Автор - метеоролог 2 категории Северного УГМС
Александр Обоимов.
Много раз мне приходилось бывать в Санкт-Петербурге, но посетить Российский государственный музей Арктики и Антарктики никак не удавалось. И вот несколько дней назад, выкроив несколько часов, я все-таки смог побывать в этом уникальном месте, единственном в России и крупнейшем в мире культурно-просветительном учреждении, комплексно освещающем полярную тематику, своеобразном краеведческом музее полярных стран…
Встретиться с директором музея, известным полярным путешественником и писателем, председателем Полярной комиссии, членом Русского географического общества и географического общества США Виктором Боярским, не получилось, он немного приболел, но его заместитель, почетный полярник, Ипполитов Валерий Сергеевич любезно согласился лично показать экспозиции музея. Тем более, что поговорить нам было о чем – в прессе муссируют слухи, что вскорости музей будет обязан освободить здание, в котором он находится уже более чем три четверти века.
Дело в том, что в 2012 году прихожане единоверческой церкви обратились в Росимущество с просьбой передать здание музея в их распоряжение на основании федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Здание на улице Марата (бывшей Николаевской) было построено в XIX веке для богослужений единоверцев.
После обращения религиозной организации, Росимущество полагает, что можно будет перевести фонды вместе с постоянной экспозицией музея в помещение подведомственного Росгидромету ФГБУ ААНИИ. Поступило предложение, чтобы для постоянной экспозиции использовали конференц-зал института, а фонды будут храниться в подсобных помещениях и на складах НИИ. Но сотрудники музея категорически «против», они уверены, что передача помещения музея Антарктики и Арктики религиозной организации может произойти после предоставления музею равноценной альтернативы, то есть, им нужно отдельное здание в центре города, тогда музей сможет продолжать деятельность в полном объеме.
В музее представлены экспозиции, которые включают личные фонды исследователей, снаряжение экспедиций, уникальные приборы, макеты кораблей, диорамы. Среди экспонатов — палатка СП-1, штурвал и модель ледокола «Таймыр», спасательный круг с парохода «Челюскин»…
Практически все экспонаты отдела «Природа Арктики» в центральном зале на первом этаже выполнены в середине 1930-х годов: из диорам художника Платунова самая большая — «Птичий базар».
Глобус с изображением Арктики был сделан художником Новодворским по материалам академика Шокальского. Самолет, встречающий посетителя прямо у входа, — настоящий. Нынче существует всего два Ш-2 конструкции инженера Шаврова, которые использовались в Арктике с 1930-х по 60-е годы. Сотрудник Арктического института и один из участников челюскинской экспедиции Яков Гаккель, который принимал активное участие в создании музея, нашел самолет на гребном канале на Крестовском острове. Обо всем этом Валерий Сергеевич рассказывал мне с большим воодушевлением, и было видно, что каждый из сотрудников музея радеет за свое общее дело.
Сотрудники музея и сенатор В. Тюльпанов.
Мое посещение музея совпало с приездом председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадима Тюльпанова, который совместно со знаменитым полярником Артуром Чилингаровым также настаивают: пока музею не будет выделена необходимая площадь, выгонять его с насиженного места нельзя.
Не осталась в стороне и столица Поморья. Архангельский сенатор Константин Добрынин предложил перенести Российский государственный музей Арктики и Антарктики из Санкт-Петербурга в Архангельск. Также сенатор добавил, что губернатор Архангельской области всецело готов поддержать переезд музея из города, отмечая при этом, что затраты из федерального бюджета при этом будут значительно меньше, чем при изыскании сопоставимых возможностей в городе Санкт-Петербурге.
Пока вопрос о переезде не решен, но зато количество посетителей возросло в два раза, говорят сотрудники музея.
Март, 2014 года.
Последние новости:
|