорологической дальности видимости.
В последующем станция несколько раз переносилась: 11 июля 1966 года на 1.2 км к западу-юго-западу и 5 ноября 1970 года к северо-северо-востоку на ныне существующее место. Это не отразилось на ее работе, перерывов в наблюдениях не было.
Начальник М-2 Коноша Л.П. Мальцева.
Начальник метеостанции Мальцева Лидия Павловна пришла учеником сюда еще в 1960 году, затем окончила заочно Московский гидрометеорологический техникум. А с 1971 года является бессменным руководителем М-2 Коноша.
Кроме Лидии Петровны здесь стоят на страже погоды еще пять техников наблюдателей, все женщины. Коллектив дружный, так сказать проверенный временем и погодой. И хотя большинство сотрудников давно пенсионеры, они себе скидок на возраст не делают. В служебном доме и на территории станции образцовый порядок. Вся аппаратура и оборудование содержится в идеальном состоянии. Чувствуется хватка и профессиональный подход к любимому делу. В декабре 2010 года в рамках модернизации на станции установлен автоматизированный метеорологический комплекс, работу на котором персонал метеостанции освоил в кратчайшие сроки.
– Уже несколько раз собиралась уйти на пенсию, но, как только схожу в отпуск, немного времени отдохну, а уже опять тянет на работу. Душа болит – как там мои девочки справляются без меня? - рассказывает Лидия Павловна.
Техник-метеоролог Н.А. Жарова.
Техник-метеоролог Надежда Андреевна Жарова заразительно смеется: «Я тоже всем сказала, что на пенсию уйду только вместе с Лидией Павловной, хотя уже 46 лет здесь отработала».
Быстро прикинув в уме цифры, я обратился к старожилам метеостанции: «Уважаемые наши ветераны метеослужбы, от всей души хочу поздравить вас с наступающим первым весенним праздником 8 марта! Но также хочу еще поздравить с одной датой…»,– я сделал паузу. Лидия Павловна и Надежда Андреевна удивленно переглянулись, не понимая, о чем идет речь. – В этом году у вас сто лет на двоих работы в системе Гидрометслужбы, а в частности на этой станции. Такого мне еще встречать не приходилось. Счастья вам, успехов в работе, главное здоровья и готовьте смену.
100 лет на двоих.
Первой пришла в себя Надежда Андреевна: «Лидия Павловна, а и впрямь у нас с тобой юбилей, а мы, как-то об этом и не подумали!»…
– Спасибо, Александр Петрович, что напомнили об этом, отметим эту знаковую дату 23 марта, во Всемирный день метеорологии, – сказала Лидия Павловна. – Вот только думаем, когда мы – ветераны, уйдем на пенсию, кто работать-то будет? На нашей станции самому молодому специалисту за 40 лет. Ведь Вы и сами прекрасно все видите, что основной штат специалистов метеослужбы давно достиг пенсионного возраста, и сегодня закрываются станции и посты. Кто будет работать через десяток лет?..
Лидия Павловна на метеоплощадке.
Их работа это наука... Но они не ходят в белых халатах, не сидят в лабораториях, они пишут «летопись погоды», изо дня в день, наблюдают над атмосферными явлениями, температурой, влажностью, количеством и формами облаков, высотой снежного покрова и другими метеоэлементами и явлениями, также ежедневно измеряют уровень гамма-фона, чего не сделаешь сидя в кабинете. Каждые 3 часа данная информация в закодированном виде поступает в Гидрометцентр Северного управления гидрометеослужбы, а затем используется и для составления общих прогнозов погоды. В случае чрезвычайных ситуаций – сильных осадков, штормовых ветров, резкого понижения температуры, ухудшении видимости – немедленно передается «штормовая» информация.
И все-таки, метеорологи – это романтики, которые чаще всех смотрят в небо. Несмотря на, порой, низкую зарплату, они остаются верными своей работе. А ведь именно от них зависит работа всех важных служб нашей жизни – аэропортов, морского и речного транспорта, и просто каждого из нас. Ведь каждый человек, уходя из дома, интересуется прогнозом погоды...
Для справки:
В 2014 году исполняется 180 лет Гидрометеорологической службе России. В апреле 1834 г. согласно "высочайшему соизволению", имевшему силу закона и подписанному Императором Николаем I, в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров была учреждена Нормальная обсерватория и ряд ее филиалов. С этого времени метеорологическая сеть России начала вести регулярные метеорологические и магнитные наблюдения по единому руководству. На протяжении всей своей истории Гидрометслужба России постоянно развивается, совершенствуются средства измерений, методы наблюдений и прогнозирования. Службе посвятили свою жизнь тысячи людей от знаменитых ученых до простых наблюдателей гидрометеорологической сети.
Было и такое
1 августа 1861 года появился первый в мире прогноз погоды, он был опубликован в английской газете «Таймс» и принадлежал основателю и руководителю Метеорологического департамента, легендарному капитану «Бигля» (на этом корабле совершил кругосветное путешествие Чарльз Дарвин) Роберту Фиц Рою. Впоследствии из-за депрессии и неточности своих прогнозов Фиц Рой покончил с собой.
Музейные будни и история названия поселка
Коношский районный музей.
Быстро промчались дни, отведенные на инспекцию, жаль только все время стояла пасмурная погода, и красочных снимков, коих, я в достаточном количестве привожу почти с каждой командировки, было совсем немного. Перед отъездом я зашел в районный краеведческий музей, как и планировал. Здесь меня очень гостеприимно встретили, провели обстоятельную экскурсию. 25 марта, в День работника культуры России, в музее готовится выставка «Бытовая техника ХIX-XXI вв.» И я невольно стал свидетелем подготовки этой выставки. Музей основан всего 10 лет назад, и его штат составляет всего пять человек, но нужно было видеть с какой любовью и творчеством девушки (здесь работают только они) предаются своей работе. Одна из сотрудниц музея Ирина, которая была моим экскурсоводом, рассказывала: «Большинство экспонатов совершенно безвозмездно нам дарят жители Коноши и ближайших деревень. Они понимают, что историю нашего края нужно сохранить.
Предметы домашнего быта в Коношском районном музее.
Неизменной экспозицией у нас является выставка посвященная героизму наших земляков во время Великой Отечественной войны, потому, как военно-патриотическое воспитание с младших классов должно быть постоянным, чтобы люди знали, как и кем была завоевана Победа. Ведь, многие сейчас пытаются переврать Историю того времени. А мы не хотим, чтобы наши детки выросли Иванами, не помнящими родства».
Памятник героям-коношанам.
Меня всегда интересует происхождение название местности, где приходиться бывать. Вот и тут я задал совсем не праздный вопрос:
– Гербом вашего поселка является конь, местные жители говорят, что название поселка произошло от слов "конь" и "ноша", но мне кажется, что истина гораздо глубже.
– Вы абсолютно правы. Во времена строительства железной дороги Вологда – Архангельск и станции Коноша в конце XIX века (строили в основном окрестные крестьяне) в народе родились несколько легенд, с одинаковым толкованием названия «Коноша» как составленного из слов «конь» и «ноша».
Краеведы знают, что название речки Коноши, давшей имя станции – чудское, известно также, что окончание «ша» на чудском наречии означает «река». Но в том, что строители истолковали имя новой станции по-своему, ничего удивительного, эти два понятия – конь и ноша – связаны со стройкой самым тесным образом: во время земляных работ того и другого было великое множество. Вдобавок возведённая у речки Коноши станция (ныне там поселок Мелентьевский) была через несколько лет перенесена на 15 км к югу, где и находится с 1898 года, то есть новая Коноша оказалась вообще оторвана от одноимённой речки с чудским именем. Зато конь для русского человека во все века был первый помощник в ратном деле и мирном труде, конь, был настолько почитаем на Руси, что право на его изображение в фамильной геральдике имели только князья. А в сочетании с ношей конь фактически стал как бы символом станции Коноша в пору её возведения и ещё многие годы спустя. Вплоть до строительства железной дороги на Котлас и Воркуту гужевой тракт Коноша – Вельск исправно служил связующим звеном между Северной ж.д. и всей восточной стороной Русского Севера. Поныне конь живёт не только в исторической памяти народа, а и в быту.
Поблагодарив сотрудников музея за теплый прием и, пожелав им дальнейших успехов в их благородном начинании, поздравив с наступающим праздником, я попрощался и двинулся в обратный путь.
Коноша, март 2014г.
Последние новости:
|